Вверх страницы
Вниз страницы

ЗНАКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОРОЧЕСТВ

Объявление

ПРАВИЛА ФОРУМА размещены в ТЕХНИЧЕСКОМ РАЗДЕЛЕ: https://znaki.0pk.ru/viewtopic.php?id=541

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Православная семья.

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Интернет-журнал / Семья.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/page_1234.htm

Библиотека / Семья и воспитание.

http://predanie.ru/lib/razd/10052/

Азбука веры /Любовь и семья.

http://azbyka.ru/tserkov/lyubov_i_semya/

Азбука воспитания.

http://azbyka.ru/deti/

Мужчина и женщина.

http://convent.mrezha.ru/_text/qnaMarriage.htm

0

2

О воспитании
«...воспитывайте их в наказании и учении Господни...» Ефес. 6.4

Воспитание чад в «наказании и учении Господни» означает воспитание послушания у чад единому Богу. Чадо должно видеть в повелениях родителей, и всех старших, и сверстников, и младших волю Бога, власть и повеления Божии, что единственно им должно быть всегда причиной безоговорочного послушания.
Вот, например, родители не разрешили чаду взять без спроса вещь, принадлежащую сестрёнке младшей.
- Почему нельзя? - спрашивает чадо родителей. Живущие не по Христиански родители, начинают объяснять чаду, что это, мол, «некрасиво» так поступать, что обидишь сестрёнку, что можешь испортить её вещь и т.п. И тут же следует множество вопросов и возражений от чада, таких как: «А почему некрасиво?...А что значит некрасиво?…сестрёнка не обидится... она мне всегда давала...я не испорчу...» и т.п.
Так воспитывают язычники и богоотступники. Их воспитание всегда заканчивается сведением послушания к родительской власти и силе. «Нельзя! Я сказала!» - кричит мама. «Тебе, что, не ясно сказано, что нельзя?» - грозит папа... Так раз за разом у чад воспитывается послушание власти и авторитету родителей, превышающим всякий здравый смысл, и пользу, и истину. Удобно для родителей такое послушание. Указание, повеление, распоряжение скоро будут исполнены без лишних объяснений «зачем» да «почему»... Сказано - сделано!
Но такое послушание есть послушание не Христианское. Оно имеет границы: в виду авторитета. Т.е. там, где родителей (авторитета) нет, где их не видят и не слышат, там и послушания нет!
У Христиан же все не так: Христиане воспитывают чад своих не на убеждении в пользе или вреде послушания старшим, сколько о пользе послушания заповедям и повелениям Божиим: ...Нельзя брать без спроса вещь потому, что это есть воровство - грех... Нельзя есть сладкое перед едой и вообще много и без спроса, потому что это есть нанесение себе вреда - грех самоубийства; чревоугодие - грех; грех воровства... У чад зарождаются Христианские понятия: нельзя то, что Бог запрещает. Можно то, что Бог благословляет. В лице родителей, получается, слушаемся Бога!
Это послушание безграничное! Есть родители, или они далеко, и не видят и не слышат... разницы нет! Ибо не родителей слушаются чада, но Бога! «Иже везде сый и вся собою исполняй»... И так чада управляются Богом через родителей и через совесть свою...
У безбожников безграничная власть над детьми... до определенного возраста... У Христиан эта власть в Боге. Они могут отдавать только повеления те, кои соответствуют повелениям Бога.
Придя в храм, и начав жить жизнью прихожанина, и даже приняв монашество, либо сан, воспитанный в традициях богоотступнических (полное послушание старшим и авторитетам ) не станет задавать вопросов родителям, старшим и авторитетам Церкви «А почему так?», «А зачем?». У него уже в крови: сказано старшими - сделано. Почему? Зачем? Потому и затем, что так старшие велели, приказали. Таких вопросов не возникает и в совести его... Так и он повелевает, господствует, владычествует над младшими, не ища воли Божией в повелениях старших, ни же в своих в своих повелениях, нисколько не заботясь о послушании Богу. ...Но везде господствуют самоволие, страсть, самость, властолюбие и человекоугодие.
Когда же придет в храм воспитанный по- Христиански, тогда у него возникнет много вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Кто повелел, чтобы было так, как есть?». И на все вопросы только один ответ будет принят: «ТАК ПОВЕЛЕЛ БОГ - ГЛАВА ЦЕРКВИ». Это видно из Евангелия ...из апостольского Учения ...апостольских правил ...правил Семи Вселенских Соборов.
Если же по Христиански воспитанный услышит, что такой порядок и такое правило заведено в Церкви по приказу батюшки, распоряжению архиерея, по велению игуменьи и т.п., то такой ответ не удовлетворит Христианина. Конечно, если эти правила человеческие касаются вещей человеческих: подсвечники, аналои, одежды, пение, чтение, порядок и состав служб в храме, лампады, кадила и т.п., и если эти правила не выходят за рамки приличия, благочиния, то и вопросов не возникнет... И ответ: «Так распорядился человек» будет приемлем. Но что касательно вещей Божественных, как то: Божественная Литургия, Её последовательность и чин, Причащение, подготовка к Литургии и Причащению, пост, и все те Божественные постановления, правила, Заповеди, которые Духом Святым изложены в Священном Писании, апостольских правилах и Семи Вселенских Соборов, в Церкви Бога они должны быть неизменны никаким человеком, ни ангелом...
Как и в совести каждого совестливого человека начертаны неизменные Божии правила жизни - не убей, не оскорбляй, не лги, не предавай, не воруй, не хами, заступись за обижаемого, будь помощником нуждающимся в помощи, слушайся родителей и старших и т.п. И только демоны могут внести изменения в этих правил совести. От этих изменений изменяется весь человек... Он становится явно поврежденным, падшим, жалким, увечным. Общество из таких падших есть общество (церковь) падших.
Потому и вопрошает Христианин о чине и порядке Церковном, что таково его Христианское воспитание: прежде чем, что делать, в чем участвовать, он должен знать, что на то есть воля Бога.
Живя в мiру, Христианин будет послушен всем господам и владыкам. Причем, послушен будет в совести, т.е. послушание будет нести по совести, перед Богом, честно. Христианам не нужны надзиратели и «погонщики». У Христианина - Бог зрит и совесть «погоняет». Христианин - не бунтарь, не революционер, наоборот, он всегда готов встать за господ и владык, и за всю братию, даже до смерти... за совесть перед Богом.
Но в послушании и любви у Христианина есть границы. Это границы дозволенности от Бога. Всё, что запрещено Богом, для Христианина неприкасаемо ...даже до смерти. И за границами совести, за пределами дозволенного Богом Христианин - ослушник и первый бунтарь ...даже до смерти, за совесть, перед Богом.
Живя в мiру, крещёный с языческим воспитанием будет безгранично-законопослушный. Ибо в крови у таковых послушание владыкам и господам. На это послушание настроена совесть их. Чтобы ни повелели господа, без возражений и испытаний будет исполнено. И даже на смерть пойдут за господина.
Христианин живя в храме Церковном, в монастыре, несет послушание за совесть, перед Богом... послушание всем первым и старшим (Мф. 20.25-28). Но послушание это ограничено Божиими правилами, повелениями, запечатленными Духом Святым в Священном Писании и во всем Святом Предании Матери Церкви. За пределами сих, Богом указанных, границ заканчивается послушание, покорность Христианина. Он становится непокорным, несговорчивым, не «смиренным», дерзким и даже «раскольником» и бунтарём, «гордым» и упрямым.
Христианин управляется Богом и через совесть, и через знания, обретенные от Бога посредством книг Священного Писания и всего Святого Предания.... управляемый Богом вся мудро творит и во благо, в духе богоугождения... за совесть, Христа ради. И никто, и ничто не в силах уговорить Христианина на какое зло, на богопротивное дело, потому что ...Христианин никакую выгоду не видит и не признает, кроме одной - Богу угодить, Богу слушаться. А иные обстоятельства, Богом попущенные, требуют даже умереть за волю Божию... И не смутится Христианин, и не «размыслит», но будет даже до смерти стоять за Истину, подвизаться за повеления Господни. Таковыми были и есть все Мученики и Исповедники, все Преподобные и Праведные - все те, кем Церковь Божия славится.
Крещеный же, имущий послушание человекам в духе человеугодия, обманутый современными семинарскими и академическими«блудословами» авторитетными… в мечтаниях о том, что Бог, якобы, относит их послушание старшим «во всем», Себе, тем самым возводят таковые «старших» в чин богов ...идолов. О какой совести тут говорить? О какой воле Божией? Всё пропитано духом человекоугодия с прелестной мечтой тем самым угодить Богу.
Бог один и совесть одна. Авторитетов много ...«отцов», «владык», «великих господ»... Они могут иметь различные мнения, основанные на личных переживаниях и чувствах... Они могут меняться, сменяя друг друга тихо, либо «бурно»... Так пала Римская церковь... Греческая
Так Русские лишились Святой Руси:
Церковь в лице священства и архиерейства трепетала перед сильными мiра - князьями, помещиками, градоначальниками, генералами. Её не интересовало, кто эти русские, Христиане или враги Церкви, ненавистники Руси. Церковь не «ставила» вопрос на суд народа с Царем - как это допустимо, чтобы у управления Руси, в области экономики, правопорядка и обороны стояли люди, далекие от веры Христианской, а потому, по сути - враги Руси Святой?..
А ведь Церковь обязана была заклеймить врагов как врагов, христоненавистников как христоненавистников, и объявить Царю и всему русскому народу, что министр Витте за нехристианскую жизнь, после неоднократных увещеваний и полнейшего презрения к последним со стороны сего министра, Русской Православной Церковью, в соответствии с Евангельской Истиной (Лк. 14.27) и Апостольских правил (п.9) и Семи Вселенских Соборов правил (6 п.80), объявляется отлученным от Церкви Божией и Главы Её - Господа нашего Иисуса Христа, и посему отныне должно иметь сего Витте как богоотступника, христоненавистника и, значит, врага России, её народа, Церкви. Также Церковь должна была поступить и в отношении видных генералов. И Император знал бы, что его министр, его генералы являются объявленными врагами народа. Знал бы и сам народ... с известными последствиями.
Но сего Церковь не сделала потому, что имели Её представители в лице высших иерархов не Христианское воспитание, по которому все министры, все князья и генералы - непререкаемый авторитет с властью и величием, куда более «высшими», нежели Глава Церкви... -«Бог в храме и на Небе, а на земле - господа и владыки, от которых церковь в полной зависимости... И поднять голос против своих «благодетелей»?! Это уж слишком!»
Народ, воспитанный в духе безоговорочного (идолопоклоннического) послушания старшим (авторитетам), видя, как высшие иерархи церковные трепещут перед господами и молчат, тоже трепетал и молчал. Заглушить свою совесть и честь их приучили... Тех же, кто хотя бы немного пробовал обличать, высмеивали, как находящихся в прелести - мол, ревность не по разуму имеют... «по разуму» тогда, когда ревновать будешь в том, в чем тебе укажут...
Русско-японская война ...морской военачальник приказывает загрузить боевые корабли топливом более допустимого, и бронированная противоторпедная и противоснарядная защита уходит под воду... Матросы видели, как их броненосцы превратились в беззащитные лодки, и молчали. ...А как же! Авторитет! Надо подчиняться!
Буржуазия радовалась успехам японской армии и поражениям Русской армии, и свои восторги открыто выражала на страницах прессы «русской». И это «русская буржуазия»! И ей кланялись и прислуживали Христиане, чьи дети, братья и отцы погибали в этой войне, и о чьей погибели радовались «господа-с»...
И кто же это Христиан воспитал так «смиряться»? Божие ли это смирение? Кто научил «смиряться» при виде, как поругивается правда, «слушаться» господ, генералов, министров, владык, когда проливается кровь невинная, когда совершается кощунство, богоотступничество?..
Когда в Петрограде, проплаченные масонами и америкой бандиты стали громить полицейские участки, убивать полицейских и жандармов, вооруженный и хорошо обученный полк в казармах спокойно ждал приказа министра... Убивали Русских в России, в столице, а другие Русские ждали разрешения на Христианское дело - душу за братьев положить... И откуда такое терпение... такое послушание... такое смирение?
И распустили армию, охранявшую сердце России - Царя и Его семью, и народ... Пришли прощаться с Царицею Александрою... Преображенский полк... Егерские стрелки ... «плакали, а Царица утешала»... Плакали!!! Плакали мужики, вооруженные до зубов, сильные, обученные... плакали и ничего не могли поделать с воспитанием, вживленным с «молоком матери»: - послушание великим господам, авторитетам, послушание бездушное, слепое...
Кто внушил?! Кто научил? А кто мог научить плохому, худому? Враги! Как они смогли, кто врагов послушал бы? А враги оделись в одежды добрых учителей - пастырей, и по-своему толкуя слова Евангельской Истины, «преобразовывая» их в ложь сатанинскую, одурачили простой и доверчивый народ...
Ещё и поныне священство с амвона учат-с:
- «вы слышали слова Иисуса: «слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается»? Слушайте же! Ваше дело - полное послушание во всем священству, архиерейству и патриарху! Даже если мы и чему не тому учить станем, ваше дело - слушаться нас! За ваше послушание будете спасены! С вас послушание Бог спросит! А мы за свое сами ответим»... вместе будем в аду… И вы дети повинуйтесь во всем родителям и Бог ваше повиновение во всем отнесет себе»... родители - «боги»... И над всеми «богами» главный бог, обещающий за послушание «богам» рай...
За богопротивныя «послушание» и «смирение», воспитанные в Русских доверчивых сердцах, лишились Русские Святой Руси, Царя, лучших Русских людей...
За прелестныя«послушание» и «смирение» склонили шеи под меч сатанистов и мы, остаток Руси...
А, может, одумаемся? Может, смиримся истинным смирением: согласимся лучше умереть воинами за Русь, нежели скотиной на бойне? Может, начнем не господ слушаться, а совесть? Бога! Евангелие! Или перевелись Русские?..и сильно воспитание антихристово?

Священник Александр+.
http://russkiysobor.com/forumrussobor/v … &t=105

Отредактировано Растигай (2012-09-23 14:56:31)

+2

3

В Тернопольской области обвенчались 80-летние жених и невеста
В Тернопольской области обвенчалась пара, суммарный возраст которых - 169 лет, пишут СМИ.
«Молодожены» прожили вместе шестьдесят лет в официальном и церковном браках, и захотели пожениться еще раз. 80-летняя Мария была на венчании в белой пуховой «фате». Она опоздала даже под венец, где ее ждал 89-летний жених Василий.
Местный священник тоже почтенного возраста. Но таких «молодых» венчает впервые. Отец Григорий говорит, что церковь позволяет обновлять браки после пятидесяти лет совместной жизни. Поэтому поддерживает в их инициативе.
http://www.bagnet.org/doc/images/3(1204).jpg http://www.bagnet.org/doc/images/1(1416).jpg
http://www.bagnet.org/doc/images/4(949).jpg

+1

4

Верующий ребенок в светской школе

Одно из самых модных словосочетаний сегодня – это уверенность в себе. Отовсюду нас убеждают, что без нее невозможно прожить в современном мире. Особенно сложно приходится верующим детям, подросткам, которые учатся в светских школах. Отношения между одноклассниками обостряются, выделяется группа крутых лидеров, которые начинают насмехаться над верующим, он становится "белой вороной".

Как еще не установившейся личности найти себя, вера – это слабость или сила – об этом рассказывает протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, духовник Свято-Владимировского учебного центра.

– Что такое уверенность в себе с православной точки зрения?

– Я думаю, быть уверенным в себе – это хорошее чувство. Вопрос только в том, на чем оно основано. Часто уверенность в себе воспринимается так: быть независимым от чужого мнения, внешних обстоятельств, – для подростков это выражается словом "крутой", – сильно оградиться от окружающего мира. И собственно чувство неуверенности часто остается, но маскируется под внешней грубостью, эпатажной одеждой, не совсем адекватными выходками. Бывает, что детская неуверенность не уходит и, когда человек становится взрослым, он скрывает ее под тщеславием и желанием возвысить свой собственный статус за счет других, придумывает себе всевозможные маски, роли, в которые может проиграть всю свою жизнь, до самой смерти, но ни в коем случае не признаваться себе в том, кто он на самом деле.

– А на чем основана христианская уверенность в себе?

– На смирении. Она начинается с того, что человек совершает некий подвиг, мужественный поступок: он не боится признаться самому себе и Богу на исповеди, кто он есть на самом деле. И в тот момент, когда человек становится способным осознать себя в своей недостаточности, греховности – к нему приходит чувство, что раз он такой, бояться больше нечего, хуже быть не может (улыбается).

И в этот момент начинается его движение к Богу. Человек получает уверенность, что и в таком состоянии Бог его не оставит. Он больше не боится жить, он знает, что Бог пришел спасать не праведников, но грешников. и это дает ему возможность любить людей, быть способным простить, потерпеть, безбоязненно переносить испытания, обиды. Когда человек знает свои недостатки, ему не так важно, что их замечают и другие. Еще он становится способным на очень важную вещь – не завидовать другим людям, имеющим достоинства, которых у него самого нет, не стараться оскорбить их, подтопить и тем самым возвысить себя – а уметь восхищаться чужой красотой, умом, добродетелью.

– Это очень трудный путь, когда ты пытаешься быть, а не казаться.

– Да, а проверить себя можно так: если ты стараешься выглядеть умным, то можешь себе сразу признаться – ты не умный. По-настоящему умный человек никогда не будет строить из себя умного. По-настоящему красивый человек не будет выпячиваться перед другими, что он красив. Если человек сильный, ему необязательно всем это показывать, достаточно того, что это в нем есть.

– Что тогда такое комплексы? Это отрицательная вещь?

– Я считаю, что комплексом как раз и является это желание казаться. Это безо всякого сомнения отрицательная вещь, показывающая в человеке его уязвленное самолюбие, нежелание смириться с тем, что ему послал Господь. Эти комплексы вызывают в человеке и озлобление, и зависть, и депрессивное состояние. Это, конечно, психологическая проблема, которая может решаться и родителями, и педагогами, и духовником.

– Что вы можете посоветовать подростку, терпящему за свою веру насмешки, издевательства в школе?

– Если человек естественным образом выбирает для себя тот или иной путь, то он должен быть готов пройти по этому пути до конца. И нет ничего удивительного в том, что он не встречает на этом пути взаимопонимания, ведь у каждого свои интересы. Это вопрос проверки своего характера, насколько человек силен, способен выдержать унижение. Либо человек идет на поводу у мнения толпы, либо для него собственная позиция является ценностью, и он готов ее отстаивать.

Такая ситуация может случиться не только с подростком в школе, но и со взрослым, уже зрелым человеком в любом коллективе, когда он не принимает тех законов, по которым живет это общество. Тогда он должен быть готов за себя духовно постоять и в этом смысле немного потерпеть.

Вообще, верующие подростки, которые учатся в светских школах – это во многом мученики. Настоящие современные мученики, потому что они сознательно живут по-христиански в среде, которая так агрессивна к вере, как никогда.

Были времена, когда верующие дети страдали от того, что их силой принимали в пионеры, комсомольцы, многие шли против своей совести, потому что были поставлены в такие условия. Учителя давили на родителей, детям запрещалось носить в школе крестик, были даже издевательства. Но тем не менее не было такого страшного состояния агрессии, которое сейчас испытывают дети в школах не просто со стороны антирелигиозного давления, а со стороны давления греха, самих искаженных отношений между людьми.

– Они чувствуют себя тем самым "слабым звеном".

– Совершенно верно. Поэтому христианина, оказавшегося в современной школе, можно уподобить мученику и исповеднику. Он, несмотря ни на что живет и поступает по-христиански, не идет на поводу у компаний, не стесняется выражать своего отношения к греховным явлениям, а с другой стороны учится не озлобляться, а молиться за своих товарищей и врагов. Я думаю, из современного исповедничества Христа это наиболее сложный, тяжелый путь. Если раньше взрослые были носителями креста, то теперь он лег на плечи наших детей.

– Вы считаете, что учеба в православной школе может быть выходом?

– Существование православных гимназий, которые дают детям возможность избежать многих проблемных ситуаций на почве веры, чаще говорит не в пользу этих гимназий. Так как дети часто оказываются тепло-хладными и равнодушными к вере, к Церкви. Они не способны ни исповедовать, ни защитить свою веру. Они растут, можно сказать, в тепличных условиях, среди единомышленников. Но потом они заканчивают гимназию и начинают стесняться своей веры, скрывать ее. И постепенно уходят в окружающий мир, совершенно в нем растворяясь. Это проблема православных гимназий и этих тепличных условий. Поэтому подвиг несения креста у верующих детей в светских школах, даже если им иногда приходится идти на поводу у компании, не быть такими "чистенькими и гладенькими", как дети православных гимназий, я думаю, покрывает очень многие их личные и поведенческие недостатки.

– Смолчать и стерпеть – это сила или слабость?

– Это может быть и тем, и другим в состоянии разных людей. Не отвечать на удар и подставлять другую щеку – за этим может скрываться и трусость, и мужество. Здесь то же самое. Поэтому детей, находящихся в таких условиях, мы, родители, должны приучать прежде всего не бояться. Если ребенок немного трусит, скрывает свою веру, если ему легче не ответить ударом на удар – его лучше научить проявлять мужество, не пасовать, не быть униженным. Ведь когда человека унижают, в нем оскорбляют образ Божий, его христианское достоинство. И если он умеет себя защитить – это очень хорошо. Потому что бывает так, что ребенок молчит по трусости, ненавидит своих обидчиков а оправдывает себя тем, что поступает по смирению. Но когда человек достаточно духовно зрел, имеет в себе мужество не ответить на удар, а пытается действовать по Евангелию, способен молиться за тех, кто его обижает, это высокий христианский подвиг. Об этом ребенке можно говорить с восхищением. Это часто недоступно взрослым верующим с большим опытом веры.

– И бывает, что в такое сложное время подростка предают друзья, переходя на сторону обидчиков. Как найти в себе силы простить?

– Тут трудно давать советы, всякий совет в этом случае будет неправомерным и надуманным. От предательства не застрахован никто. Есть такие вещи, которые необходимо просто пережить, испытать, перестрадать. И когда в жизни человека случаются беды, предательства, он должен быть к этому готов. Наша жизнь – не медовый пирог, полный только хороших сюрпризов. Здесь скорее требуется не совет, а утешение, поддержка со стороны оставшихся друзей, родителей, духовника, хотя и это не всегда поможет человеку. А тем более говорить: "Помолитесь за них" – в такие моменты далеко не всегда человеку дается искренняя молитва. Какие-то вещи лечит только время, они надолго остаются раной в сердце. Но это потом дает человеку возможность тоньше чувствовать людей, иметь снисхождение к их слабостям, серьезнее относится к выбору собственных друзей. И понимать, что дружба – это не когда тебе приятно находиться рядом с человеком, а когда вы останетесь вместе и в самые тяжелые моменты.

И надо очень хорошо проанализировать себя: всегда ли ты так дружишь, как хочешь, чтоб дружили с тобой? А всегда ли ты можешь пойти с другом до конца в тяжелых обстоятельствах и поддержать его, поделиться с ним своим сердцем? Или ты просто ждешь, чтобы это все давали тебе, ничего не давая взамен, а когда случается беда, огорчаешься: "Как же так? Ведь ты был моим лучшим другом?". Если ты на самом деле отдавал ему самое лучшее, это не может остаться без плода. Может быть, этот человек еще вернется.

Знаете, обиды посылаются человеку для того, чтобы он научился их прощать. Для начала хотя бы на самом маленьком уровне. Да, это ужасно тяжело, но другого пути в жизни христианина нет. И мне кажется, несмотря ни на что, христианин должен оставаться открытым, "любовь всему верит, все покрывает". Поэтому христиане – это те, которые больше всех остальных терпят боль, они более доверчивы, они иначе смотрят на мир. Для них человек – это тот, которого можно пустить в свое сердце. И это чувство не должно ослабеть в нас.

– Как можно вообще найти подход к этим людям, своим врагам? Притворяться такими же крутыми, как они, не хочется, а идти к ним с открытым сердцем – весьма сомнительная идея.

– Не знаю, нужно ли ставить эти эксперименты и пытаться узнать, каковы эти люди под маской. Если человек естественным образом встречается в твоей жизни, и вас что-то сближает, ты чувствуешь с ним родство душ – это одно. А когда ты пытаешься из интереса войти на его территорию и говорить на его языке, то либо ты получишь от него по самому больному месту, так как будешь слишком открыт, либо начнешь ему подражать, подпевать. Есть люди, которые способны раскрыться тебе навстречу и понять тебя, а есть неспособные к этому. Конечно, надо быть открытым для всех людей, но специально вести себя так: "Вот я сейчас открою тебе свой мир, чтобы ты открыл себя в ответ" – это достаточно опасная наивность. Даже если вы находитесь в одном коллективе, можно сохранять определенную дистанцию.

- Какая самая распространенная проблема, с которой к вам обращаются подростки?

– Проблема непонимания в семье. Подростки жалуются на то, что родители перестали их понимать, не слышат их собственной детской боли, относятся к ним формально и слишком командуют. Ребенок в этом возрасте часто ищет в родителе не просто родителя, но еще и друга, собеседника. И когда он этого не находит, это становится его внутренней проблемой. В этом случае священник, если он хорошо знает эту семью, может попробовать разобрать с ребенком проблемную ситуацию, поменяв его ролями с родителями. Иногда это срабатывает. А чаще нужно просто утешить ребенка, дать ему то, что недодали родители, ответить на те вопросы, на которые они не отвечают, а какой-то мере стать ему родителем. Тогда ребенок уходит успокоенным, и не осуждает родителей.

Беседовала Елена Меркулова

http://www.3rm.info/31389-veruyuschiy-r … hkole.html

0

5

Позитивчик. Чин развенчания

Приходит к престарелому батюшке молодая пара и просит их развенчать, по той причине, что они, мол, характерами не сошлись. Батюшка с сочуствием отнёсся к их просьбе:

- Ну, коли так, то нужно горю промочь. Пойдёмте, развенчаю вас.

Муж с женой радостно идут за батюшкой, предвкушая сладостный момент, когда бремя неудавшегося брака будет снято с них, и они смогут с чистой совестью попрововать ещё раз.

Батюшка вошёл в алтарь, облачился в праздничные белые ризы, возжёг светильники, ну, в общем, всё как на венчании.

Развенчивающихся поставил под амвоном (это такая полукруглая ступенька напротив царских врат в храме), отверз царские врата, взял в руки напрестольное Евангелие (оно обычно заковано в железный чеканный оклад и весит "ни много, ни мало" килограммчиков 16-ть) и, подойдя к жениху торжественно спросил его:

- Желаешь ли, раб Божий Иоанн, развенчаться с рабой Божией Еленой, попрать обеты, данные Богу в таинстве венчания, стать клятвопреступником?!

- Да, честный отче, желаю.

Батюшка со всего размаху огрел мужа Евангелием по голове, и, пока тот приходил в себя от шока, подошёл к невесте и также не менее торжественно вопросил и её:

- Раба Божия, Елена, желаешь ли развенчаться с рабом Божиим Иоанном, попрать обеты, данные Богу, и стать клятвопреступницей?

- Да, честный отче, желаю.

Эхом отвозвался в пустом храме удар Евангелия по голове супруги, а баюшка уже стоял перед мужем и вновь задавал ему тот же вопрос и, получив утвердительный ответ, хорошенько размахнулся и опустил Евангелие на голову незадачливого мужа. После этого подошёл к невесте и совершил ту же процедуру.

Так и ходил батюшка от жениха к невесте, от невесты к жениху вопрошая их об одном и том же и хорошенько прикладываясь к их головам святым Евангелием, пока те в отчаянии не закричали:

- Батюшка! Да, когда ж закончиться-то чин развенчания?!

- А, покуда смерть не разлучит вас!

Супруги в ужасе выбежали из храма и, отдышавшись на соседнем переулке, потрая шишки на макушках, решили всё-таки сохранить узы брака до конца. Как бы не вышло чего...

http://3rm.info/31834-pozitivchik-chin- … aniya.html

+1

6

Рожай — хочу

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/59009.htm

Статья большая и ОЧЕНЬ нужная, почитайте не пожалеете!

0

7

Хочу поделится своим наблюдением.

Как не прискорбно об этом говорить, но правду не утаишь.
Мы с женой стараемся свою дочь (5 лет) причащать каждую неделю, но в последние месяцы я заметил, что моя дочь стала странно вести себя после причастия.
Закатывает истерику, не слушается, молится не хочет, во общем полный протест.
Раньше мы в месте молились, ей нравилось ходить в храм, слушала мои рассказы о Боге, а теперь всего этого нет.

Может эта беда только нашей семьи, но если кто заметил аналогичное прошу отписаться.

Неужели благодать отступила от нашего храма?

Вспоминается послание к Лаодикийской церкви:

Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.

на церковно славянском это звучит ещё страшнее "изблевати", т.е. можно привести аналогию, рассмотрев этот действо, как это происходит у человека.
при крещении мы приняв закваску Святого Духа перебраживаемся в нового человека, и при соединении (таинства причастия) становимся единым телом Христовым.
Если человек недостойно причащается, то он при соединении отравляет весь организм, и естественная реакция организма это освободится от яда через рот.

Поправьте меня если я не правильно написал.

0

8

Леонтьев Алексей написал(а):

Мы с женой стараемся свою дочь (5 лет) причащать каждую неделю, но в последние месяцы я заметил, что моя дочь стала странно вести себя после причастия.Закатывает истерику, не слушается, молится не хочет, во общем полный протест.Раньше мы в месте молились, ей нравилось ходить в храм, слушала мои рассказы о Боге, а теперь всего этого нет.
            Может эта беда только нашей семьи, но если кто заметил аналогичное прошу отписаться.

Это влияние беса, человек духовно засыпает, через это проходят все дети, я таким же был в ее возрасте, правда прозрел года 2-3 назад. Двоюродные братья до 5-8 лет вели нормально, одному даже хотелось в хоре петь, а потом вдруг стали в торопях читать молитвы, быстренько коряво креститься, в храме баловались и.т.д.

Отредактировано LIrik (2013-01-29 13:55:00)

0

9

Леонтьев Алексей написал(а):

Неужели благодать отступила от нашего храма?

По каким признакам можно отыскать ее среди множества современных «ветвей христианства»?
   Во-первых, настоящая Церковь должна содержать неповрежденным чистое христианское вероучение, проповеданное апостолами.
...
Вторым признаком Истинной Церкви является благодать. Благодать есть сила Божия, пребывающая в Церкви Христовой, с помощью которой милостивый Господь, не хотящий смерти грешника, укрепляет и освящает народ церковный, омывает нас от грехов и неправд наших, возводит от пропасти погибели к спасению и жизни вечной.
...
Хотя благодать есть сила невидимая, существует внешнее условие, по которому можно судить, присутствует ли она в Церкви или нет. Это условие – апостольское преемство.
http://www.christian-spirit.ru/v91/91.(13).htm

Необходимым условием для совершения и действенности таинства является присутствие:

1) объективной стороны таинства, которая состоит в его совершении правильно поставленным священнослужителем, соблюдающим определенную внешнюю форму и словесную формулу таинства. При соблюдении объективной стороны совершенное таинство будет действительным;

2) субъективной стороны таинства, которая заключается во внутреннем настроении и расположении человека, прибегающего к нему. Для человека, имеющего твердую веру и благоговение, совершенное таинство будет действенным. Впрочем, смиренно сознаваемая нетвердость веры, – это далеко не то, что упорное неверие. Ведь, по большому счету, только такое неверие и может являться средостением между Богом и человеком.

Не является условием для действительности таинства наличие заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих таинства. Грешный человек должен сознавать великое значение и важность таинства и иметь искреннее желание и готовность принять его. При отсутствии такого внутреннего настроя обращение человека к таинству послужит ему лишь к осуждению (См.: 1 Кор. 11; 26-30).

Правильно совершенные и воспринятые таинства сообщают благодать всей психофизической природе человека и производят глубокое воздействие на его внутреннюю, духовную жизнь.
http://verapravoslavnaya.ru/?Tainstva_p … noi_Cerkvi

[b]правильно поставленным священнослужителем[/b],
Например, если священник присягал во-первых на верность Патриарху, во-вторых Христу Богу, таинства не совершить.
http://amin.su/content/analitika/9/945/

ПРИСЯГА
ставленника перед рукоположением в сан иерея

Я, многогрешный диакон (имя), призываемый ныне к служению иерейскому, обещаю и клянусь пред Всемогущим Богом и святым Его Крестом и Евангелием, что при помощи Божией всемерно буду стараться проходить свое служение во всем согласно слову Божию, правилам церковным и указаниям Священноначалия.
Богослужения и Таинства совершать с усердием и благоговением по чиноположению церковному, ничего произвольно не изменяя.
Учение веры содержать и другим преподавать по руководству Святой Православной Церкви и Святых Отец; вверяемые попечению моему души охранять от всех ересей и расколов, а заблудших вразумлять и обращать на путь истины и спасения.
Проводить жизнь благочестивую, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную, в духе целомудрия, смиренномудрия и кротости, и своим добрым примером руководствовать других к благочестию.
В молитвенное и каноническое общение с лицами, не принадлежащими к Православной Церкви или находящимися в расколе, не входить. Ни в каких политических партиях, движениях и акциях участия не принимать.
Без воли своего Архипастыря место служения, куда буду определен, не покидать и самовольно никуда не переходить.
Во всяком деле служения моего иметь в мыслях моих не свою честь, интересы или выгоду, но славу Божию, благо Святой Русской Православной Церкви и спасение ближних, в чем да поможет мне Господь Бог благодатью Своей, по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и всех святых.
В заключение моего клятвенного обещания целую Святое Евангелие и Крест Спасителя моего. Аминь.

Верность данной присяге свидетельствую, в чем и подписываюсь.
Ставленник………………………………………………………………………………….
(фамилия, имя, отчество)

Мною исповедован и приведен к присяге ставленник
……………………………………………………………………………………………….

При открытии его совести препятствий к рукоположению его в сан
иерея не имеется.

Духовник……………………………………..
«…….»………………….20… г.

После принесения присяги ставленник целует Святой Крест и Святое Евангелие и подписывается под текстом присяги.

Присягу заверяет своей подписью Архиерей (или священник, который по благословению Архиерея принимал присягу).
http://www.blagogon.ru/biblio/112/

Отредактировано Вера (2013-01-29 14:02:38)

0

10

LIrik написал(а):

Это влияние беса

Это тоже причина.

0

11

LIrik написал(а):

человек духовно засыпает, через это проходят все дети

это я наблюдаю на своих старших сыновьях, но у них протеста нет, и духовный пик у них был к 7 годам.

Прошу меня правильно понять, я не призываю, что не надо причащаться, наоборот причащаться надо, но надо это делать правильно с сердечным сокрушением, и с покаянными слезами, и после причастия надо стараться исправить свою жизнь, как обещал на исповеди.

0

12

Леонтьев Алексей написал(а):

если кто заметил аналогичное прошу отписаться.

Благодать храма, конечно же, ни при чем.
Корень всех зол прежде всего стоит искать в себе самих.
Наблюдаю подобное с детьми, когда сам временами обмирщаюсь и поддаюсь суетным мыслям.
Мое мнение - все зависит от духовного состояния ВСЕЙ семьи, а особенно - отца и матери.
Не количество прочитанного или рассказанного о Боге, но количество и КАЧЕСТВО молитв, в том числе и за детей, произнесенное родителями, в конечном счете влияют на духовное состояние чад.
Это исключительно мои собственные наблюдения.

А причащать детей надо как можно чаще - это факт.
Самим же причащаться надо не реже 1 раза в месяц, бОльшие интервалы между причастиями сказываются на мне крайне негативно: мир прибирает к рукам, даже сам не успеваешь заметить, как это происходит.

+1

13

Письмо отца к сыну

Я ожидал слишком много от юности и мерил тебя меркой своих собственных лет. "Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая рука подложена под щечку, а вьющиеся белокурые волосы сплились на влажном лбу. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кроватке с сознанием своей вины.

Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито накричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.

За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом.

А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свидания, папа!» — я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»

Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят, — и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!

Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, — робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?» — резко спросил я.

Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки, сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твое сердце, и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками, вверх по лестнице.

Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мною сделала привычка? Привычка придираться, распекать — такова была моя награда тебе за то что, ты маленький мальчик. Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя, все дело в том, что я ожидал слишком много от юности и мерил тебя меркой своих собственных лет.

А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!

Это слабое искупление. Я знаю, ты не понял бы этих вещей, если бы я тебе сказал все это, когда ты проснешься. Но завтра я буду настоящим отцом! Я буду дружить с тобой, страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеешься. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздраженное слово. Я постоянно буду повторять как заклинание: «Он ведь только мальчик, маленький мальчик!»

Боюсь, что я мысленно видел в тебе взрослого мужчину. Однако сейчас, когда я вижу тебя, сын, устало съежившегося в твоей кроватке, я понимаю, что ты еще ребенок. Еще вчера ты был, на руках у матери и головка твоя лежала на ее плече. Я требовал слишком многого, слишком многого."

http://3rm.info/32484-pismo-otca-k-synu.html

0

14

Непонятный грех.

В сегодняшнем обществе отношение к добрачным связям и гражданскому браку абсолютно лояльное. Однако Церковь говорит, что блуд — смертный грех, такой же, как воровство или убийство. Воровство и убийство приносят страдание, а тут люди любят друг друга — возражает общество. Но Церковь почему-то упорно повторяет: один мужчина и одна женщина вместе навсегда, а прочее — грех. Почему?

Чувство долга и любовь

По данным социологического опроса, проведенного в Твери, из тысячи респондентов разного возраста в пользу так называемого «гражданского брак»а высказалось более 70 процентов молодежи, примерно 65 процентов людей среднего возраста и около 40 процентов пожилых людей. Аргументы приводились разные, в зависимости от возраста. Родители видят в такой форме отношений возможность для молодых «проверить себя, чтобы не пришлось скоропостижно разводиться». Молодежь стремится сохранить независимость и подлинность своего чувства, ведь, «кроме любви, в таком браке нас ничего не связывает». Вразрез общественному мнению идет лишь Церковь, по-прежнему считая нормальным браком венчанный союз, признавая гражданским браком брак, заключенный в загсе, и считая любое другое сожительство серьезным грехом. «Никаких изменений в этой позиции Церкви быть не может, потому что то, чему учат священники, есть учение Священного Писания, — говорит протоиерей Максим Первозванский, главный редактор молодежного журнала “Наследник”, духовник Молодежного объединения “Молодая Русь”. — Апостол Павел говорит: “Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни воры... Царства Божия не наследуют” (1 Кор. 6: 9-10). Если начать учить чему-то другому, будет утрачен критерий истинности, тогда мы должны будем признать, что Церковь тысячелетиями учила неправильно. Другое дело, что мы должны сделать церковные послания понятными современному человеку».

Не только в христианстве, но и во многих других культурах брак представляет собой соответствующий обряд, когда два человека дают публичные обещания во взаимной верности и любви и затем устраивают брачный пир, на который, например, по византийскому законодательству вступающий в брак должен был пригласить не менее девяти соседей — таково было понимание публичности для той культуры.

Публичные взаимные обязательства создают необходимые условия для развития отношений в браке. «Любовь, — продолжает отец Максим, — величина динамическая, она либо растет, либо умирает. Чувство долга — одно из важнейших условий роста любви, поэтому дело вовсе не в “штампике в паспорте”. Когда человек публично произносит: теперь мы муж и жена, это значит, как говорится в одной протестантской формулировке: в радости и в горести, в здравии и в болезни, в богатстве и в бедности, доколе смерть не разлучит нас. Если же человек женится с мыслью, мол, ничего, поживу — разведусь, такой брак будет изначально обречен». Наша любовь к своим детям, к родителям объясняется, считает отец Максим, не столько абстрактным кровным родством, сколько фактической невозможностью их поменять. Вступая в брак, человек должен понимать, что это навсегда, тогда это создает необходимую основу для развития любви. Без взаимных обязательств любовь быстро сходит на нет.

Семья «понарошку»

Нередко «гражданским браком» люди пытаются проверить свои чувства. Но можно ли, например, рулеткой проверить исправность будильника? Очевидно, что для этого нужен другой инструмент. Так и «гражданским браком» нельзя проверить то, что необходимо в браке реальном: способность жертвовать своими интересами, притираться друг к другу. «Можно, — говорит священник Илья Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила г. Талдом, автор цикла бесед со старшеклассниками о семье и браке “Один раз на всю жизнь”, — проверить хозяйственность, узнать привычки. Но в духовной жизни семьи личные привычки стоят на десятом месте. Если ты готов жертвовать собой ради другого, то любая разница в воспитании, в привычках — все становится преодолимо».

К тому же чаще всего участники «гражданского брака» проверяют чувства своего партнера, а не свои. Один прихожанин, придя к вере, рассказывал отцу Илье о таких проверках: «Ты постоянно приглядываешься, ждешь: а ну-ка, какой еще фортель она выкинет? Ага, видишь, не помыла посуду. Но сам не становишься мыть: как же тогда она “испытается”? Кажется, что чем больше возникает искушений, тем тщательнее будет проверка». Поведение супругов в «гражданском» и реальном браке абсолютно разное. В браке при возникновении проблем возникает общее желание их преодолеть. В сожительстве каждый желает посмотреть, как с этим справится другой.

Количество вместо качества

«Одно из безобразнейших событий нашего века, — говорит протоиерей Владислав Свешников, доктор богословия, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, — есть подмена слова “любовь”. Сейчас говорят “заняться любовью”, между тем как любовь во все времена означала переживание человеком ценности другого лица как образа Божия. Любовь — это готовность на любое жертвование ради своего избранника, а не психофизиологическое выражение. Поэтому блудники не живут любовью. Это было понятно еще в античные времена, потому что уже тогда существовала большая разница между женой и наложницей. Личность как образ Божий разрушается грехом, поэтому в блуде происходит разрушение личности».

«...Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор. 6: 18). Сосудом для хранения, «вместилищем» Духа Святого называет человеческое тело апостол Павел, поэтому и призывает хранить его в «святости и чести, а не в страсти похотения». Невозможно, оскверняя тело, оставить чистым его содержимое — душу.

«Сначала мужчина и женщина дают обязательство верности и закрепляют это браком, возникает духовная связь, потом — телесная близость. Если наоборот, то семья будет уродливая — таков закон духовной жизни», — говорит отец Илья Шугаев.

А если у людей есть опыт близостей с разными людьми? С духовной точки зрения в каждом «гражданском браке» человек оставляет частицу своего сердца. «Человек хотел соединиться телом, душою и духом вовсе не хотел, а получил все сразу, — продолжает отец Илья. — Телесную связь разорвать легко. Но духовная связь остается. Душа, оказывается, уже связана с другими людьми, и эти связи тянут ее, не дают ей свободы. Вот почему, когда впоследствии человек пытается вступить в настоящий брак, оказывается, что он уже не может любить свою жену всем сердцем. Часть его сердца всегда будет принадлежать кому-то другому. Неудивительно, если таким отношениям будет не хватать душевной наполненности».

По этой же причине начинают переживать внутреннее опустошение и люди, часто меняющие партнеров, ищущие свою «настоящую любовь». Они пытаются количеством компенсировать качество отношений, что приводит к разным невротическим расстройствам, одно из которых — так называемый синдром Дон Жуана.

«В церковном понимании блуд есть грех, а грех — это рана на душе, и если ее не лечить, то она будет постоянно кровоточить, — говорит отец Илья. — Но любой грех лечится покаянием, после которого на месте кровоточащей раны со временем останется лишь шрам».

Оксана Северина

Источник: http://www.nsad.ru/

0

15

Протоиерей Владислав Цыпин: «Венчание должно следовать за гражданской регистрацией»
В начале сентября 2013 года на сайте Межсоборного присутствия был опубликован Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)». Портал Православие.Ru попросил протоиерея Владислава Цыпина прокомментировать этот проект.

— В Проекте документа говорится: «Всякое сожительство без заключения брака в установленном государственным законом порядке не признается Церковью в качестве брака и, по отношению к православным христианам, квалифицируется как блудное сожительство». Однако же мы слышим и возражения: иногда люди физически не имеют возможности официально зарегистрировать брак — например, утеряно гражданство, — но хотели бы вступить в церковный брак. Что им делать? Это никак не предусматривается документом.

— Жизнь богата самыми разными обстоятельствами. В том числе и экзотическими, — предвидеть всё невозможно. Однако не думаю, что можно было бы оставить некую неопределенность в формулировке. Поэтому что нам остается? Остается указать на норму. В спорных же случаях вопрос решается архиереем, — такова практика, — который имеет возможность учесть какие-то особые обстоятельства.

А имеющаяся и имевшаяся в прошлом практика венчания браков граждан тех стран, где государство признает венчаные браки, в том числе и совершенные Русской Православной Церковью, за акт, имеющий гражданские последствия, предусмотрена соответствующим пунктом[1].

Категорическую необходимость венчания незарегистрированного брака представить трудно. Возможно, возникает некая затяжка во времени, связанная с гражданской регистрацией брака. Но почему бы вступающим в брак не подождать? Если люди, регистрирующие браки только через государственные учреждения, в иных случаях вынуждены откладывать регистрацию, почему они не могут не отложить соответствующим образом и венчание?

— Достаточной причиной для церковного развода называются такие заболевания как сифилис и СПИД. Но если сифилис может быть следствием греховной жизни одного из супругов, то СПИД порой становится результатом несчастного случая — в больнице перелили зараженную кровь. Почему же с человеком, ставшим жертвой, нужно разводиться?

— «Нужно» — такого в документе нет, но в подобных случаях развод допускается — разумеется, по снисхождению к немощам человеческим.

Документ об основаниях расторжения брака обсуждался на Поместном соборе 1917–1918 гг. В принятом Собором определении есть некоторая новизна по сравнению с предыдущей практикой: ранее никакие заразные болезни или душевные болезни не могли служить основанием для расторжения брака.

Собор 1917–1918 гг., исходя из снисхождения к человеческим немощам, все-таки разрешил расторжение брака в случае тяжелого неизлечимого душевного заболевания или тяжелой неизлечимой заразной болезни одного из супругов. Причем не обязательного греховного происхождения. В определении Собора в пример, кроме сифилиса, приводилась проказа. В конечном итоге все человеческие болезни своей причиной имеют грехи: личные, предков и прародителей рода человеческого, но проказа — не более чем другие. Да и сифилис в те времена был распространен бытовой.

Разумеется, документ не обязывает расторгать брак, — он только предоставляет возможность, скажем, жене тяжелобольного буйного сумасшедшего просить о его расторжении.

— Люди с серьезными психическими заболеваниями не могут жить самостоятельно, и если у родственников нет желания взять их на попечении, попадают либо на улицу, либо в психоневрологические интернаты, о которых даже врачи говорят, что это страшные места. Как развод с таким человеком сообразуется с понятием личного креста, с которого «не сходят»? Этичен ли такой развод?

— Исходя из высокой христианской этики — неэтичен. Но Собор 1917–18 гг. нашел, что здесь есть и другая сторона проблемы, связанная с участью здорового супруга, позволив ему, если он не может нести это бремя, снять его. А если может нести бремя, то и слава Богу.

— Нецерковные или скажем так, малоцерковные люди воспринимают венчание как «красивый обряд» и не подозревают о том, что светская формулировка «не сошлись характерами» не является основанием для церковного развода. Как сделать так, чтобы вступающие в брак понимали всю ответственность этого шага?

— Мы не можем создать гарантии от немотивированных с церковной точки зрения разводов. Мы только можем и должны воспитывать свою паству, заниматься катехизацией, беседовать с желающими вступающими в брак, объяснять им назначение брака, — объяснять, что брак принципиально нерасторжим, и исключительно трагические обстоятельства приводят в иных случаях к разводу, который с церковной точки зрения становится допустимым.

А во всех остальных случаях расторгать брак — греховно, и грех при этом ложится чаще всего на обе стороны.

Об этом нужно говорить. И не нужно, наверное, легкомысленно венчать людей, исходя лишь из того, что налицо гражданская регистрация брака и формальная принадлежность к Православной Церкви.

— Тем не менее — вот люди повенчались, церковной жизнью жить не стали, развелись и пришли еще раз венчаться. Как может священник узнать о том, что это второй брак?

— Вопрос об этом будем им задан, и чтобы скрыть этот факт, они могут только солгать. И если они солгали, у нас нет способов это расследовать. Венчание должно следовать за гражданской регистрацией. Если у них не было расторгнуто браков, то, наверное, не было и предыдущих венчаний, но, разумеется, полной гарантии, что тут нет обмана, мы не имеем.

— Люди разводятся и должны получить разрешение архиерея на расторжение церковного брака. Как это происходит?

— Они обращаются с соответствующим прошением. Прилагают копии документов. Однако надо иметь в виду, что церковный развод не может даваться во всех случаях, когда расторгнут брак гражданский: налицо должны быть основания, как раз и оговоренные документом, Проект которого сейчас обсуждается.

— А если люди фактически уже давно не живут вместе? Могут ли они получить церковный развод?

— При наличии оснований. Типичная причина для расторжения брака в синодальной практике, решительно преобладавшая над всеми остальными, — супружеская неверность. Но тут есть нюанс: супружеская неверность одной из сторон давала право другой, невиновной стороне, искать развода. Но если обе стороны неверны друг другу, это основание для развода исчезало.

— Почему?

— Разве справедлива жалоба на прелюбодеяние со стороны супруга, который сам совершил прелюбодеяние? Только невиновная в измене сторона имеет, с церковной точки зрения, право ходатайствовать о расторжении брака! Согласитесь, было бы и странно, и против всяких моральных оснований жене подавать прошение о расторжении брака в связи с супружеской изменой мужа, притом, что она сама не отрицала бы в этом прошении, что и она позволяла себе то же самое. Почему же она тогда обижена? Потому что «он первый»?

Надо сказать, что до начала XX века решение о расторжении брака сопровождалось запретом вступать в брак виновной стороне, — навечно.

В начале ХХ века Святейший Синод принял решение дозволять вступление во второй брак лицу, виновному в расторжении брака, но не сразу, а через определенное время, — а именно, по истечении канонического срока прещения, налагаемого в связи с грехом, послужившим основанием для развода: через семь лет. Однако дозволялось просить о сокращении этого срока, но не более чем в два раза.

— Есть ли сейчас какой-то установленный срок, в течение которого повторный брак совершен быть не может?

— Дело в том, что в современной практике обыкновенно не устанавливается вина одной из сторон в расторжении брака, а потому не появляется и основания для отлагательства повторного брака стороне виновной.

Брак признается правящим архиереем прекратившимся в связи с тем, что он распался, был расторгнут гражданскими властями по инициативе одной или обеих сторон, и обычно виновная сторона не выявляется.

— Были ли раньше какие-то ограничения, касающиеся разницы в возрасте вступающих в брак?

— Они носили рекомендательный характер и касались только значительной разницы. Причем, конечно, надо понимать, что разница в возрасте не безразлична по отношению к полу старшего и младшего супруга: если муж старше, это более приемлемо, чем обратный случай: надлежало не советовать заключать такие браки. Но если намерение вступить в брак было непреклонным, то одна только разница в возрасте не позволяла отказывать в совершении брака.

— В пункте 3 Проекта говорится, что браки между православными и нехристианами признаются в качестве законных. При этом в пункте 7, подпункте « а» в качестве основания для церковного развода указывается отпадение супруга или супруги от православия. Нет ли тут противоречия?

— Противоречие было бы в том случае, если бы не учитывалась динамика процесса, его последовательность. В первом случае речь идет о браке, в который вступает православный муж с атеисткой, мусульманкой, иудейкой, etc. Таковые браки признаются законными.

Мы не видим основания для лишения причастия таких лиц по причине того, что они состоят в браке, который не может быть венчан.

Понятно, что, будучи сознательным православным христианином, человек в такой брак вступить не может. Но он мог вступить в него в ту пору, когда еще не был сознательным православным человеком. Может быть, тогда он и был крещен и даже считал себя верующим, но, тем не менее, не был сознательным и дисциплинированным членом Церкви.

И совсем другое дело, когда и муж и жена — православные, и вдруг один из супругов отпадает от веры. И таким образом жизнь с ним становится трудной и даже невыносимой для другой стороны. Создается ситуация, в которой появляется основание для развода.

Однако перечисленные основания для развода носят разрешительный, а не рекомендательный характер, потому что ни в коем случае не следует рекомендовать развод, — всегда можно исправить ситуацию.

— Касается ли это измены? Что можно посоветовать невиновной стороне?

— Исходя из современной житейской ситуации, разумеется, пытаться сохранить брак.

— Сетуют, что недостаточно подробно прописан пункт, когда основанием для развода становится монашеский постриг одного из супругов: ничего не говорится о том, должен ли тот, кто стремится к монашеству, получить согласие своего супруга.

— Не прописано потому, что относится в основном к другой теме — к статусу монашествующих. Очевидно, что в высшей степени предосудительно оставлять жену под предлогом намерения принять монашеский постриг. В синодальный период оставление мужа или жены без согласия другого супруга было невозможно, больше того: согласие другой стороны должно было быть выражено самым решительным образом, — через совместный постриг.

В досинодальную эпоху желающий пострига мог оставить семью, но в течение последующих двухсот лет Церковь к такой практике не прибегала.

Я полагаю, что нормы, выработанные в самом начале синодального периода, о недопустимости расторжения брака ради монашества против воли другой стороны должны оставаться незыблемыми.

С протоиереем Владиславом Цыпиным
беседовала Анастасия Рахлина

11 ноября 2013 года
[1] «Регистрация брака в тех странах, где церковное венчание является законной формой совершения брака, совершается согласно государственному законодательству».

+1

16

Страшная сила материнской клятвы

В пятой заповеди Господней говорится о почитании родителей. И от степени нашего почитания родителей, напрямую зависит наша жизнь. Если мы проявляем неуважение и дерзость к своим родителям, то и наши дети ответят нам тем же. Если у нас нет детей, то не будем мы иметь уважения к себе со стороны окружающих нас людей.

Молитва родителей и их благословение имеют великую силу в очах Божиих, Сам Господь наделил родителей особой властью над детьми. «Благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания» (Сир.3:9).

Предлагаем Вашему вниманию поучительное чтение о страшной силе материнской клятвы и о том, какие страшные последствия несет не почитание родителей!

«В одном месте стали строить на кладбище церковь, выбрав для этого такое место, где похоронены были покойники с незапамятных времен, и уже могилки, почти все, сравнялись с землей.

Стали рыть канавы под закладку и, натыкаясь местами на гробы, увидели, что все они погнили уже дотла, а трупов почти и следов не осталось, разве только кое-где была рассыпчатая, как земля, косточка.

Но вдруг работники слали: они дорылись до гроба, который был еще тверд и цел. Велели обрыть его и осторожно вынуть. Когда стали его подымать, то крышка свалилась, видно, деревянные гвозди сгнили, и работники с испугу едва не уронили гроб: мертвец лежал цел и свеж, будто был погребен сегодня, только на лицо его было страшно смотреть – это лицо было искажено в страшных, невыразимых муках.

Много народу сошлось, все смотрели и крестились, но никто не мог узнать покойника, никто такого человека не мог припомнить, и даже старики, седые как лунь, пожимали плечами, глядя на этого неизвестного страдальца, и говорили: «Нет, на нашей памяти такого человека у нас на селе не бывало».

Стали смотреть его ближе – а у него руки сложены и связаны женской косой. «Что это значит? Кто это слышал, братцы, про такое диво, и зачем у покойника руки связаны косой, а в косе виден, кое-где, седой волос?». Много народу сходилось из ближних мест, много смотрели на покойника, но никто ничего не мог разгадать.

Вдруг выходит из толпы старушка, ветхая, сухая, люди считали, что ей уже больше ста лет, и сама она уже давно счет своим годам потеряла; старушка, которая уж лет десяток почти не слезала с печи, – подошла она к покойнику, опершись на клюку свою, плюнула и отошла прочь. Народ приступил к ней: «Бабушка, скажи нам, кто это?»

«А это сын мой, – сказала она, – он помер давно, еще вот Тимохи в те поры на свете не было», – а Тимоха стоял рядом со старухой, и по виду был, чуть ли не ровня ей годами.

«Это сын мой, он держал меня у себя не как мать родную, а как закабаленную работницу свою, попрекая куском хлеба и стращая день-деньской, что сгонит со двора. Раз он осерчал на меня, уж я и забыла, за что, вскинулся, напустился, вскочил с места, ударил, да еще опростоволосил и потаскал за косу.

Я подступила к нему и только посмотрела ему прямо в глаза: он присмирел, оробел, замолчал, как воды в рот набрал, и, повесив голову, тут же передо мной сел на лавку.

Я взяла нож, отрезала седую косу свою и сказала: «Подай же сюда окаянные руки твои, я их свяжу, чтоб они у тебя впредь на мать не поднимались». Он протянул мне руки, я их сложила, связала косой своей и сказала: «Никому бы ее без меня не развязать!». Он молча прилег на лавку и Богу душу отдал, так я его и похоронила. Вот и лежит, как лежал тогда».

Народ стал просить старуху, чтобы она простила сына и развязала ему руки. «Ты видишь, что с ним делается, и сколько десятков лет он за грехи свои мучается!»

Долго она не хотела снять своего проклятия, тогда стали уговаривать ее и увещевать: «Матушка, ведь и тебя оттого земля не принимает, что Господь карать тебя не хочет, а грех и у тебя есть: ты греха сыну не прощаешь, от этого вот и ходишь на земле, как живой мертвец. Прости его!»

Наконец ее упросили, она подошла ко гробу и сама, костлявыми и дрожащими руками своими, развязала косу, сказав: «Господь с тобой, я тебя прощаю».

И в тот же миг покойник и самый гроб его – рассыпались в прах, старушка же присела, перекрестилась, потребовала священника и тут же спокойно скончалась.

Весь народ изумился, собрали прах сына и похоронили его вместе, в одном гробу с его матерью, насыпав над ними небольшую могилу. И много лет спустя, отцы и матери, приводили на это место непокорных детей своих, и тут рассказывали им, что некогда случилось со старухой и ее сыном».

Источник: «Семья и вера»

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно