" Воистину, если вы замолчите, то камни возопиют".
Здесь, если вы не против, можно было бы развить разговор о том, как чувствуется приближение эсхатологических времен среди светских людей. Часто приходится натыкаться на слова вполне далеких от Церкви людей о том, что с миром что-то не так. Каждый говорит о своем: кому-то кажется, что время ускорилось, кто-то говорит о наступлении электронного рабства, кто-то сетует на бюрократические "стены непонимания", кого-то достала всеобщая спешка и погоня за"успехом". Люди - сыны Божии, они чувствуют наступление пагубы, но далекие от Христа, впадают в отчаяние и уныние. Замечая негативные процессы, они не понимают главного, - что за смертью следует воскресение, за подвигом и трудом - награда, что плохое кончится, и Христос утрет слезы с глаз мучавшихся. Начать хочу с разбора некоторых литературных и около вещей, которые, по-моему, во многом верно ставят диагноз современному больному миру, но совсем не прописывают лекарство.
Таких диагностиков я делю на 3 категории:
1)Антиутописты: такие писатели, как Евгений Замятин, Джордж Оруэлл, Олдос Хаксли.
2) Некоторые европейские "леваки", базирующиеся, в общем-то на Марксе, но в то же время, сделавшие большой шаг в сторону: Здесь, пока что выделяю Г. Маркузе и Ги Дебора.
3) Писатели, описывающие свое собственное время, не заглядывающие в будущее, но уже в настоящем (для них) замечавшие тревожные тенденции. Например, Андрей Платонов, Франц Кафка.
Начнем по-порядку.
Итак, антиутописты:
А - Евгений Замятин. Зачинатель жанра антиутопии в общепринятом смысле, прославился романом "Мы". Чем ценен для нас роман? Что такого там написал Замятин? Общество в "Мы" управляется неким "Благодетелем", во всех смыслах смахивающим на И. Сталина. В государстве господствует сциентизм, отвергается религия, фантазия. Все люди пронумерованы, имен нет. Например, главного персонажа зовут Д-503 (Привет нашим ИНН и УЭК). Брак и семья как институты ликвидированны, везде повсеместный блуд, правда строго по записи. Любить кого-то одного, - строго запрещается. Финал книги трагичный, из цикла "все умерли, зло победило".
Б - Джордж Оруэлл. Роман 1984. Здесь, в основном, про переписывание истории (привет коллаборациони́стам). Каждый день редактируются газеты прошлых лет, чтоб составить "правильное" мнение о враге. Браки - только ради деторождения, детей отдают в скауты, где их учат любить Партию и Большого Брата (привет ЮЮ). Конец - "все сдохли, я полюбил Большого Брата".
В - Хаксли. Роман "О дивный новый мир". Я тут о нем уже писал. Детей делают из пробирок, искусственно, с помощью химии создавая из них нужную касту. Каст несколько, - от чернорабочих до партийной номенклатуры. Религия, естественно, под запретом. Свободомыслие запрещено. Есть резервации, где содержатся не согласные с режимом, там живут народы "неспособные к обращению и не подлежащие воспитанию". Индейцы, например. Рожают они естественным путем, что считается диким варварством(привет клонированию и генной инженерии).
Есть еще целая плеяда романов, вроде "451 по Фарингейту", но это можно потом разобрать.
Вторая категория, - леваки. Самая сложная и непонятная. Яркий представитель - Ги Эрнест Дебор, деятель французского красного мая 1968 года. Книжка - "Общество спектакля". Основная мысль: раньше, в 19 веке, рабочий приходя с завода был предоставлен сам себе, своей семье. Работал, конечно, по 12 часов, но все же у рабочего был ЛИЧНЫЙ досуг, который он тратил на себя и близких. Сейчас, в 20 веке, с возникновением СМИ и телевидения рабочий тратит досуг на просмотр шоу. Все переживания, которые раньше человек испытывал лично, непосредственно, например любовь, ссоры с женой, радость за близких, или наоборот, ненависть, заменяются на иллюзорные. Приходишь домой, включаешь ТВ, а там, грубо говоря, Сиси Кэпвел из Санта-Барбары. Все переживания теперь опосредованны образами, - Я переживаю за мыльного персонажа. Причем переживание это отличается от переживания за литературного героя тем, что оно - навязчиво и повсеместно. Речь не только о ТВ, но и о рекламе. Замечали, как звучит 99 процентов рекламы?, - навязчиво, в приказном порядке, - купи, продай, пожуй, прокладки на каждый день, только этот автомобиль и т.д. Отчуждение, которое раньше пролегало только между господствующим классом и рабочим, или между рабочим и продуктом его труда, теперь пролегает между всеми, даже внутри себя человек отчужден от себя самого посредством образов. Вообщем, тут я вижу прямое сходство с тем, как понимают "икону звериную" современные православные. Сплошь иллюзии и обман. Государство действует против инакомыслия не жестко, как в СССР, а мягко, находя каждому свою нишу и сводя протест на нет. Пример: те самые революционеры 1968 года: на них просто сделали деньги, разрекламировали, выпустили майки со слоганами, сняли пару фильмов, создали моду и все. Или те же русские националисты, - выпустим маечки "с нами Бог", растиражируем пару дураков типа Навального или Белова из ДПНИ и дело в шляпе, - каждый на своем месте, протестуй сколько душе угодно. Итог жизни Ги Дебора, - покончил жизнь самоубийством, не найдя выхода из такого положения вещей.
Дальше продолжу по-позже.
Отредактировано Евгений (2012-02-16 16:36:54)