Как Кремль торгуется с Саакашвили или Почём ныне суверенитет
Что произошло в отношениях России и Грузии с 1 октября 2008 г. по 1 декабря 2011 г., то есть за 38 месяцев? Да, собственно, ничего - никаких сенсаций. Ни мира, ни войны. Вроде, и писать не о чем. Но уж довольно сильно ходит ковер по опустевшей сцене в ходе столь затянувшегося антракта.
Начну с того, что надежды Кремля и прогнозы многих западных политологов о том, что, придя к власти, Обама уволит Саакашвили, не оправдались. Каюсь, что и я сам, грешный, считал наиболее вероятным именно такой вариант.
В конце июля 2009 г. вице-президент США Джозеф Байден прибыл в Грузию. Замечу, что Байден - фигура на вашингтонском Олимпе вовсе не декоративная, он слывет довольно жестким и сильным политиком.
В присутствии Саакашвили Байден заявил, что «победа Грузии - это победа США, а поражение Грузии - это поражение США». Вице-президент заявил, что после августовской войны США уже оказали финансовую помощь Грузии в размере 1 млрд. долларов.
Байден вместе с Михо посетил детей беженцев из зоны грузино-осетинского конфликта. Джозеф угостил детишек конфетами и посоветовал им брать пример с «очень умного и талантливого президента Грузии».
Визит Байдена показал, что после паузы в 10 месяцев США решили по-прежнему поддерживать Саакашвили, хотя и существенно укоротили поводок.
Престиж Саакашвили после августовской войны 2008 г. серьезно упал, но Михо успешно борется со своими противниками методом кнута и пряника. Пряник - это всеобщая приватизация, где самые лакомые куски получают сторонники нынешней власти. Ну а кнут - это борьба с коррупцией. Разумеется, подобный метод придумал не Михо. Так с политическими противниками борются путем обвинения в коррупции во всех странах СНГ и особенно в РФ. Но Грузия и до 1991 г. была самой коррумпированной республикой Союза, и сейчас в экономических преступлениях можно обвинить любого грузина даже среднего достатка. Понятно, что коррупцию в Грузии победить невозможно, но зато, борясь с ней, легко терроризировать всех своих политических противников.
РФ официально признала республики Абхазию и Южную Осетию. На территории обеих республик дислоцируются российские части, а на границе с Грузией - наши пограничники. Что делать бедному Михо? И вот он в 2009 г. с горя занялся... пиратством. Пограничные суда Грузии стали захватывать нейтральные суда, посетившие Абхазию. Причем, храбрые грузины боятся делать это в территориальных водах Абхазии, а нападают в открытом море за десятки миль от берегов Кавказа. Кстати, иногда они маскируются под... российские пограничные суда.
Так, В ночь с 5 на 6 апреля 2009 г. в нейтральных водах Черного моря грузинские морские пограничные катера задержали турецкое судно «Денфа Демет», доставившее в Абхазию до 1000 тонн горюче-смазочных материалов. «В воскресенье вечером, около 18.00 пустой танкер покинул Сухумский порт. После того, как судно вошло в нейтральные воды, его захватили грузинские морские пограничники. Это - очередной захват судна грузинскими военными в нейтральных водах», - заявили в Абхазском морском пароходстве.
Турецкое судно отбуксировано в грузинский порт Поти. Десять членов экипажа были задержаны.
Кроме того, 8 апреля 2009 г. стало известно, что камбоджийское судно с российским экипажем «В.Успенский» было задержано «за вход в закрытый для судоходства участок грузинских территориальных вод». В пограндепартаменте Грузии сообщили, что капитана после окончания следствия будут судить.
Однако после предупреждения со стороны РФ судебное разбирательство было прекращено, и судно отпущено.
В 2009 г. грузины задержали еще несколько турецких судов: в конце апреля - сухогруз «Нью Стар-1», доставлявший в Абхазию свинину и стройматериалы, а в начале июля - танкер «Карагал». Владельцу последнего, как сообщалось, грозит штраф в 50 тыс. лари (около 30 тыс. долларов).
Действия грузинских властей представляют собой акты пиратства как по сути, так и по форме. Вот, к примеру, как происходило захват турецкого танкера «Букет», шедшего из Турции в Сухум под панамским флагом с грузом 2 тыс. т бензина и 700 т дизельного топлива.
В ночь на 16 августа 2009 г. в нейтральных водах в 250 км от грузинского порта Поти к танкеру направился грузинский сторожевой катер. «Грузинские пограничники, прежде чем подойти к танкеру, отключили все навигационные приборы во избежание их радио обнаружения. Более того, грузинские пограничники представились турецким морякам, как экипаж российского сторожевого корабля. Подробности захвата свидетельствуют о его планировании», - заявил 3 сентября руководитель госкомпании «Абхазское морское пароходство».
Абхазский лидер Сергей Багапш пожаловался на захват «Букета» в Совет Безопасности ООН и Евросоюз. По его словам, танкер был задержан в нейтральных водах, что является нарушением международного законодательства. «Грузия дестабилизирует ситуацию в регионе», - заявил в своем обращении Багапш и пригрозил «пропорциональным ответом», если мировое сообщество не даст «адекватную оценку действиям Грузии» и не потребует вернуть судно.
«Мы тоже можем задерживать суда, идущие в Грузию, и мы это делали во время войны, у нас есть свой военно-морской флот», - отметил министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба. - «Да, мы не хотели поощрять пиратство на Черном море, но Грузия занимается откровенным пиратством - только пираты за выкуп отдают суда и моряков, а грузинские власти взяли выкуп в виде штрафа, да еще забрали судно и арестовали экипаж».
Следует заметить, что летом 2009 г. в порту Сухум находились и корабли Черноморского флота - морской тральщик «Турбинист» и малый противолодочный корабль «Суздалец». Но они не пытались предотвратить пиратские акции грузин, видимо, по политическим соображениям. К октябрю 2009 г. их сменили тральщики «Пикуль» и «Захарьин», а также малый противолодочный корабль «Касимов». Замечу, что все эти корабли базируются в Новороссийске. Видимо командование ЧФ, опасаясь протестов Украины, не хочет привлекать к походам в Абхазию суда базирующиеся в Севастополе.
После захвата «Букета» началось усиление группировки боевых кораблей Береговой охраны ФСБ в районе Сочи. Это связано как с мерами по обеспечению безопасности предстоящей олимпиады, так и с действиями грузинской стороны. Азовско-черноморское управление Береговой охраны ФСБ комплектуется в настоящее время по усиленному штату.
Ну а что происходит сейчас в юго-восточном углу Черного моря? Честно скажу - не знаю! Отечественные и зарубежные СМИ как воды в рот набрали. Никто не сообщает ни о новых актах пиратства, ни о том, что грузины перестали играть во флибустьеров.
Судя по всему, тут имеет место очередная подковерная игра Кремля и Тбилиси. Результатом подковерных игр стало секретное соглашение РФ и Грузии об условии вступления России в ВТО. Кремль согласился разместить на своей стороне границы Абхазии и Южной Осетии швейцарских контролеров, которые будут досматривать грузы, идущие в эти республики.
Видимо, у нас в правительстве не понимают, что это соглашение означает потерю суверенитета России. Надо ли говорить, что ни один русский царь или советский генсек не согласились бы на подобное унижение.
Возникает резонный вопрос, а будут ли швейцарцы проверять военные грузы? Увы, все детали соглашения Кремля держатся в строжайшем секрете. Зато Саакашвили ликует! Он заявил, что это соглашение частично восстанавливает суверенитет Грузии над Абхазией и Южной Осетией.
А вот еще совершенно необъяснимая акция руководства России. Казалось бы, сразу после дипломатического признания Абхазии с ней будет установлено нормальное воздушное, железнодорожное и морское сообщения. Я сам, грешный, в 1970-1980-х годах ездил на экспрессе Москва-Сухуми и трижды ходил в Сухумский порт на пассажирских лайнерах «Колхида», «Молдавия» и «Армения».
Аэропорт Бабушары в 18 км от Сухума считается самым лучшим аэропортом на всем Кавказском побережье. Так, в отличие от Сочинского аэропорта, окруженного горами, Бабушары с юга, востока и севера окружены Колхидской низменностью, а с запада - морем. Это позволяет производить взлет и посадку самолетов с двух направлений. Длина взлетно-посадочной полосы с усиленным бетонным покрытием - 3,64 км.
С 1993 г. аэропорт Бабушары не функционирует. Однако в августе 2008 г. на нем интенсивно осуществлялись посадки и взлеты тяжелых военно-транспортных самолетов России. 14 августа 2008 г. в Сухуме сел первый авиалайнер, доставивший туда министра иностранных дел России С.В. Лаврова.
С 2008 г. в российских СМИ опубликовано множество материалов о том, что Сухумский аэропорт вот-вот войдет в строй, но, увы, к декабрю 2011 г. воз и ныне там. Сейчас идет болтовня уже о 2012 годе.
Еще в конце мая 2008 г. на территорию Абхазии была переброшена часть железнодорожных войск РФ численностью около 400 человек. Они занялись восстановлением железнодорожного пути, ведущего в Сухум. Пути восстановлены. Результат: лишь в июле 2011 г. запустили одну электричку Адлер-Сухум. О скором поезде «Москва-Сухум» болтовня в СМИ идет 3 года, но реально ничего не сделано.
Самым простым было восстановить морское сообщением между Россией и Сухумом. Сейчас у России на Черном море нет ни одного не то что лайнера, нет ни одного большого пассажирского судна. Так хоть пустили бы автомобильный паром Сочи-Сухум. Это всего 4 часа ходу, а по горным дорогам ехать долго и себе дороже. И опять ничего не делается. Лишь с июля 2011 г. началось сообщение между Сочи и Гагрой (Абхазия) на скоростном катамаране «Сочи-2». Время в пути - 1,5 часа. Увы, катамаран маленький, да и ходит нерегулярно.
А между тем число россиян, желающих отдыхать или путешествовать в Абхазии, растет. Старшее поколение мечтает побывать в местах, связанных с самыми счастливыми моментами своей юности. Ведь в Абхазии в советское время отдыхали десятки миллионов людей со всего Союза. Значительная часть молодого поколения предпочитает экзотику. И всем нравятся низкие цены. В 2009 г. в Абхазии побывало свыше миллиона (!) отдыхающих и туристов из России.
Любой пятиклассник понимает, что установление интенсивных железнодорожных, воздушных и морских коммуникаций России с Абхазией свяжет обе страны самыми крепкими - экономическими - узами. А Вашингтон и Тбилиси, организовавшие экономическую блокаду Абхазии, только укрепят эти узы, за что им большое спасибо!
Но в Кремле предпочитают болтать о развитии коммуникаций, местные российские власти закрыли «на реконструкцию» один из двух мостов через пограничную с Абхазией реку Псоу.
А теперь на Псоу заявятся еще и швейцарские «наблюдатели», что в разы замедлит переход людей и перевозку грузов, которые и так длятся часами. Скажу честно, если в 2012 г. швейцарский «наблюдатель» у реки Псоу спросит, что у меня в чемодане, я съезжу с разворота по его швейцарской роже!
Ну, это еще цветочки. Ягодки появятся ближе к Сочинской олимпиаде в 2012-2013 гг. Тут уж Михо и «вашингтонский обком» во всю начнут шантажировать Кремль. Нетрудно предсказать реакцию Москвы. Интерес лишь в том, сдаст ли новый-старый президент Абхазию целиком или по частям.
Александр Широкорад
Источник: golossovesti.ru http://www.newsland.ru/news/detail/id/829371/