Можно.Попозже.
Аланы-Осетины
Сообщений 21 страница 40 из 52
Поделиться222011-11-21 20:06:36
Кантемировы – династия наездников-джигитов
Алибек Тузарович Кантемиров (1882-1975гг.) основал труппу "Али-Бек". В 1975 г. ее возглавил старший сын - Ирбек Кантемиров (дата рождения — 02.06.1928)
Впоследствии он стал создателем отечественной школы джигитовки и конных трюков в кино, был удостоен звания народного артиста РСФСР, заслуженного деятеля искусств Северной Осетии и других высоких наград. По сей день остается феноменальным достижением "коронный" трюк Алибека Кантемирова: артист на полном галопе "уходил" под живот лошади и вылезал на круп между задних ног мчащегося по кругу коня.Артисты труппы Кантемировых в качестве дрессировщиков, каскадеров и актеров принимали участие в съемках более чем 50-ти отечественных кинофильмов, положив основу особой профессии в киноискусстве – конного каскадера.
Железнокровные наездники. 100 лет династии джигитов Кантемировых.
Еще в начале прошлого века такого понятия, как «конный цирк», просто не существовало — первым в мире искусство джигитовки показал широкой публике Алибек Кантемиров. В этом году всемирно известная цирковая династия Кантемировых празднует свой столетний юбилей.
Основатель знаменитой династии народный артист России Алибек Тузарович Кантемиров родился в небольшом селении на севере Осетии, в 1882 г. Семья Кантемировых жила небогато, и большую часть времени маленький Алибек проводил, помогая по хозяйству, а повзрослев, устроился возчиком на кирпичный завод барона Штейнгеля. В 1900 г. семья переезжает в город Владикавказ, где в то время было много частных скаковых конюшен. Алибек решил попытать счастья и попросил владельца одной из них испытать его в скачках. Но в силу того, что юноша обладал довольно мощным телосложением и далеко не жокейским весом, владелец отнесся к просьбе довольно прохладно. Тем не менее, упорство молодого наездника принесло свои плоды — хозяин согласился, и Алибек выиграл первую же скачку. Очень скоро Кантемиров стал одним из лучших жокеев, а за его выступлениями следили зрители со всего Кавказа.
Но Алибеку было мало выигрывать призы для хозяев скаковых лошадей, ему хотелось чего-то большего. В то самое время на гастроли во Владикавказ приехал цирк, среди артистов которого был знаменитый осетинский силач Темирболат Кануков по прозвищу Казбек-гора. Он-то и уговорил хозяина цирка взять молодого джигита в труппу. Первое время род деятельности Алибека был далек от огней манежа: он ухаживал за лошадьми, занимался амуницией, помогал с реквизитом… Но каждую свободную минуту наездник отдавал шлифовке своих навыков в джигитовке. Старания Алибека не пропали даром: глядя на трудолюбивого и талантливого молодого человека, хозяин цирка разрешил ему подготовить свой номер.
Взявшись за дело с утроенной энергией, уже зимой 1907 г. двадцатипятилетний Алибек впервые появился на арене. Вот как описывается в книге «Джигит Осетии» его дебютное выступление: «Легкое движение шенкелем, и светло-серый скакун выносит всадника на арену цирка. В зубах Алибека поблескивает лезвие кривой шашки-гурды. Вот всадник спрыгнул, оттолкнувшись от земли, перевернулся в воздухе и снова очутился на шее скакуна. Темп лезгинки нарастает. Вдруг молодой джигит бросается под самые ноги лошади. Публика ахнула, но наездник повис на одном стремени. Секунда — он опять в седле…»
Успех был ошеломляющим, но Алибек, вместо того чтобы почивать на лаврах, продолжал упорно работать, совершенствуя свое мастерство и постоянно придумывая что-то новое. Один из его знаменитых трюков — всадник на полном скаку пролезает между задних ног лошади и выходит на ее круп — до сих пор еще никто не повторил.
Вскоре слава Алибека Кантемирова выплескивается за пределы Кавказа, и к двадцатым годам прошлого века ему уже рукоплещут российские и европейские зрители. Наконец в 1924 г. Алибек Кантемиров воплощает в жизнь давнюю мечту и создает свою знаменитую конную труппу «Али-Бек». Коллектив постоянно гастролирует и с неизменным успехом выступает на лучших площадках по всему миру. Даже чопорный англичанин Бертрам Миллз — владелец цирка «Олимпия» после выступления подошел к Кантемирову, снял шляпу и сказал: «Сэр, ваше выступление — настоящий фурор. Ничего подобного я никогда не видел. Я искренне преклоняюсь перед вами». В 1947 г. по личному указанию Сталина был снят первый советский трюковой фильм «Смелые люди», в котором все конные трюки были разработаны Алибеком Кантемировым. Кстати, до сих пор отечественное трюковое кино опирается на его опыт. Алибек Тузарович Кантемиров прожил огромную творческую жизнь, его труд был отмечен орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», званием народного артиста России и заслуженного деятеля искусств Северной Осетии, его имя носит одна из улиц Владикавказа… Но больше всего Алибек Тузарович гордился своими многочисленными учениками и, конечно, прямыми продолжателями династии Кантемировых — сыновьями и внуками.
«Не бойся, я с тобой!»
В 1975 г. труппу «Али-Бек» возглавил старший сын основателя династии Ирбек Кантемиров. А младший из братьев, Мухтарбек Кантемиров, в 1979 г. покидает коллектив, дабы создать первый профессиональный конный театр «Каскадер». Помимо множества конных представлений, на счету Мухтарбека Кантемирова такие работы в кино, как «Не бойся, я с тобой!», «В двух шагах от рая», «Сказание о храбром Хочбаре»… Сегодня Мухтарбек Алибекович передает свое искусство молодым спасателям на подмосковной базе МЧС. Начать беседу удается только после того, как мэтр конного трюка показал свое обширное хозяйство — коллекцию старинного холодного оружия, мастерскую, конюшню… Что касается своих многочисленных званий и регалий, Мухтарбек Алибекович предпочитает улыбаться и отмалчиваться. Наконец мне удается задать первый вопрос: «Что означает ваша фамилия?» — У нас династия воинская, слово «кан» означает кровь, а «темир» — железо. Получается, Кантемировы — Железнокровные. Так что сам Бог велел быть при лошадях и оружии.
http://region15.ru/articles/1242/
Мастер-класс от Мухтарбека Кантемирова:
Здесь старенькое видео джигитовка Кантемировых (других в интернете не найти), видео не вставляется, только ссылка: http://video.mail.ru/mail/valeri.5/262/511.html
Отредактировано mozarellafeta (2011-11-21 20:07:57)
Поделиться232011-11-21 20:34:15
Итак ,слова песни "О прекрасной девушке"
Ту звезду,что просил я у Небес,
Ту,что искал я днем и ночью,
Ту,что назвал своим счастьем,
Её нашел я на Земле.
Припев
Приветствую тебя о Дева,о прекрасная гостья!
Ты мое счастье,ты Дар Божий!
Тобой украшена весна моей жизни!
Ты открыла дверь моего сердца!
О та,которую искал я,при свете Луны!
С ней хочу танцевать я,под золотые аккорды гармони.
Припев
Приветствую тебя о Дева,о прекрасная гостья!
Ты мое счастье,ты Дар Божий!
Тобой украшена весна моей жизни!
Ты открыла дверь моего сердца!
Высокая звезда любви,
В твоих глазах сияет,
О та,которую искал я днем и ночью!
Вообщим,примерно как-то так,прошу не судить меня слишком строго,поэтическим даром я явно не "блещу"
Отредактировано Дарина (2011-11-21 20:40:56)
Поделиться242011-11-21 20:56:22
Князь Л.В Шаховский «Осетин сразу не отличишь от черкесов. Но зато эта кавалерия навела панический страх на все ряды турецкой кавалерии, с тех пор как появилась за рекой. После 2-3 стычек с черкесами и регулярной турецкой кавалерией она достигла того, что ни один черкес и ни один турецкий всадник не осмеливаются отъехать за версту в сторону Софийского шоссе «
Этот видеоролик посвящен осетинам-героям.
В начале этого видеоролика ,как раз описанны эти события- Русско-турецкая война.
Отредактировано Дарина (2011-11-21 20:57:16)
Поделиться252011-11-21 22:55:22
Этот видеоролик посвящен осетинам-героям.
В начале этого видеоролика ,как раз описанны эти события- Русско-турецкая война.
Мой прапрадед ушел в сотне, под Плевной лег в землю. Его уговаривали не идти-домой к старухе-жене, навоевался, а он-в последний раз еще пойду. Турков бил, японцев, немцев. Полный кавалер Георгиевского Креста, Василий Тхапсаев. Он на фотографии есть (второй слева стоит, рука на плече соседа), Ардонцы, на груди два Креста первый и третий-по правилу ношения.
Бабушка рассказывала один из Крестов получил за то, что своего командира спас,-японцы в плен взяли и пока стояли думали что с ним делать, дед на коне влетел в дверь, закинул командира на коня и в окно ушел с ним. (когда "Отважное сердце" с Гибсоном смотрю-там похожий есть момент, всегда вспоминаю).
Царство Небесное всем павшим выполняя воинский долг!
А народный артист, один из лучших исполнителей Отелло и Короля Лира, Владимир Тхапсаев-его сын, один трех сыновей.
Отредактировано mozarellafeta (2011-11-21 23:06:36)
Поделиться262011-11-21 23:01:17
Молодцы, какую хорошую веточку делаете!!! Очень интересно, Продолжайте с помощью Божией.
Поделиться272011-11-21 23:31:59
Мой прапрадед ушел в сотне, под Плевной лег в землю. Его уговаривали не идти-домой к старухе-жене, навоевался, а он-в последний раз еще пойду. Турков бил, японцев, немцев. Полный кавалер Георгиевского Креста, Василий Тхапсаев. Он на фотографии есть (второй слева стоит, рука на плече соседа), Ардонцы, на груди два Креста первый и третий-по правилу ношения...
Славные у тебя предки,Зина! Царствия им всем Небесного!
Поделиться282011-11-22 01:15:40
"Поведение Осетин в эту кампанию, по беспримерному самоотвержению и рыцарской храбрости выше всякой похвалы..." 1877—1878 гг. Генерал Скобелев
Пришествие русских войск в конце 18-го столетия было избавительным моментом в жизни Осетин, стесненных соседями в суровых елчях центрального Кавказа. Осетины массами стали выселяться из гор и высоко-знаменательным в этом переселении под защиту единоверной России было то, что впервые переселенцы вынесли с собою из гор в урочище Моздок чудотворную икону Божией Матери, древнее благословение их народа грузинской царицы Тамары.
Здесь впервые образована была горская команда из них и крещеных черкесов, под названием «Моздокских казачьих братьев», вошедшая в 1824 году в состав Горского полка.
Не успели заложить Владикавказскую крепость, как под стенами ее в несколько лет образовался огромный осетинский аул Владикавказский, жители которого принимали деятельное участие в охране крепости, в сопровождении частей войск и обозов при передвижении их с линии Терека в Грузию и обратно. Пешие и конные сотни осетин Владикавказского округа всегда призывались комендантами Владикавказской крепости, как незаменимые в те времена боевые части, ибо за ними было знание местности, языка и выдающееся природное умение владеть конем и оружием. В особенности они сделались незаменимыми и полезными воинами, когда раздалось в Дагестане и Чечне учение Кази-Магомы и Шамиля о священной войне; Чечня и Прикаспийская плоскость, покоренная в 1820-х годах Ермоловым восстали и началась знаменитая горская война длившаяся вплоть до 1864 года. За это время Осетины выселяются все энергичнее на плоскость. В 1810 году два осетинских поселения на Тереке Ново-Осетинское и Черноярское зачислены были в ряды бывших линейных казаков. В 1830 году 100 дворов охотников осетин заняли Эльхот, приняв на себя перед правительством обязательство охранять дорогу по Тереку. В Чеченском походе всегда участвовали несколько дружин осетин. В отрядах генерала Слепцова осетины работали со славой и память об этом герое еще жива в Осетии.
В 40-х годах 19 столетия до 1000 человек-осетинской милиции, с осетинами офицерами во главе, принимало деятельное участие в отряде полковника Барона Вревского против Шамиля и за свою боевую службу были тогда же награждены ИМПЕРАТОРОМ НИКОЛАЕМ I почетным народным знаменем при следующей грамоте: «Божиею Милостию Мы Николай первый Император и Самодержец Всероссийский и прочая и прочая и прочая.
Нашим верноподданным Осетинам Владикавказского округа.
Отлично-усердное и ревностное служение, постоянная преданность Правительству и примерная храбрость, оказываемая Осетинами Владикавказского округа против враждебных горцев, обратили на себя особенное наше благоволение, в ознаменование коего Всемилоставейше жалуем им почетное знамя, которое препровождая при всем, Повелеваем хранить оное - - как знак МОНАРШЕГО НАШЕГО внимания, и в случае надобности употреблять при ополчении против неприязненных ИМПЕРИИ НАШЕЙ народов.
Пребываем ИМПЕРАтОРСКОЮ НАШЕЮ милостию к Осетинам Владикавказского округа благосклонны С.-Петербург 15 марта 1845 года.
На подлинном подписано: НИКОЛАЙ».
...
31 августа в памятном зеленогорском бою страшная масса турок ринулась на Скобелева, но была отброшена стрелками и ротами Либавского полка, поддержанными осетинами.
«Деятельное содействие стрелкам и либавцам — доносил Скобелев по случаю этого боя - оказывали осетины, рассыпанные мною в цепь левее цепи стрелков. Вообще, поведение Осетин в эту кампанию, по без-примерному самоотвержению и рыцарской храбрости, выше всякой похвалы».
Лучшую оценку этой боевой работы мы находим в телеграмме Главнокомандующего Дунайскою Армиею Великого Князя Николая Николаевича Августейшему Наместнику Кавказскому от 24 сентября 1877 г. следующего содержания:
«С разрешения Государя пишу Тебе просьбу выслать осетин сколько можно с лошадьми. Осетины герои — каких мало, дай мне их побольше. Прошу выслать как можно скорее. Осетины так работали, что буду просить Георгиевское знамя».
После обложения Плевны, для того, чтобы иметь возможность сразу же создать строгую блокаду вокруг армии Османа-Паши был образован сводный кавалерийский корпус под командою ген.-лейтен. Крылова, задача которого было уничтожение за рекою Видом всех мостов, телеграфов, порчи дорог, идущих в Плевну от Софии, по каковым дорогам турецкая армия продолжала получать жизненные и боевые припасы, а также подкрепления. Этот кавалерийский корпус назначался для большого партизанского действия и все зависело от предприимчивости начальников, их смелости и настойчивости и от лихости самих нижних чинов.
В приказе присланном из штаба западного отряда по этому корпусу говорится: — «глубоко уверен, что каждый кавалерист поймет всю важность и великость подвига, на который он призывается; будет веровать и помнить, что партизанские действия, на которые он идет есть страшный молот, который медленно, но верно нанося удары по самым чувствительным частям противника может довести его до гибели и до такого отчаяния, до которого даже не в силах довести артиллерия, пули и штыки. Дождевые капли, падая на камень, пробивают его!.. Кавказская казачья бригада покрыла себя опять громкою славою. Владикавказски-Осетинский полк, вместе с Мариупольским гусарским полком и 8-ю Донскою конною батареею работали на Софийском шоссе. В 4.30 часа пополудни два табора турок и сотни две черкесов, выступивших из Плевны, подошли к мосту на р. Виде. Стоявший вблизи того места, сторожевой эскадрон Мариупольских гусар бросился на черкесов и между противниками завязалась свалка. Черкесы преимущественно ударили на один взвод гусарского эскадрона и может быть окружили бы его совершенно, но вовремя поддержанные своими соседями, осетинами, гикнувшими в шашки, — Мариупольцы с честью пробились сквозь неприятеля, осетины же погнали черкесов.
Отряд полковника Левиса, высланный 17 сентября с целью пресечения всякого сообщения на Софийское шоссе и перехватывания неприятельских транспортов, имел близ деревни Луковиц серьезный бой с турецкой кавалерией. По этому поводу в донесении Ген.-Лейтенанта Крылова сказано: «Около 3-х сотен черкесов заняли позицию впереди деревни Луковиц; виден был большой зеленый штандарт. Бывшая в авангарде сотня осетин заскакала во фланг, спешилась, залегла за каменьями и открыла фланговый огонь, а вторая сотня шедшая в голове авангарда, бросилась в шашки, черкесы не выдержали и бросившись за деревню приостановились несколько за кладбищем; когда же осетины и подошедшая из резервов сотня кинулись в деревню, то черкесы, сорвав свое знамя с древка, без остановки помчались за деревню Петравен. Осетины и вторая сотня преследовали их до этой деревни. Черкесы оставили на месте более 20 тел: оружие и лошади, оставленные черкесами розданы казакам».
18 сентября Командир Кавказск. бригады полковник Тутолмин пред сдачею бригады полковнику Свиты ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА Черевину имел счастие представиться Государю и ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО удостоил бригаду милостивой похвалы, распрашивая о трудной службе казаков и осетин.
20 сентября флигель-адъютант полковник Черевин принял бригаду.
Тогда же было объявлено бригаде, что Великий Князь Главнокомандующий исходатайствовал у Государя Императора разрешения вызвать с Кавказа казаков и осетин для пополнения бригады.
27 сентября генер.-адьютант Гурко принял от генерала Крылова начальство над сводным кавалерийским корпусом, в который вошла и Кавказская бригада, и вплоть до Филиппополя она шла в авангарде отряда генерала Гурко. Под Телишем осетины были высланы вперед с целью уничтожить телеграф из Телиша на Софию, не доходя дороги, они были встречены огнем спешанных черкесов, отчасти турецкой пехоты, засевших на опушке густого кустарника. Уведомив о том полковника Черевина, осетины спешившись завязали перестрелку.
На поддержку осетин была двинута первая кубанская сотня.
16 октября князь Кирканов, подполковн. Кубанского полка, доносил Черевину:
«По приказанию Вашему я занял шоссе с 2 сотнями осетин, жду приказания от Вас, податься левым плечом, чтобы стать на шоссе тылом к Телишу».
31 октября была произведена рекогносцировка у Правда и Орхоние Балканских перевалов начальником штаба 2 гвардейской пехотной дивизии генералом Паринцевым с 50 осетинами.
10 ноября во время 3-х дневного боя под Правцом и Этрополем обе сотни осетин, усиленные сборною сотнею из Владикавказского полка вошли в состав отряда Принца Александра Ольденбургского. Начальник бригады находился в том же отряде.
«В этом отряде произошло важное событие, а именно высокая господствовавшая, над всею местностью гора Острома, была отнята у турок охотниками Преображенского полка и осетинских сотен. Дело это произошло следующим образом.
В отряде Принца Ольденбургского родилась мысль о том, что недурно было бы вызвать охотников, чтобы нечаянным нападением завладеть орлиным гнездом. За охотниками дело не стало.
Осетинского дивизиона корнет Абисалов и с ним 10 человек осетин заявил о своем желании Начальнику бригады, который и доложил о том Принцу Ольденбургскому. Преображенцы с своей стороны выставили до 100 человек. Так составился отряд охотников, общее начальство над которым поручено было Преображенского полка штабс-капитану Рейтнеру 2-му.
Было уже далеко за полночь когда охотники выступили в путь. Благополучно добрались они до половины высоты, но изнемогли от трудного подъема, а между тем недалеко было до рассвета. Сознание, что с первыми лучами солнца они будут обнаружены, а потому и не сбудется их дело, придало новые силы охотникам. Снова полезли они на вершину и под кровом густого тумана зашли в тыл турецким окопам, подползли они шагов на 10 — и не единого неприятельского часового не оказалось перед ними, — турки спали; мгновенье было счастливое и дружный выстрел из винтовок потряс орлиное гнездо.
Эта неожиданность ошеломила находившихся там турок и они кинулись бежать из развалин. Бежали ближайшие соседи, но видя, что пред ними не более как горсть людей, вовремя спохватились и успели увезти покинутое ими орудие. Тем не менее перевал был занят и остался за охотниками.
С боязливым трепетом ожидали главные силы Принца Ольденбургского развязки дела своих товарищей. Недоступною казалась им Острома и сулила им на утро упорный бой за обладание ею.
Поэтому легко представить себе могучее ура, которым отряд приветствовал охотников, когда они показались ему из своего уже «Орлиного гнезда».
23 ноября вся Кавказская бригада была собрана под Этрополем.
15 декабря авангард передового отряда Гурко спустился на Софийское шоссе.
По этому поводу генерал Раух в приказе своем обращаясь к отряду говорил: «Вам выпала почетная и славная доля: в голове наших победоносных войск спуститься со снежных высот Балканских, чтобы поразить врага в его неприступном убежище... Пойдем же смело и браво вперед...»
Бригада очутилась в Софийской долине и 16 декабря отбила огромный обоз, шедший под прикрытием значительной турецкой конницы, которая от первого удара бросилась наутек...
Казаки наседали шибко и врубились в ряды турецкой пехоты, захватив немало в плен.
Осетины были посланы в погоню за бежавшею конницею и не ушла она от них — 14 тел, в том числе два офицера, оставлены на месте схватки. Было отбито 300 подвод и 600 голов скота. Турки наседали для отбития этого обоза, так что для удержания противника генерал Черевин начал развертываться в боевой порядок и неприятель начал медленно отступать. Следом за ним двинулись осетины, завязали с его цепью перестрелку, которую продолжали до наступившей скоро темноты.
Ни единый всадник русской конницы не появлялся еще в Софийской долине в это время.
С 19 декабря бригада подчиняется генералу Вельяминову.
23 декабря Кавказская бригада снова отбила обоз под Софией, с занятием которой она немедленно была послана впереди отряда за отступавшими по всей линии турецкими войсками.
1 января 1878 года турки отступили к Базарджику. Генерал-адьютант Гурко, обогнав передовые части Графа Шувалова, лично произвел рекогносцировку Базарджика под прикрытием своего конвоя, 2-х осетинских сотен. Осетины получили приказание сбить сторожевые посты неприятеля и в течение 2-х часов не прекращалась живая перестрелка с обеих сторон.
Наконец, около 5 часов пополудни генерал Гурко узнал, что части барона Криднера и Карцева подходят с севера, и желая дать время ближе подойти к Базарджику, решил прекратить действия на сегодня. Осетины остались на сторожевых постах у моста через реку Марицу.
Турки не допустили окружить себя под Базарджиком, Сулейман решился отступить к Филиппополю. Темная ночь благоприятствовала отступлению турок, но осетины, составлявшие конвой генерала Гурко и стоявшие на передовых постах, заметили усилившееся движение в городе, они донесли о том, что пожар увеличивается и, наконец, что неприятельские конные посты втягиваются в город. Тогда Гурко двинул их по пятам турок, а вслед за ними пошел и авангард графа Шувалова под начальством генерала Брока.
После 3-х дневного боя под Филиппополем часть армии Сулеймана-Паши бросилась на юг, в Родопские горы; преследовать их было возложено на славную Кавказскую бригаду и она выполнила это трудное дело с полным самоотвержением, достойнейшим образом закончив этим подвигом свою славную роль в этой великой войне. В рапорте Начальника западного отряда ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ Господину Главнокомандующему действующей армией от 28 Января, по поводу этой экспедиции сказано: «Блестяще веденное преследование, несмотря на крайне неблагоприятные условия местности и времени года, веденное беспрерывно в течение 9 дней, без дневок и часто при полном отсутствии хлеба для людей и корма для лошадей, и крова для людей, достаточно говорит за доблести молодецкой бригады, всю войну пробывшей в авангардах».
По поводу этого похода Кавказской бригады капитан Германской армии Кардинал фон-Видерн говорит следующее: «Девятидневная экспедиция Кавказской бригады, исполненная среди зимы, в страшно гористой местности, в которой было возможно только медленное и трудное движение, при всевозможных лишениях, в пище, корме, жилье, составляет самое блестящее, наиболее энергично выполненное кавалерийское предприятие за всю войну».
Война окончилась и осетины были отчислены от Владикавказского полка, с которым так славно работали они от берегов Дуная до стен Стамбула.
Заканчивая свою боевую быль Кавказской бригады, славный ее командир, первый поведший ее с первого выстрела в этой войне на громкие подвиги полковник Тутолмин говорит следующее: — «Таким образом соединился Терско-Горский полк полковника Панкратова, разделенный в начале похода на две отдельные части. Нельзя было не сочувствовать этому соединению как для самих представителей, так и лично для Панкратова. Строгая необходимость военного времени принудила прибегнуть к разделению полка, но теперь тот же Панкратов приводил к седым дедам и отцам отважных молодцов, врученных ему с полной верой в их услугу - Белому Царю, как говорили старики, отпуская своих внуков в турецкий поход и они вернулись с громкою славой, приобретая себе почет в единодушном отзыве об их отваге всех, кто видел их в огне, от берегов Дуная до Царьграда».
- «С первого шага похода и до последнего Кавказская бригада не выходила из пе-педовой цепи. Под пулями она сжилась и, не зная отдыха, под пулями дневала, под пулями и ночевала»...
8-го Августа 1878 года Осетинскому дивизиону было пожаловано георгиевское знамя при следующем рескрипте:
«БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ АЛЕКСАНДР ВТОРЫЙ
Император и Самодержец
ВСЕРОССИЙСКИЙ, ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ,
Великий Князь Финляндский,
и прочая и прочая и прочая...
НАШЕМУ Осетинскому дивизиону Терско-Горско-конно-иррегулярного полка.
В ознаменование особенного МОНАРШЕГО благоволения (7) НАШЕГО, за оказанные подвиги мужества и храбрости Осетинским дивизионом Терско-Горского конно-иррегулярного полка в делах с Турками в 1877 и 1878 годах, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ жалуем дивизиону сему Георгиевское знамя с надписью «за отличие в Турецкую войну 1877—1878 годов». ПОВЕЛЕВАЕМ: освятить жалуемое знамя, по установлению употреблять на службу НАМ и ОТЕЧЕСТВУ с верностию и с усердием Российскому воинству свойственным.
На подлинном написано:
«АЛЕКСАНДР»
Царское село 8-го августа 1878.8.»
Знамя это было торжественно освящено в г. Владикавказе в 1884 году, в присутствии представителей Осетинского народа и участников этого славного дивизиона. С торжеством вернулся на родину дивизион. Многих он потерял на полях битв, но зато сколько новых веяний и впечатлений принесли на родину эти скромные охотники. Все они вспоминают этот поход, как лучшие дни в своей трудовой жизни поселянина. В честь некоторых джигитов, павших в боях, составлены были бандуристами боевые песни, распеваемые и поныне..
Ввиду волнений в Чечне, сотня осетин охотников была двинута в отрядах Генерала Свистунова и Смекалова, для усмирения восстания Чеченского предводителя Алибека. В ту же кампанию одну сотню увел с собою под Каре поручик Ашахмет Аликов.
В 1881 г. Скобелев, отправляясь в Текинскую экспедицию вызвал к себе для личного конвоя, и для ординарческой службы охотников осетин.
За все время этой продолжительной боевой службы офицерский состав состоял исключительно из природных осетин.
В 1886 г. была введена общая воинская повинность для христианского населения Кавказа; магометане Кавказа были обложены особым налогом, взамен натуральной повинности.
Из горных племен Кавказа только православная Осетия была призвана в ряды армии - для сынов ее был учрежден Осетинский конный дивизион, являющийся для молодежи Осетии прекрасной школой их любимого воинского дела.
Осетины магометане - (на 300 тыс. осетинского населения 25 тыс. душ магометан) - испросили себе также право на равных с православными осетинами началах нести воинскую службу.
3 ноября 1899 г. состоялость во Владикавказе торжество освящения ВСЕМИЛОТИВЕЙШЕ пожалованного Осетинскому конному дивизиону штандарта, в присутствии Начальника Кавказской Кавалерийской дивизии и других начальствующих лиц.
Освящение штандарта было совершено Епископом Владикавказским и Моздокским Преосвященнейшим Владимиром, много потрудившимся за десятилетнее свое управление Владикавказскою епархиею над духовным просвещением Осетии.
Чины дивизиона были приведены к присяге на верность и Начальник дивизии вручил штандарт коленопреклоненному Командиру дивизиона, последний — штандартному уряднику.
Когда штандарт был пронесен вдоль фронта и поставлен на установленное место дивизион молодецки прошел мимо своего Начальника, весело отвечая на его привет. В тот же день Командир дивизиона Полковник Лещинский издал следующий приказ по вверенной ему части:
«3-е ноября 1899 года Гор. Владикавказ. Еще в старые времена осетины, теснимые в горах соседними племенами, стали массами выселяться на плоскость, под защиту единоверной Великой России.
Укрепившись в урочище Моздок, куда они вынесли с собою святыню, чудотворную икону Божией Матери, а также под Владикавказом, они стали уже навсегда верным оплотом против враждебных ей племен, в особенности во время нашествия Шамиля.
В 1877 г., в начале русско-турецкой войны, осетины выставили на свой счет дивизион охотников, которые за свою беспримерно честную и храбрую службу удостоились получить Георгиевское народное знамя, хранящееся ныне, за расформированием старого дивизиона, по окончании войны, в доме Начальника области.
Во внимание к самоотверженной деятельности осетинского населения на пользу Царя и общей родины, в Бозе почившему Императору Александру III угодно было снизойти к просьбе осетин допустить их к отбыванию воинской повинности наравне с прочими верноподданными Великого Императора Всея России.
Приказом по военному ведомству 1886 года осетины призваны на службу, составив сотню при Сунженско-Владикавказском полку, а уже в 1890 году они выделены в отдельный осетинский конный дивизион, в коем мы имеем честь служить в настоящий день.
Не прошло семи лет, как дивизион был осчастливен новою Монаршею милостию: в 6-й день мая 1897 г. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II даровал дивизиону свой штандарт, сегодня мне врученный.
Помните же, братцы, что дарованный нам штандарт - этот высокий знак Царской милости, должен быть для вас дороже жизни. Им осеняет нас Наш Государь на верную службу в мирное и военное время. Будем его хранить, как драгоценный дар и да не посягнет на него дерзновенный враг!
Издревле в Осетии укоренился обычай не расходиться ни на какое дело, в поход и путешествие, не пропев сложившегося среди народа гимна Св. Георгию, незримо сопутствующему и осеняющему верующих в него на все честное и достойное воинов.
Пусть отныне Святой его облик, красующийся на нашем штандарте, будет служить нам всегда и везде напоминанием благословия Божиего, данной клятвы на верность и путеволной звездой на славу нашего дивизиона».
В этот день начальник дивизии имел счастие телеграммою на имя Военного Министра повернуть к стопам ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА чувства беспредельной любви и преданности чинов дивизиона, на что последовал следующий ответ:
«ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР искренно благодарит чинов Осетинского конного дивизиона за выраженные чувства.
Генерал Куропаткин».
ИХ ИМПЕРАТОРСКИЕ ВЫСОЧЕСТВА Великие князья Михаил Николаевич и Николай Николаевич на посланные им Командиром дивизиона всепреданнейшие телеграммы ответили;
«Поздравляю Осетинский дивизион с пожалованием штандарта и благодарю за депещу. Уверен, что молодые осетины будут также верно и храбро служить под новым штандартом, как служили их отцы и деды под старым народным знаменем.
Михаил.»
«Сердечно поздравляю Осетинский дивизион с Монаршею милостью. Уверен, что он всегда своей службой будет этого достоин.
Генерал-Адьютант НИКОЛАЙ».
Такова вкратце история боевой службы осетин в продолжение XIX столетия.
Г. Баев. "Боевая служба осетин".
Поделиться292011-11-22 01:16:11
Спаси Господи, Тамара!
Поделиться302011-11-22 01:32:38
Доброй ночи раба Божия Зинаида. Даже завидую тебе, что ты имеешь в своем роде таких казаков, или дед не казак был? это моя больная мозоль - казаки. Во мне в самом течет казачья кровь, с берегов Хопра и Дона. Я и лошадь купил, чтобы хоть как то не отвыкнуть от казачества. И дед был казак, воевал, но не помню, где и как сражался. Очень люблю казачьи песни.
Поделиться322011-11-22 12:07:33
Доброй ночи раба Божия Зинаида. Даже завидую тебе, что ты имеешь в своем роде таких казаков, или дед не казак был? это моя больная мозоль - казаки. Во мне в самом течет казачья кровь, с берегов Хопра и Дона. Я и лошадь купил, чтобы хоть как то не отвыкнуть от казачества. И дед был казак, воевал, но не помню, где и как сражался. Очень люблю казачьи песни.
Здравствуй, Сережа, да дед бравый был, только Сереж завидовать то нечему-это память о них, и вот эта память обязывает соответствовать потомков. Как потомок не очень я с этим справляюсь (мягко говоря)-так что увы и ах...
К сожалению времена были такие, что многого мы не помним, а иногда просто и не знаем, но зная то какой была Россия, я просто уверенна мы все потомки славных предков и то, что об одних известно, а о других нет не умаляет достоинства последних...скорее даже наоборот.
В казачестве осетин много было. Казаки всегда, в трудные времена, одними из первых приходили на помощь осетинам. А лошадей дед (уже сын Василия) оооОочень любил. Бабушка рассказывала, когда раскулачивать пришли и коней отбирали в колхоз (а кони знатные были, их в шутку в селе "паровозами" называли-красивые и сильные были), так дед сам попросился в колхоз, что бы только самому за ними продолжать ухаживать.
У меня вот лошади даже нет- какая ж тут "зависть"
А это Сереж, тебе, мне очень это видео нравится-и песня и фотографии (даже скачала себе):
А вот картина Дмитрия Шмарина "Рыцари Православия" (по моему, очень точное название художник дал казакам). Ох и накинулись на художника за эту картину! В чем только не обвиняли-глупости одни, а картина сама все за себя говорит. Мне очень нравится 0))
Отредактировано mozarellafeta (2011-11-22 12:27:21)
Поделиться332011-11-22 13:06:09
Отредактировано mozarellafeta (2011-11-22 13:07:39)
Поделиться342011-11-22 16:53:52
Вот еще интересный материал, в историчском ракурсе.
В этой книге наш замечательный ученый М.Блиев очень хорошо раскрывает русско-грузинские и осетино-грузинские отношения.К сожалению,сегодня Марка Максимовича не стало.
http://region15.ru/news/2011/11/22/11-58/
Отредактировано Дарина (2011-11-22 16:58:31)
Поделиться352011-11-27 11:50:34
Махарбек Туганов студент Академии художеств, 1902 г.
Поделиться362011-11-27 12:09:51
Азанбек Джанаев.
Наиболее развернутую характеристику личностного и творческого портрета Азанбека Васильевича Джанаева, дал замечательный искусствовед, поэт Герман Гудиев в своем памятном эссе «Портрет без багета». http://gazeta.pulsosetii.ru/index.php http://www.darial-online.ru/2004_5/gudiev.shtml
http://timag82.livejournal.com/8864.html
http://www.ossetians.com/rus/news.php?newsid=625
Отредактировано Дарина (2011-11-27 12:20:31)
Поделиться372011-12-06 11:58:23
Аланы, дорога на запад. Часть 1-я. Фильм Темины Туаевой
Документальный фильм "Кто ты, король Артур?
http://ostv.ru/index/cat/catid/169/id/58
Средневековый аланский-осетинский войн.
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=нузал&rpt=simage&img_url=img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/74/10/74010211_x_907a14e7.jpg&noreask=1&lr=33&p=25
Из истории и мифологии :
Осетино-русские культурные связи
Но существует еще один грандиозный этнический массив, культурное родство с которым, на первый взгляд, может показаться неестественным. Это славянский мир, а конкретнее – русская традиционная культура. Чтобы разобраться в дальнейшем материале, обратимся опять к области языковых проблем.
Скифская группа иранских языков, к которой принадлежит и осетинский, была от глубокой древности далеко продвинута в Европу и много веков соседствовала с европейскими, особенно восточноевропейскими языками, в то время как остальные индоиранские языки уже давно переместились на восток и на юг, утратив всякий контакт с Европой. Как и следовало ожидать, в этом положении особенно многочисленны и значительны изоглоссы, связывающие осетинский со славянскими языками. Здесь мы имеем не только лексические, но и некоторые важные грамматические связи, что указывает на особую длительность и интимность этнокультурных контактов (2, с. 300).
В.И. Абаев в своем фундаментальном труде «Скифо-европейские изоглоссы» пришел к значительному для нас выводу, что исконная для языков скифо-сарматских племен фонема «Х» является привнесенной в славянские языки. Совместив распространение этой фонемы в славянских языках, он обнаружил полное совпадение ареала славянского «Х» (h) с ареалом скифской топонимики, скифской археологии и скифских влияний в Южной России. Достаточно сказать, что этот ареал включает бассейны трех великих рек, которые до сих пор сохраняют свои скифские названия: Дон, Днепр, Днестр. Северным пределом распространения скифо-сарматских названий является Орловская область. Мы имеем здесь, можно сказать, идеальный случай совпадения топонимических, археологических и лингвистических данных. Вместе с тем, изоглосса «Х» (h) информирует нас о более глубоком и значительном участии скифо-сарматского элемента в этногенетическом, этнокультурном процессе на юге России, чем это могут сделать топонимика и археология (2, с. 335-338).
Богиня-русалка-лягушка и Параскева Пятница
Само обличье женской Богини сохранило в русском фольклоре и народном декоративном искусстве множество черт, приводящих его к знакомому нам земноводному образу североиранской Богини. Его орнаментальная трактовка отражала магико-заклинательную символику плодородия, почитание женского плодовынашивающего начала, связь с солнцем, луной, водой и растительностью.
В северных губерниях России еще в конце XIX века почитались русалки-берегини, образ которых связывался с водой. Их представляли в виде женщины с рыбьим хвостом, что существенно отличалось от южнорусских и украинских представлений о русалке, как о духе растительности, полей и урожая. Примечательно, что такой же образ осетинского фольклора - «доны чызджытæ», как и славянский восходящий к индоевропейскому праобразу, носил в себе объединительные черты, т.е. образ девы птицы-рыбы и в то же время божественной сущности, благотворно влиявшей на урожай и изобилие дома. Эта тождественность северорусского фольклорного фона с осетинским прослеживается и в обрядово-ритуальной практике. Так, в ритуальных женских танцах (весенних русалиях) основным знаковым инструментом хореографии являлись длинные спущенные рукава, связывавшие исполнительницу танца как с «верхом», так и с «низом» и имитировавшие образ божественной девы-птицы-русалки, приводя обрядовое действо к идее порождения весенней земли (рис. 117). Но именно эту особенность мы отмечали и в осетинском женском наряде, также символизировавшем в хореографии идею медиаторной вегетативности.
ДАЛЕЕ
http://wind-travels.com/topic/3496/
Отредактировано Дарина (2012-03-11 14:32:48)
Поделиться392011-12-06 21:46:43
Валерий Гергиев:
- Хочу выразить свое восхищение народу Южной Осетии. Хочу, чтобы все узнали правду о страшных событиях в Цхинвале. С надеждой на то, что такое никогда больше не произойдет на нашей земле, мы будем выступать перед вами на этой земле. Вы перенесли чудовищную бомбежку прямым огнем на уничтожение людей в спящем городе. Агрессоры, пришедшие в Южную Осетию, сделали это прямо перед открытием Олимпийских игр - крупнейшим событием всего человечества, традиционно связанным с представлением о полном мире. Я хочу, чтобы мы сегодня еще раз подчеркнули, что если бы не помощь великой России, были бы еще более многочисленные жертвы. После бесланской трагедии потерять еще две тысячи человек - это страшные потери для всего осетинского народа. Я надеюсь, что мы никогда больше не столкнемся с таким чудовищным испытанием. Я очень много думал в последние дни о том, как сделать, чтобы в республику пришел долгожданный мир. И мы надеемся, что сейчас люди узнают правду о событиях, произошедших 7-8 августа. Люди, которые рассчитывали, что их акции пройдут незаметно и останутся безнаказанными, просчитались. Все больше и больше людей в мире узнают правду о том, что здесь произошло. Думаю, что мы сегодня можем говорить на весь мир о том, что Цхинвал - это город-герой. То, что я сегодня увидел, это Сталинград. Это полное разрушение. Но, поверьте, за вами огромная страна, за вами все честные люди всего мира. Цхинвал обязательно будет восстановлен. Здесь обязательно будет жизнь, и этому поколению, я думаю, доведется увидеть мир и процветание.
Фото: Дмитрий Ловецкий/AP, ИТАР-ТАСС, РГ
Трансляция концерта на RuTube
Отредактировано mozarellafeta (2011-12-06 22:19:40)