Np1237 написал(а):Толковая Библия прямо противоречит Библейской энциклопедии, и ее точка зрения гораздо более логична.
О начале издания «Толковой Библии» было объявлено в октябрьском номере «Странника» за 1903 год. В аннотации предстоящего издания, в частности, говорилось, что приступая к этому изданию, редакция полагает, что она идет навстречу самой настойчивой и насущной потребности нашего духовенства и всего общества. С каждым годом Библия все более распространяется и в обществе, и в духовенстве, и недалеко то время, когда она сделается настольной книгой во всяком благочестивом доме. Дать пастырям Церкви, как и всем вообще любителям чтения Слова Божия, пособие к правильному разумению Библии, оправданию и защите истины от искажения ее лжеучителями, а также и руководство к уразумению многих неясных в ней мест — вот цель настоящего издания».
«Толковая Библия», таким образом, отнюдь не представляет собой строго научного издания, ибо на первый план в ней выходит стремление авторов к духовному назиданию читателей, а также стремление подкрепить достоверность Библии ссылкой на данные положительной науки. Соотношение научного и духовно-образовательного подхода, а также уровень комментариев разнятся от книги к книге, ибо в написании их участвовало большое количество разных по своему научному уровню и видению проблемы авторов.
http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/t … -all.shtml
Поэтому не вижу никаких оснований не доверять Библейской Энциклопедии только потому, что она противоречит где-то отдельным комментариям из Толковой Библии.
Тем более, что Библейская Энциклопедия вполне логично, на мой взгляд, объясняет слова Пророка Софронии об Ефиоплянах:
Книга Вторая:
12 И Вы, Ефиопляне, избиты будете мечом Моим.
13 И прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратит Ниневию в развалины,
Будем исходить из того, что перед нами не просто набор слов, а логически связанный текст. Поскольку угроза в адрес ассирийских городов Ассура и Ниневии, располагавшихся на берегах реки Тигр, следует после фразы: "И прострет Он руку Свою на север", а этому предшествует обращение к Ефиоплянам, то вполне логично предположить, что земля Ефиоплян находится южнее по отношению к названным городам. Далее Пророк Софрония говорит о Ефиопии:
Книга Третья:
10 Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары.
Из этих слов Пророка Софронии ясно, что подразумеваемая им земля Ефиоплян по отношению к Израилю является "заречной страной". Если принять во внимание сказанное ранее (Софр.2,12:13), то становится очевидным, что речь о реке Тигр. То есть под Ефиопией Пророк Софрония подразумевает область, расположенную за рекой Тигр, южнее ассирийских городов Ниневии и Ассура.
Африканская Эфиопия никак не подпадает под это определение, поскольку находится не южнее, а намного юго-западнее ассирийских городов Ниневии и Ассура и на другом континенте, а также не может считаться "заречной страной", скорее уж - "заморской", так как лежит за Красным морем.
Кроме того, африканская Эфиопия никогда не враждовала с израильтянами, в отличие от разорившего Израиль Ассирийского государства, частью которого были южные области к востоку от реки Тигр, названные Пророком Софронией "заречными странами Ефиопии" (Соф.3,10).
Np1237 написал(а):Хузистан тут ни при чем, ибо недостоин упоминания в политическом контексте как объект гнева Господня.
Разумеется, что во времена Пророка Софронии (VII веке до Рождества Христова) никакого Хузистана не существовало! Территория современной иранской провинции Хузистан тогда входила в состав мощного Ассирийского государства. По мнению Библейской Энциклопедии Пророк Софрония называет эту область к востоку от реки Тигр "заречными странами Ефиопии" (Соф.3,10).
Np1237 написал(а):в третьей главе речь идет о классической Эфиопии, мощном африканском царстве.
Библейская Энциклопедия считает по другому. Впрочем, Ваша версия думаю тоже имеет право на существование. Неопределенность в отношении слова "Ефиопия" и "ефиопляне", обозначавшего в разное время и в разных Книгах Священного Писания как минимум три разные области на Ближнем Востоке, как раз и обусловила расхождение в трактовке этих мест Библейской Энциклопедией и Толковой Библией.
Следует также отметить, что в древности многие авторы ошибочно называли Эфиопией ВСЕ страны к югу от Египта. Вот, как об этом пишет Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона: "Древние, большей частью, не знали особенной страны Нубии, объединяя все страны к Югу от Египта в понятии "Эфиопия". Впервые имя Нубии появляется у арабского писателя Эдризи, наз. "нубийским географом", а в Зап. Европе — у известного путешественника Брокарда и в бревэ папы Александра IV: "ad fratres Minores". Будучи естественным продолжением Египта за первым нильским порогом, Нубия очень рано была вовлечена в сферу египетской истории."
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/73461/Нубия
На территории Нубии (современный СУДАН) в древние времена действительно существовали независимые царства: Мероитское царство (Куш) и Напатское царство, которые занимали территорию долины Нила от его первого до шестого порога и прилегающие районы современного Судана и далее на юг в междуречье Белого и Голубого Нила и Атбары — так называемый «остров Мероэ». Освободившись в XI веке до н. э. от владычества фараонов, под властью которых находились более пяти веков, правители Мероитско-Напатского царства, обосновавшиеся у «Священной горы» (Гебель Баркала) в Напате, между 3 и 4 порогами Нила, настолько усилились, что около 730 года до н.э. овладели Египтом и правили им до 663 года до н. э., пока не были изгнаны ассирийцами. Эти нубийские государства хоть и назывались древними античными авторами термином "Нильская Эфиопия", но не по своему этническому составу, не по языку, не по религии или культуре не были эфиопскими. Их основу составляли кушитские и хамитские племена, их религиозное мировоззрение и культура сформировались под влиянием Египта.
Поэтому следует разделять собственно Эфиопию и другие страны, располагавшиеся в древности южнее Египта (Нубию, Напату, Куш). В этом поможет название древней Эфиопии, широко употреблявшееся в научной литературе до середины ХХ века - "АБИССИНИЯ". Православная Энциклопедия сообщает, что свое происхождение слово "АБИССИНИЯ" ведет от южно-аравийского эпиграфического hbšt/hbšt-n (хабашат) - так в офиц. письменной традиции Сабейского и Химьяритского царств называли подданных царя Аксума... В раннее средневековье топоним "АБИССИНИЯ" в форме аль-Хабаша утвердился среди арабов, а позднее был заимствован из арабо-мусульманской среды САМИМИ эфиопами.
http://www.pravenc.ru/text/62460.html
А вот определение "АБИССИНИИ" из Военной Энциклопедии (Реклю, т. X, XI. Долганевъ. Страна эѳіоповъ, 1900 г. К. Арнольди. Военные очерки Абиссиніи, Воен. Сб. 1907 и 1908 г. Ѳедоровъ. Абиссинія. Историко-географическій очеркъ. Handbuch für Heer und Flotte. Georg v. Alten. Veltzés Armee-Almanach): АБИССИНІЯ, независимое африканское государство; до XVII вѣка носило названіе Абассіи, а также Хабашъ, Хабешь (арабскія названія этой страны). А. именуютъ также Эѳіопіей, ИБО она занимаетъ територію древняго Эѳіопскаго царства.
http://slovari.yandex.ru/абиссиния/Военная энциклопедия/Абиссиния/
Теперь, когда мы вооружены топонимом "АБИССИНИЯ", который позволяет совершенно однозначно идентифицировать территорию древней африканской Эфиопии, можно снова обратиться к Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, где упоминается об Абиссинии: "После XXI династии Нубия составила самостоятельное царство, со столицей в Напате. Фараоны нового государства, покоившегося на египетской культуре, считали себя законными обладателями всей Нильской долины и сначала соперничали с Ассирией за обладание Египтом (хотя не всегда удачно; Ассаргаддон даже принял титул царя Куша), а потом, кажется, поддерживали национальные стремления египтян, во время владычества Птолемеев (см. Гармахис). Они распространили свое владычество значительно дальше на Юг, дойдя до границ АБИССИНИИ".
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/73461/Нубия
Таким образом, становится очевидным, что Нубия ("Нильская Эфиопия") и, собственно, классическая африканская Эфиопия - это две разные области в Восточной Африке. И это нельзя не учитывать при рассмотрении пророчеств Пророков Ветхого Завета Даниила, Аввакума, Софрония и других.
Если мы посмотрим под этим углом например, на Книги Пророка Софрония, то обнаружим, что во времена Пророка Софронии (VII век до Рождества Христова) никакого независимого государства на месте классической африканской Эфиопии (АБИССИНИИ) просто не существовало (не путать с Нубией-"Нильской Эфиопией"). Первые переселенцы из семитских племен Южной Аравии (из Сабейского царства, т.е. с территории современного ЙЕМЕНА) появились в Восточной Африке (на плато Тигре) по сведениям современной исторической науки только в VI веке до Рождества Христова. То есть на сто лет позже написания Книг Пророка Софрония. А еще через сто лет - в V веке до н.э. - семиты-переселенцы создали первое эфиопское государство в Африке (не путать с Нубией-"Нильской Эфиопией"). Основу африканской классической Эфиопии составили семиты-переселенцы из Южной Аравии (из Сабейского царства - территория современного ЙЕМЕНА), принесшие с собой письменность, семитский язык, технику каменного строительства методом сухой кладки и другие достижения цивилизации. Смешавшись с местным населением, они образовали древне-эфиопский этнос. А первое устойчивое государство у эфиопов в Африке появилось только во II веке после Рождества Христова - Аксумское царство.
Название страны эфиопов в Африке - "АБИССИНИЯ" имеет семитское (южно-аравийское) происхождение, ведёт начало от аравийского эпиграфического «ḤBŚT» (хабашат) и изначально означало неаксумских подданных аксумского царя; в дальнейшем так (в том числе по-арабски) преимущественно назывались семитское население Эфиопии (амхарцы, тигре, тигринья), исторически занимавшее ведущие позиции в элите страны. И сегодня например, самым многочисленным народом (20 миллионов) современной Эфиопии является народ Амха́ра (амхарцы, амара), чей язык относится к эфиопской группе семитской семьи языков. Все это еще раз подтверждает правильность локализации территории классической африканской Эфиопии топонимом "АБИССИНИЯ".
А Вы можете привести точную ссылку на научный источник информации, который бы свидетельствовал о существовании в VII веке до Рождества Христова по Вашим словам "классической Эфиопии, мощного африканского царства" на территории АБИССИНИИ?!