ВМФ России отказался от самых больших в мире десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр»
Военно-морской флот не будет больше заказывать десантные корабли на воздушной подушке проекта «Зубр», сообщил «Известиям» источник в штабе ВМФ России. Последние два «Зубра» — «Мордовия» и «Евгений Кочешков» — будут поддерживать в боевом состоянии на Балтфлоте еще несколько лет, пока те полностью не выработают ресурс, после чего спишут. Вместо них ВМФ планирует заказать новые десантные катера, которыми оснастят «Мистрали».
— Вместо «Зубров» готовятся более современные корабли динамического и нединамического типа поддержания на плаву, — то есть как традиционной компановки, так и на воздушной подушке, — рассказал «Известиям» представитель ВМФ России.
Источник в оборонно-промышленном комплексе пояснил «Известиям», что новый «летающий» катер будет меньше своего гигантского собрата и предназначен для высадки десанта со специального десантного корабля, в том числе «Мистраля».
Сейчас два последних «Зубра» стоят на вооружении Балтийского флота и постоянно поддерживаются в боевом состоянии. «Евгений Кочешков» ждет в Калининграде на судостроительном заводе «Янтарь» новые двигатели с Украины, «Мордовия» в июне получила новую «юбку» и электронику. Оба корабля планируют чинить и подлатывать до последнего.
— Корабли ходят по 40-50 лет, если их поддерживать в исправном состоянии. Мы от «Зубров» отказываться не собираемся, — пояснили «Известиям» в штабе Балтфлота.
На «Янтаре» рассказали, что оба «Зубра» нуждаются в капитальном ремонте, однако денег хватает только на латание дыр.
— Обслуживание «Зубров» очень дорого, один газотурбинный двигатель, который можно купить только на заводе «Зоря-Машпроект», стоит более $1 млн. А у каждого таких двигателей пять. И у каждого ресурс ограничен 4 тыс. часов, — рассказал представитель завода «Янтарь».
Однако, «Зубры» заинтересовали Китай. В 2008 году китайцы за $315 млн заказали на украинском заводе «Море», который вместе с петербургским «Алмазом» с советских времен производит «Зубры», четыре таких корабля и лицензию на их производство. Сейчас Рособоронэкспорт оспаривает права Украины на технологию производства корабля.
Был разработан в ФГУП «ЦМКБ „Алмаз"». Корабль предназначен для высадки десанта на необорудованное побережье и его огневой поддержки.
Для привода нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов на корабле установлены высокотемпературные газотурбинные двигатели. Образованию воздушной подушки служат 4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м. Создание тяги для движения судна осуществляется тремя 4-лопастными реверсивными винтами с принудительным управлением шага. Винты диаметром 5,5 м установлены в кольцевых насадках из полимерных композиционных материалов производства КТБ «Судокомпозит».
Корабль способен перевозить
* 3 основных боевых танка суммарной массой до 150 тонн
* или как вариант 10 бронетранспортёров, суммарной массой до 131 тонн и 140 человек десанта.
* или 8 боевых машин пехоты, суммарной массой до 115 тонн
* или 8 плавающих танков.Для десанта предусмотрены 4 помещения на 140 мест. Вместо боевой техники помещение может быть оборудовано для размещения дополнительно еще 366 человек (всего около 500 человек).