Вверх страницы
Вниз страницы

ЗНАКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОРОЧЕСТВ

Объявление

ПРАВИЛА ФОРУМА размещены в ТЕХНИЧЕСКОМ РАЗДЕЛЕ: https://znaki.0pk.ru/viewtopic.php?id=541

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗНАКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОРОЧЕСТВ » История и сущность Православия » О Православии с любовью.


О Православии с любовью.

Сообщений 21 страница 40 из 269

21

Лирик, спасибо больше за статью. Еще в борьбе с блудными помыслами можно почитать Иоанна Лествичника, как правильно упоминается в статье. Там говорится о немощи нашей телесной и что не в состоянии мы самостоятельно побороть этот грех, необходимо признать бессилие свое и призывать Господа на помощь, не переставая конечно и личной борьбы.

Отредактировано Подберезовик (2011-08-08 22:53:25)

+2

22

Подберезовик написал(а):

Иоанна Лествичника

http://s004.radikal.ru/i208/1108/75/c8d7ffd89062.jpg

http://utesheniya.ru/wp-content/uploads … 8002-1.jpg

Отредактировано LIrik (2011-08-08 23:25:01)

+2

23

Добрый такой и хороший фильм о монахах святого Афона

0

24

Люди потеряли терпение (старец Паисий Святогорец)
http://3rm.info/9610-lyudi-poteryali-te … gorec.html

- Геронда, почему у нас сегодня нет терпения?

- Все, что сегодня происходит, людям не на пользу. Прежде и жизнь была умиротворенной и сами люди были умиротворенными, очень выносливыми - способными терпеть. Сегодня вся эта вошедшая в мир спешка сделала людей нетерпеливыми. В прежнее время человек знал, что помидоры он начнет есть в конце июня. Ему и в голову не приходило есть помидоры раньше времени. Люди ждали августа, чтобы покушать арбуза, они знали, когда придет время есть смоквы, когда - дыни. А что происходит сейчас? Торговцы едут в Египет и закупают там помидоры раньше времени, хотя, пока не созреют помидоры, в Греции есть апельсины - с теми же самыми витаминами. Нет, апельсинов, видишь ли, не хотят! Да брат ты мой, потерпи маленечко и покушай пока чего-нибудь другого! Нет - во что бы то ни стало поедут в Египет и привезут помидоров. На Крите посмотрели-посмотрели на такое дело и стали строить теплицы, чтобы и у них помидоры созревали раньше. А кончилось тем, что устроили теплицы по всей Греции, чтобы есть помидоры и зимой. Убиваются и строят теплицы для всех овощей, чтобы в любое время года иметь на столе все, что сердце пожелает, и не ждать положенного времени.

Это бы еще ладно, куда ни шло. Но ведь идут и дальше. С вечера помидоры зеленые, а утром их уже везут в магазины красными, "мясистыми"! Одному министру я даже сказал "пару ласковых" насчет этого. "Теплицы, - говорю, - это еще куда ни шло. Но ведь фрукты, помидоры, другие плоды выращивают на гормонах! Плоды-то зреют за одну ночь, но на тех несчастных, у кого повышенная чувствительность к гормональным препаратам, выходит, наплевать? Пусть себе болеют, да?"... Животных тоже испортили. Хоть кур возьми, хоть телят. Сорокадневных цыплят накачивают гормонами до веса шестимесячных. Человек ест их мясо, но какую он от него получит пользу? Для того, чтобы коровы давали больше молока, их тоже пичкают гормонами. Коровы дают больше молока, но потом производители не могут это молоко продать! Начинаются забастовки, молоко падает в цене, его выливают на дорогу, а люди пьют молоко, напичканное гормонами! А если бы оставили так, как определено Богом, то все шло бы своим чередом и люди пили бы чистенькое молочко! И, кроме того, от этих инъекций все становится безвкусным. Безвкусные продукты, безвкусные люди - стало безвкусным все. Даже сама жизнь потеряла для людей вкус. Спрашиваешь молодых ребят: "Что тебе по душе?" - "Ничего", - отвечают. И это здоровенные парни! "Ну, скажи хоть, что тебе нравится делать?" - "Ничего". Вот до чего доходит человек! Делами рук своих он думает "исправить ошибки" Бога. Для того, чтобы куры неслись, ночь превращают в день. А ты видела яйца, снесенные такими курами? Ведь если бы Бог сделал луну сияющей, как солнце, то люди посходили бы с ума. Бог создал ночь, чтобы люди отдыхали, но до чего же они дошли сейчас!

Люди потеряли умиротворенность. Все эти теплицы, овощные инъекции и тому подобные вещи тоже привели людей к нетерпеливости. В старину люди знали, что пешком из одного места в другое они дойдут за несколько часов. Если у кого-то ноги были покрепче, то он приходил маленько быстрее. Потом придумали повозки, потом автомобили, потом самолеты и так далее. Стараются найти все новые и новые, более быстрые средства передвижения. Сделали такие самолеты, на которых можно долететь из Франции до Америки за три часа [1]. Но если человек с такой огромной скоростью перелетает из одного климатического пояса в другой, то и просто резкая смена климата ему повредит. Все спешка, спешка... Потихоньку дойдут до того, что человек будет залезать внутрь летательного снаряда, потом - выстрел, полет, удар, разрыв - и взору публики предстает ошалевший путешественник. А что вы думали? Дойдет и до этого. Самый настоящий сумасшедший дом!

1) Старец имеет в виду сверхзвуковые пассажирские самолеты дальнего радиуса действия типа "Конкорд".

"Слова", Том 1

0

25

Ну уж если г-н Проханов в своей передовой статье изложил сие-ну. близ. при дверех....
Недавно я побывал в Дивееве. Приложился к мощам Серафима Саровского. Восхитился великолепием белоснежных, голубых и розовых храмов. Прошёл в одиночестве вдоль канавки, которую отрыли по указанию преподобного Серафима. Эта канавка заслоняет обитель от внешних напастей. Шёл полчаса, а казалось — протекла целая жизнь. Вспомнил и помянул всех милых усопших. Помолился о живущих. Испытал внезапное слёзное умиление, будто и впрямь коснулся моего лица голубой хитон пролетевшей надо мной Богородицы.     У купели, на траве, в долгополой юбке, в стоптанных запыленных башмаках — богомолка в тёмном платочке. Пожевала и отложила в сторону горбушку хлеба, отпила из кружки ключевую воду. Носик остренький, как у птички, глаза наивные, голубые, как у младенца. Тихо говорит то ли мне, то ли себе самой, то ли плывущему над нами облачку.

ЧИтайте далее в статье!!!

+1

26

27

28

ТАКИХ РЕБЯТ ВОСПИТЫВАЛО БОГОЛЮБОВО И АРХ. ПЕТР (КУЧЕР))

http://inok-arkadiy.livejournal.com/142443.html
inok_arkadiy
16 августа, 19:39

Никто никогда не называл Анатолия Евстафьева белоручкой. Он с детства много трудился. Приходилось пасти коров, ухаживать за лошадьми, делать кирпичную кладку. Всему он научился в Свято-Боголюбском монастыре, где жил и учился до поступления в профессиональное училище № 26. Здесь он так поднаторел в специальности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, что занял второе место на областной олимпиаде по профмастерству. И что интересно, на выполнение задания было отведено полтора часа, Анатолий же уложился в пятьдесят шесть минут, опередив даже мастеров производственного обучения, также принимавших участие в олимпиаде.
– Немного досадно, что не стал первым, – сетует мой собеседник. – Зато убедился в том, что хорошо овладел специальностью.
Медаль хорошо, специальность – лучше

Учился Толя хорошо, экзамены сдавал экстерном в сельской школе. Мог бы даже стать медалистом при выпуске, но предпочел после девятого класса получить рабочую специальность. Русский «прихрамывал», зато физика давалась хорошо, поэтому стал электриком.

Рос он в многодетной семье. В монастырь его и старшего брата Алексея забрала бабушка-монахиня. Кстати, Алексей, который сейчас служит в армии, получил в 26-м училище специальность «Мастер общестроительных работ» и может работать на стройке в качестве каменщика, монтажника и сварщика одновременно.

Это он показал Анатолию, как правильно класть кирпич.

– Мало ли как повернет жизнь, – рассуждает молодой человек. – Никогда не надо упускать возможность научиться чему-нибудь: авось пригодится. И надеяться надо только на себя.

Эту истину парню жизнь подсказала. В семье самостоятельными стали пока только два старших сына. Женя, Инесса и Глеб учатся в школе. Снежана и вовсе ходит в детский сад.

Дело, семья, друзья

В монастыре парень развил свои творческие способности, научился хорошо петь, танцевать и рисовать. В воинской части, взявшей шефство над монастырем, освоил рукопашный бой и научился обращаться с оружием. Так что к службе в армии готов.

Благодаря таким разносторонним интересам мой герой всегда в центре внимания. Он – неизменный участник праздничных мероприятий и конкурсов. Представьте, будущий электромонтер занял третье место на Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного и изобразительного творчества, представив работу «Родина Ломоносова. Старинная гавань Архангельска». Откуда такой интерес? Из книг, посвященных истории России и Великой Отечественной войне, которые с удовольствием читает парень в свободное время.

По его мнению, в жизни нельзя обойтись без хорошей работы, крепкой семьи и настоящих друзей.

– Чтобы быть успешным, надо трудиться, – убежден мой собеседник, – и не останавливаться на месте, расти.

Именно поэтому в его планах поступление на заочное отделение технического университета.

– Анатолий, возможно, станет «техническим умом» какого-нибудь предприятия, – предполагает мастер производственного обучения Александр Николаевич Рычагов, занявший, между прочим, на областной олимпиаде первое место. – Ему это вполне по силам. Он обладает хорошими организаторскими способностями, и ребята к нему тянутся. У парня много друзей, потому что зла ни на кого не таит.
Что касается профессии, то и здесь он очень авторитетен среди сверстников. Трудолюбив необыкновенно. Бывает, не получается что-нибудь, рассердится, вспылит, а потом успокоится и сделает все правильно. Он твердо стоит на ногах. Ему нет нужды искать работу. Его работа сама найдет.

0

29

Мирской дух в духовной жизни (старец Паисий Святогорец)
http://3rm.info/6491-mirskoj-dux-v-duxo … aisij.html

- Геронда, иногда Вы говорите, что такой-то человек глядит через европейскую лупу, а не с помощью восточного духа. Что Вы хотите этим сказать?

- Я хочу сказать, что он глядит европейским глазом, европейской логикой, без веры, по-человечески.

- А что такое восточный дух?

- "Во́сток восто́ков и су́щии во́ тьме́ и се́ни!" [1]

- То есть?

- Говоря, что кто-то уловил восточный дух и оставил дух европейский, я хочу сказать, что, оставив логику, рационализм, человек уловил простоту и благоговение. Ведь простота и благоговение - это и есть православный дух, в котором почивает Христос. Сегодня духовным людям часто не хватает простоты - той святой простоты, которая восстанавливает силы души. Не отказавшись от мирского духа, не начав вести себя просто, то есть, не думая, как на тебя посмотрят или что о тебе скажут другие, человек не вступает в родство с Богом, со святыми. Для того чтобы вступить в такое родство, необходимо начать жить в духовном пространстве. Чем с большею простотой ведет себя человек - особенно в монашеском общежитии - тем глаже, "обкатанней" он становится, потому что стираются выпуклости страстей. Если же это не так, то он старается сфабриковать из себя человека ложного. Поэтому, для того, чтобы уподобиться ангелам, постараемся сбросить с себя костюмы мирского карнавала.

Знаете, чем отличаются люди мирские от людей духовных? Люди мирские заботятся о том, чтобы был чистым их двор. Их не интересует, замусорен ли их дом изнутри. Они чистят двор и заметают сор внутрь дома. "Людям, - говорят, - виден двор, дом изнутри они не видят". То есть, пусть я буду замусорен внутри, но не извне. Им хочется, чтобы другие ими любовались. Люди же духовные заботятся о том, чтобы дом был чист внутри. Их не волнует, что скажут о них люди, потому что Христос обитает в доме - в сердце, а не во дворе.

Однако бывает, что и духовные люди ведут себя напоказ, по-мирски, и, скажем более определенно, по-фарисейски. Такие люди думают не о том, как попасть в рай, к Богу, но о том, как в этой жизни показаться хорошими. Они лишают себя всех духовных радостей, тогда как они могли бы переживать райское состояние уже здесь. И, таким образом, они остаются людьми перстными. Они стараются вести духовную жизнь по мирским обычаям. Однако внутри они пусты - Бога в них нет.

К несчастью, мирской дух оказал сильное влияние даже на духовных людей. А если люди духовные действуют и думают по-мирски, то что остается делать и думать людям мирским? Когда я попросил некоторых людей помочь юношам-наркоманам, то они мне ответили: "Если мы устроим приют для наркоманов, то на это дело никто не захочет жертвовать. Поэтому лучше мы устроим дом престарелых". Я не говорю, что дом престарелых не нужен - нужен и еще как. Но если мы исходим из таких предпосылок, то наша благотворительность закончится крахом. Люди не понимают того, что мирская удачливость - это духовная неудача.

1) "Посети́л ны́ е́сть свы́ше, Спа́с на́ш Восто́к Восто́ков, и су́щии во тьме́ и се́ни обрето́хом и́стину, и́бо от Де́вы роди́лся Госпо́дь". Светилен по 9 песне на Рождество Христово.

0

30

Я уже на том сайте ставила змеек Богородицы на острове Кефалонья, но в этом году тоже посвятили целую передачу этому событию, поделюсь и с Вами

+3

31

А в каких числах они приползают?

0

32

Есть сказание об этих ужиках. Начинают приползать они в предверии праздника Успения Богородицы. Он у нас тут уже прошёл -15 августа. Особенно массово ползут к ночной литургии. Так интересно,сейчас опять сняли новый док.фильм, если будет время поставлю и немного переведу оттуда

+3

33

О смерти и забвении Бога. Последнее интервью с румынским старцем Арсением (Папачоком)
http://www.3rm.info/14454-o-smerti-i-za … vyu-s.html

- Отец Арсений, вы решили стать монахом сразу после Второй мировой войны, когда в Румынии только установилась коммунистическая власть. Каково это - уйти из мира в монастырь в то время? Не было страшно?

- Меня на этот шаг подтолкнул не тяжелый период, наступивший для нашей страны, не надежда спрятаться и отсидеться за монастырскими стенами, а желание служить Богу и жить после этой - земной - жизни.

Кого бояться, если Христос воскрес?! Он победил мир. Кто с Ним не собирает жатву, тот ее рассеивает. Смерть приходит не для того, чтобы вы ей сделали кофе. Она приходит забрать нас. Она задает нам вопрос вопросов: почему не любили, почему враждовали между собой? Смерть - это реальность, а не страшилка. Она не опаздывает. Понимание этого заставило меня не просто рационально размышлять, что будет после смерти, а серьезно заглянуть вперед.

- Вы участвовали в движении «Неопалимая Купина». Что оно давало людям в то время? Какие плоды принесло?

- Смыслом нашей деятельности были не только разговоры о вере и Боге, но и исполнение заповедей. Об этом говорит Сам Господь: нужно не просто произносить вслух: «Боже! Боже!», а исполнять заповеди. Это было движение за обновление духовной жизни, которое собрало самых разных людей.

Новым властям очень не нравилось наше существование, но они никак не могли нас обоснованно закрыть, поэтому осудили нас как организацию, подрывающую основы нового государства. Расследование длилось три месяца и было невыносимым. Последним судом я был приговорен к 40 годам тюрьмы, в основном за участие в движении «Неопалимая Купина».

- Четырнадцать лет вы отсидели в тюрьме за свою веру. Что вынесли оттуда?

- Господь дал мне идею, которую надлежит исполнять: небо мое, прими и меня в себя. Самый большой дар Бога - время, которое Он нам дает. Ведь каждый из нас просит перед смертью: оставь мне, Господи, и сегодняшний день. Это был необыкновенный опыт, мы вышли оттуда умудренными. Тюрьма - это большой подвиг. Она смиряла тебя, потому что Сам Господь держал твою душу. Но ты знал, что все эти страдания ради великой Истины, так как была цель изуродовать твои идеи и душу различными их методами. И единственный способ выстоять и победить в этой ситуации - не принимать их идей. Ты мог стать великим героем, когда говорил: «Господин, я не принимаю этого!» Это стоит жизни.

Меня в Аюде[1] лично допрашивал один полковник. Я видел с его стороны особое отношение, так как был священником и монахом, хотя и носил одежду осужденного. И вот меня, такого усмиренного, по крайней мере по одежде, спрашивает этот полковник: как я могу объяснить существование Бога? Я ему отвечаю: «Господин полковник, да само существование наше, наше дыхание, наш дух, интеллект, разум доказывают это». Дальше я рассказал, что весь мир и все в нем создано Великим Творцом, и люди тоже сотворены не случайно. И еще объяснил ему, зачем Христос пришел в мир, дал Себя распять и воскрес. И в конце спросил, почему он не верит в это? Это был смелый шаг с моей стороны - спросить его об этом. Но я должен был защищать свою Правду. Он сказал, что война, которая была в России во имя креста, убедила его, что Бога нет. Я воскликнул тогда: «Вы что?! Ради какого креста, господин полковник?! Это сумасшедший Гитлер хотел завоевать Россию и думал, что русские ему это позволят!» И тогда я спросил еще: «Хорошо, а перед этой войной почему не верил?» Его ответом был вопрос: какой мой последний аргумент? Я сказал ему, что готов умереть за свою Истину, но я вижу, что умирать мне не с кем, имея в виду его. Тогда он начал кричать, чтобы меня увели.

- Какие сегодня самые страшные духовные болезни у общества?

- Забвение Бога. Надо помнить постоянно, что Господь каждую минуту присутствует посреди нас. Он не заставляет нас совершать какие-то подвиги, а просто хочет, чтобы мы помнили о Его присутствии, чтобы у нас было осознание, что мы ходим под Ним. С нас спросится и за то, почему мы ненавидели друг друга, забывая о Нем. Времени у нас мало, поэтому нам надо быстро соображать, чтобы понять, что нужно делать.

- У вас тысячи духовных чад. Чем наделяет вас Господь, чтобы вести эти души ко спасению?

- Своим постоянным присутствием в моем сердце. Памятованием того, что сердце не должно «ходить налево». Мы можем идти через огонь и воду, но сердце наше должно принадлежать Ему. Каждый человек знает, что лично ему нужно, чтобы спастись. У нас есть крест как символ спасения, который нас учит... что там дальше было? Отец Викторин перебил, дай Бог ему здоровья...

Поклоняйтесь Богу всей душой своей. Не надо креститься формально. Проживайте тот момент, когда креститесь. Господь не будет спрашивать, чего ты не знал. Он спросит, почему ты не выполнил того, что знал.

- Раньше люди уходили в монастыри, чтобы быть наедине с Богом. Сегодня люди идут в монастыри как в лечебницу, чтобы прилепить пластырь на свои больные сердце и душу, чтобы вдохнуть здесь чистого воздуха. Что вы рекомендуете в первую очередь тем, кто хочет преуспеть в духовной жизни?

- Нужно иметь в себе состояние внутреннего, сердечного веселья, в котором можно пребывать, имея непрестанную молитву. Настоящее состояние веселья, освобожденное от житейских и прочих проблем. Любым образом надо стараться быть в этом состоянии, потому что, имея печаль, мы «высиживаем» диавольские яйца. Надо быть свободным от помрачения. Если человек умирает не в духовном подвиге[2], не поднимая знамя истинной веры, то тогда все творение страдает. Мы живем в тесной взаимной связи, поскольку все творение Божие едино. Если мы отделяемся от этого всеобщего единства, то сами себя уничтожаем. Поэтому я рекомендую нести духовные подвиги. И всемирную трагедию нужно оплакивать как собственные наши грехи. Состояние молитвы означает состояние присутствия пред Богом. Я, как духовник, беседующий весь день с людьми, которые нуждаются в том, чтобы прямо ходить пред Господом, не рекомендую какие-то особые непосильные подвиги. Я рекомендую состояние постоянного присутствия, что означает признание благих сил, которые находятся в каждом из нас.

- Расскажите, как рождается и приобретается это состояние присутствия?

- Это вопрос, на который невозможно ответить сполна. Люди скрывают свою жизнь. Я сидел с разными людьми. Был в хороших отношениях с отцом Думитру Станилоае[3], конечно, соблюдая дистанцию, потому что по сравнению с ним я тогда был еще малышом. Когда шли следствие и суд над «Неопалимой Купиной», участниками которой мы были оба, отец Думитру колебался. Но когда он попал в тюрьму и встретил там великих подвижников, которые уже отсидели по 20 лет, знавших Новый Завет наизусть, отец Думитру был впечатлен.

За участие в движении «Неопалимая Купина» Василие Войкулеску, Думитру Станилоае, Александру Миронеску и все остальные получили по 15 лет каждый, а мне дали 40. Сначала мне было смешно, потому что везде ко мне относились как к страшному убийце. В Жилаве[4] один капитан, когда раздевал и стриг меня, спросил: «Эй, тебя за что?» «Да не за что!» - ответил я ему. «Слышь ты, если бы ты ничего не сделал, то дали бы лет 10-15, а не 40...» Оказывается, если бы даже я ничего не делал, все равно посадили бы на 10-15 лет. Вот с кем мы имели дело. И вот среди них - тех, кто тебя раздевал, кто убивал тебя, - важно было чувствовать свое присутствие перед Богом.

Они меня не убили, хотя, наверное, преследовали такую цель, когда бросили в холодный карцер. Через три дня я, по их расчетам, должен был умереть. Я не умер за три дня. Дали пять, потом семь. А я не умер все равно. Бог не хотел. Но было очень трудно. Важно в том месте, где ты находишься, присутствовать перед Богом! А потом - будь что будет. Человек же я, а не солома на ветру. Смерть не имела значения, потому что она была спасением! Но был в человеке дух, луч жизни, который не сдавался. И не имели мы другого идеала, как да удостоил бы нас Бог этого счастья - умереть в мучениях разорванными ради той искры Истины, которую мы знали и ради защиты которой были готовы пойти на брань с силами тьмы - не на жизнь, а на смерть. Это девиз каждого христианина.

В молодости я был единственный из нашего села, кто ходил в церковь. Ни бабки, ни старики, никто - только я один. И однажды священник сказал: «Один у меня ходит в церковь, да и тот не стоит службу до конца». Я когда услышал эти слова, не понял их значения до конца. Я тогда был еще ребенком, поэтому думал, что все уже закончилось. Не знал я, что такое литургия, был еще малым. Но после тех слов я больше не выходил из церкви, пока не выйдет и священник, чтобы быть уверенным, что служба закончилась.

Никакое образование и ничто другое не формирует в тебе состояние постоянного присутствия перед Господом, как тюрьмы и страдания. Большую ошибку совершает тот, кто игнорирует страдания. Когда Спаситель был с учениками на Генисаретском озере, то сказал им: «Идем к другому берегу». И как только они отплыли, то волны стали расти. И ученики из-за этого разволновались, потому что для их спокойствия было недостаточно того, что Спаситель ясно сказал: они отправляются на другой берег. Можно ли было обойтись без волн - символа испытаний и колебаний? Нет, потому что только в испытаниях мы отдаем свое сердце Богу.

- Что самое главное вы обрели за свою более чем 60-летнюю монашескую жизнь?

- Вступив на монашеский путь, я почувствовал себя очень маленьким и незначительным, но при этом с приливом мужества осознавал важность тайны этого посвящения. Я почувствовал огромную важность того огня, который зажегся вместе с моим рождением в новом виде моего существования. Это среди мирян невозможно прожить и познать, потому что там нет такого золотого креста, как оставление своей воли.

В монашеской жизни проявляются многие немощи человека, и тогда чувствуешь необходимость принижать себя: это главный стержень духовного формирования личности нового человека - монаха. В монашестве с Божиим даром оттачивается ум и смиряется сердце, и ты не знаешь, откуда тебе известны скрытые раньше вещи. Здесь ты знаешь, что смиренный человек не видит себя смиренным. И каждый смиренный имеет свою меру принижения себя, которая есть не что иное, как великое оружие для защиты от злых духов, и это заслуга даров, данных Господином твоим. В монастыре открываются бесконечные возможности чистой жизни, в том числе быть рядом душою и ощущать, что «Бог хочет дать тебе больше хорошего, чем ты просишь». Как говорит блаженный Августин: «Чувствуешь порыв к большой надежде»; и как говорит Соломон: «Кто надеялся на Господа - не устыдился».

Но самая большая благодарность у меня есть к бесконечной доброте Господа, Который дал нам познать ходатайство и заступничество Божией Матери - совершенной Защитницы грешников. Чтобы изменить нашу жизнь, нам нужна только сильная воля и большое доверие к милости Богородицы и Ее всемогущей помощи. В монастыре я зажег радость в душе своей, доверившись молитвам Матери Божией - великой Заступнице нас, слабых.

***

Из поучений отца Арсения

Я хотел бы побеседовать с вами о том, что тронуло бы вас. Надо лететь обоими крыльями, только вверх - без малейшего отклонения. Ради того, что сделал для нас Христос, не разрешается ни малейшего уклонения. Но если и случилось такое, без нашей воли, то надо бежать к духовнику, чтоб отпустил нам. Потому что любая напасть не значит ничего, если вера остается на ногах. Самый большой выигрыш сатаны - это наша обескураженность после какого-то падения или немощи. Дорогие мои, преодолеть уверенно большие расстояния можно не иначе, как шаг за шагом. Я не спрашиваю вас, слышали ли вы об аде. Вы слышали о нем, но не знаете его! Беритесь с этого момента познавать рай. Вы знаете себя только по паспорту, но не знаете свои сердца, свои возможности.

Нет малого греха

Один человек сказал мне, что он имеет маленький грех. Но я знаю грех и меньше, чем его. Адам не сделал ничего, кроме того, что только откусил от яблока. Он не был против Бога, не сомневался в существовании Божественной силы, но он не послушался. И перевернул и небо, и землю. Не существует малого греха! Должен был прийти Христос спасти естество человеческое. И Он принес нам больше того, чем погубил нас Адам! Христос дал нам возможность обожествления. Мы, малое существо, имеем божественные силы! В нас есть животность, но где заканчивается она, начинается человек. До каких пор, спрашивается, будем давать ей свободу действовать в нас?

Бог создал нас только для Себя

Дорогие мои, человеческое существо выше всего творения. Человечество выше ангелов. Бог создал ангелов с великой миссией. Они многое могут, потому что чисты. Бог создал нас только для Себя. Ни для кого другого - ни в коем случае! Создал нас, чтобы мы были с Ним во веки веков, и для этого сделал нас свободными и дал нам ангела-хранителя, которого вы забыли! Но чувствовали ли вы диавола за своей спиной? Тогда можно понять, насколько важен против него ангел-хранитель. Говорят, что невозможно не умереть, если увидеть ангела в его истинном свете. Ангел имеет грандиозно важную миссию. Все ваши мысли и слова, адресованные Богу, ангел относит к Нему.

Смерть приходит не для того, чтобы ей приготовили кофе

Мне доводилось быть возле многих людей, находившихся при смерти. Страшные крики издавали они от вида демонов и своих грехов - вот какое прозрение приходит в последние минуты! Но не могли спастись, потому что смерть приходит не для того, чтобы ей приготовили кофе! Она приходит, чтобы взять тебя. И уносит туда, где только факты, а не разговоры. И все они хотели прожить еще один день. Скажете, что это очень мало, но вы видите, что, когда дыхание останавливается, насколько важно это мгновение. Божественная справедливость обрамлена великой Божественной любовью и прощает нас одним вздохом. Это побудило меня говорить, что мгновение может быть временем и один вздох может быть и молитвой. А один великий сказал, что этот момент является более важным, чем кувшин слез. Бог хочет искреннего сердца, а не тысячи молитв. Он хочет наше сердце. Нет ничего у Бога более дорогого, чем время. Он дал нам его, чтобы мы спаслись. Он терпел нас, ждет нас: может быть, мы поднимемся?! Это милость Божия держит нас всю жизнь! Если бы мы могли спросить у тех, кто на небесах: каким способом вы достигли такого счастья? - ответ был бы: «Временем. Немногим временем, прожитым хорошо». Бог сотворил нас свободными, чтобы мы воевали, так как Божия милость не приходит к какому-то убогому, а приходит к герою.

Если вы не можете любить своих врагов, хотя бы не ненавидьте их

Любить врагов своих - это заповедь, а не совет! Я, беседовавший со многими людьми, чувствовал, что люди хотят сказать мне: «Батюшка, не могу! Делайте все, что угодно, дайте мне тысячу поклонов в день, но не говорите мне, чтобы любил врагов моих». Видите диавольские когти, которые властвуют над каждым? Если не можешь любить своих врагов, хотя бы не надо их ненавидеть - и вот вы больше не в болоте, а на ступеньке. Давайте немножко взвесим по-купечески. Эти люди не виноваты, виновны мы, потому что мы не умеем любить и ценить их! Что мы сделали для этого мира, если пойдет речь о деталях спасительного пути? Что мы сделали для этого мира? - это просится с нас. Огонь ада - это реальность, а не стращание, придуманное духовниками или священниками для религиозного воспитания. Ад - это страшная реальность! И если ты не прощаешь, то идешь в вечный огонь. Там огонь в тысячу раз сильнее, чем огонь здесь, и он без света. Не видно никого! И остаешься там не на некоторое время, а навсегда! Постарайтесь понять, как это ужасно! Потому что не только физическая боль мучает тебя, но и сознание того, что ты оторван от Божественной любви навсегда. Ужасает эта вечность, братья мои!

40 лет - это время, а не вечность

Одному человеку открылись страдания ада: он увидел стоящего по лодыжки в огне человека, который страшно кричал. И спросил он его, почему так страшно кричит. «Потому что вечно я в этом огне!» - был ответ. И пошел тот дальше и встретил другого, который был по шею в огне, но время от времени радовался. И сказал этот: «Гораздо больше, чем другие, я в огне, но радуюсь, когда кто-то из моих родственников становится священником, а через 40 лет он вытащит меня отсюда». Видите: 40 лет - ведь это время, а не вечность. Он был счастлив, потому что у него была надежда. Братья, на Божием суде нас спросят: почему вы не любили? Потому что были враждебными, потому что осуждали, потому что убивали?! Боритесь! Почему не хотите попросить Божией благодати? Когда приходят различные соблазны, взывайте ко Христу: Господи Иисусе, Господи Иисусе! Не стойте истуканами, проживайте каждый момент. Это трудно, но Бог понимает и хочет вам помочь. Он с нами, потому что любит. Давайте и мы любить друг друга.

Не осеняй себя крестом так, словно играешь на балалайке

Когда мы осеняем себя крестом, мы поклоняемся Святой Троице. Когда вы поднимаете руку ко лбу, это вся высота - Отец, потом вся глубина - Сын, и переходишь на плечи, на всю ширину - Святой Дух. Поэтому бежит диавол от креста! Но если вы делаете так, словно играете на балалайке, то тогда не знаю, какие демоны убегут - скорее этим подбодришь их.

Большая любовь к Богу требует постоянной жертвенности

Община, как и целая нация, живет теми, кто вырывается, кто пребывает на кресте не сдаваясь. Большая любовь к Богу требует постоянной жертвенности. Мы никогда не будем жить без проблем и без мечей, направленных против нас! Не помните разве учения Христова? «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч... Враги человеку - домашние его». Но это не должно никого обескураживать никоим образом. Даже если человек страдает от этих несчастий, это не означает, что ему нужно сдаваться. Нет. Бог знает о твоем горе, а эти страдания закаляют тебя - чтобы помочь, чтобы ты заслуживал быть увенчанным Богом, потому что Он этого хочет. Мы не можем представить себе спасенного человека без заслуг. Откуда приходят эти заслуги? От борьбы со страданиями. А борьбы без жертв не бывает! Крест спас человеческий род! Не Божия справедливость, не Его чудеса, а Крест! Только когда Иисус был распят, тогда был побежден сатана. Спаситель пережил триумф на Кресте, а сатана был побежден. Так что ни один христианин не освобожден - ни в коем случае - от своего креста, потому что это подарок от Бога, мои дорогие! Это не обязательно наказание. Но даже и наказание как таковое означает возможность возвращения к добру.

Не творите добрые дела из чувства обязанности

Если вам посчастливилось сотворить добрые дела, то нехорошо делать это только из чувства обязанности, потому что так вы становитесь «казенными». Сотворим их из любви в любом проявлении и столько, сколько мы можем. Потому что Бог не держит нас на этой земле из-за того, что мы очень достойные. Он держит нас потому, что Он очень милостивый, и отсюда и приходит вся наша милость. К примеру, если есть кто-то враждующий с кем-то, не осуждайте его, хоть он на самом деле ведет себя неправильно и не понимает этого. В этом случае неудобно и вам, и другим. Но если бы человек спросил у Бога об этой ситуации, то Он ответил бы ему: «Дорогой мой, Я люблю его таким, какой он есть. Именно поэтому держу его в жизни. Переходи на мою сторону, оставь и не враждуй больше с ним. Я Бог, и тебя тоже Я держу. Ты сколько ошибок делаешь, и Я не принимаю их во внимание!» Это интимный диалог со смирением. Поступите так, и вы застрахованы. И восходит любыми способами любовь, без которой невозможно ничего сделать, даже если вы сдвинете горы, даже если вы разорвете ваше тело или сожжете его ради Христа. Благодеяние - это ведь не только положить что-то в сумку. Милосердие - это когда принимаешь человека, разрешаешь ему быть рядом с тобой, не изгоняя его в своих мыслях. Есть у вас кто-то, у которого есть беда, - нужно знать, как его утешить, как распрямить складки на его лбу. О бедных можешь кратко помолиться: «Господи, помилуй его!» - если ты не можешь что-то дать ему, потому что, например, ты едешь в трамвае, а он стоит на тротуаре. Вопрос ставится так: как наше сердце относится к страданиям вокруг нас? Самая важная вещь, о которой нас спросят на Суде Божием, - это: почему мы не дали больше внимания нашим близким?

Быть милосердным - значит быть с Христом

Если ты милосердный с одним, с другим, то очевидно, что ты с Христом. А ты и не ведаешь, что тот, кому ты помогаешь, может быть Христом. Он не протягивает руку, чтобы ты ему дал, он протягивает руку для того, чтобы дать тебе Царство Небесное, а ты не замечаешь этого. И обычно люди ищут самую мелкую монетку в своем кармане.

Братья мои, помните, что нищие - это библейские персонажи! И ты прошел мимо твоего спасения так легко! И еще страшнее то, что ты отнесся с презрением к этому нищему. Нищие не погибают никогда. Они собираются вместе на краю дороги и делят то, что им подали, и говорят: «Это от этого - помяни его, Господи, в Царствии Твоем!» И это имеет значение. Спаситель, чтобы воодушевить нас, сказал: «Получите сторицей!» Хотите разбогатеть? Отдайте все, что у вас есть! Получишь сторицей! Эти слова говорю не от себя.

Если бы вы знали жизнь святого Иоанна Милостивого, устрашились бы! Святой Иоанн, когда пришел в архиепископию, спросил: «Сколько золота в aрхиепископии?» Ему ответили: «Столько килограмм золота!» - «Отдайте бедным!» Когда услышали это экономы, сказали, что они обеднеют. Но вернулось обратно сторицей - и без того, что он отдал. Опять отдавал, опять приходило в сто раз больше. Экономы всегда сетовали. Видите: человек не замечает, когда получает, но замечает, когда отдает. Но приходило сторицей - с точностью! Есть слово в Священном Писании. Я не имею права противоречить этому слову. И привыкайте к авторитету слов из Священного Писания. Таинства Церкви основаны на словах Священного Писания.

[1] Аюда - самая строгая тюрьма в Румынии того времени.

[2] То есть не живя по-православному.

[3] Отец Думитру Станилоае - известный румынский проповедник.

[4] Жилава - тюрьма.

+2

34

Первое в истории современной Чечни массовое крещение православных прошло на реке Терек в Наурском районе республики, сообщила в пятницу пресс-служба главы Чеченской Республики.
Главный православный ритуал провел архиепископ Владыка Владикавказский и Махачкалинский Зосима, Таинство Крещения приняли 35 православных жителей Наурского и Шелковского районов.

Владыка Зосима поздравил новокрещеных, обратился к ним с напутственными словами. «Поздравляю вас с принятием Святого Крещения в водах Терека на благословенной чеченской земле. Храните веру православную, живите в мире и добре со всеми, уклоняйтесь от зла, создавайте здесь семьи и растите своих детей», – сказал он.

Благочинный Наурского округа иеромонах Амвросий (Марченко) от лица прихожан поблагодарил владыку за совершение таинства. Он выразил надежду, что массовое крещение в водах Терека станет традиционным, передает «Интерфакс».

Иеромонах Амвросий (Марченко) подчеркнул, что прошедшее на реке Терек массовое крещение стало первым в истории Чеченской Республики.

+4

35

С почином их, да удесятикратятся. Во славу Божию

+2

36

0

37

Насколько мы забываем себя, настолько Бог помнит о нас (старец Паисий Святогорец)

Тот, в ком есть жертвенность и вера в Бога, себя в расчет не берет. Если человек не возделает в себе жертвенного духа, то он думает только о себе и хочет, чтобы ради него и другие жертвовали собой. Но тот, кто думает только о себе, попадает в изоляцию и от людей, и от Бога - в двойную изоляцию - и Божественной Благодати не приемлет. Такой человек ни на что не годен. И посмотрите: ведь того, кто постоянно думает только о себе, о своих трудностях и т.п., в минуту нужды никто не поддержит даже по-человечески. То, что он не получит поддержки божественной, - это ясно и так, но ведь и поддержки человеческой он не получит тоже! Потом этот человек будет искать помощи то здесь, то там, то есть он будет мучиться, чтобы найти помощь от людей, но не сможет найти ее. И наоборот о том, кто не думает о себе, но постоянно, в хорошем смысле этого слова, думает о других - о таком человеке все время думает Бог. И потом другие люди тоже думают о нем. Чем больше человек забывает себя, тем больше помнит о нем Бог. Вот, например, в общежительном монастыре тот, в ком есть любочестие, приносит себя в жертву, отдает себя другим. Думаете, остальные этого не замечают? И разве смогут они не подумать об этой душе, которая всецело отдает себя другим, а о самой себе не думает? И разве может не подумать об этой душе Бог? Великое дело! В этом видно Божие благословение, виден образ божественного действия.

Попадая в трудную ситуацию, человек сдает экзамены. Действительная любовь, жертвенность проявляются в такие минуты. Когда мы говорим, что у кого-то есть жертвенность, мы имеем в виду то, что во время опасности он не берет в расчет себя и думает о других. Ведь и пословица говорит. "Друг познается в беде". Если бы, Боже упаси, сейчас, например, начали падать бомбы, то стало бы ясно, кто думает о других и кто - о самом себе. Но тот, кто приучился думать лишь о себе, в трудную минуту тоже будет думать о себе, и Бог об этом человеке думать не станет. Если же кто-то заранее учится думать не о себе, но о других, то и во время опасности он тоже подумает о других. Тогда станет видно, в ком есть действительная жертвенность, а в ком - самолюбие.

Если христианин не начнет уже сейчас чем-то жертвовать: какой-то своей похотью, эгоизмом, то как он достигнет того, чтобы в трудную минуту пожертвовать своей жизнью? И если сейчас он боится труда и озабочен тем, чтобы не переработать больше другого, то как он достигнет такого состояния, что побежит отдавать за другого свою жизнь? Если сейчас он озабочен собой по пустякам, то как он подумает о другом в ту минуту, когда его жизнь будет подвергаться опасности? Тогда будет труднее. Если придут нелегкие годы и такой человек увидит своего соседа, в горячке упавшего на дороге, то он оставит его лежать там, уйдет и скажет "Пойду-ка лучше и я прилягу, а то как бы не свалиться и мне".

А на войне идет борьба жизней, твоей и чьей-то еще. Отвага заключается в том, чтобы спешить на помощь другому человеку, но если отсутствует жертвенность, то каждый стремится спасти самого себя. Но вот что замечено: на войне снаряд или мина находят того, кто старается улизнуть. Такой человек вроде бы желает избежать опасности, но тем скорее сворачивает себе шею. Поэтому не надо стремиться улизнуть от опасности и особенно за счет других. Помню один случай, происшедший на албанской войне [1]. У одного солдата была каменная плита, и он укрывал за ней голову от пуль и осколков. Когда ему понадобилось отойти за чем-то в сторону, он поставил плиту на дно траншеи, прислонив к стенке. Увидев это, его сосед тут же схватил эту плиту и забрал ее. "Сейчас, - подумал он, - подвернулся удобный случай взять ее себе". Однако в тот самый момент его накрыла мина, и не осталось даже мокрого места. Видя, как вокруг рвутся снаряды, несчастный взял эту плиту, но о том, что ее хозяин вернется, он не подумал. Он подумал только о себе и своему поступку нашел оправдание: "Раз он отошел, то я могу взять эту плиту себе". Да, уйти-то он ушел, но плита ведь оставалась его собственной. А еще один отлынивал от службы все время, пока шла война. Не думал ни о ком. Другие отдавали за Родину свою жизнь - он же сидел дома. До последнего часа, когда положение осложнилось, он стремился избежать опасности. Потом, когда пришли англичане, он постарался попасть в расположение их войск, представился Зерве [2] и, поскольку имел также и американское гражданство, воспользовался случаем и убежал в Америку. Только он до нее доехал - сразу умер! Его жена, бедняжка, говорила: "От Бога хотел улизнуть!" Итак, он умер, в то время как другие, бывшие на войне, остались в живых.

1) Албанская война (или албанский фронт) - война 1939-40 г. между Грецией и фашистской Италией. - Прим. пер.

2) Наполеон Зерва (1891-1957) - лидер антифашистского движения "Национальный Греческий Демократический Союз", действовавшего против нацистов в Эпире и некоторых других областях Греции. - Прим. пер.

0

38

ЖИВАЯ ВОДА О.СОФРОНИЯ

11 июля – день памяти афонского монаха и духовного писателя о.Софрония (Сахарова)

«Жил на земле человек, муж гигантской силы духа, имя его Симеон. Он долго молился с неудержимым плачем: «Помилуй меня». Этими словами начинается книга старца Софрония (Сахарова) о прп.Силуане Афонском. Этими словами по праву можно начать рассказ о самом отце Софронии, поменяв имя Симеон на Сергий. Теперь, когда в России издано уже свыше десятка книг схиархимандрита Софрония, воспоминания и статьи о нем, мы начинаем осознавать масштаб его личности и значение его духовного опыта для «людей последних времен», даже если эти времена будут длиться еще долго.

О богоизбранности от чрева матери будущего старца говорит уже тот факт, что роды были крайне тяжелыми, так что врач, спасший жизнь младенцу, в семье был воспринят как чудотворец. Мальчика даже в честь него назвали Сергием.

Родился Сергей Семенович Сахаров в 1896 году в Москве в верующей, состоятельной и просвещенной семье.

О втором свидетельстве богоизбранности мальчика мы узнаем из рассказа самого отца Софрония о своем детстве. Совсем маленьким мальчиком, а потом подростком он мог молиться часами. Он не заставлял себя молиться – это было его естественным состоянием. Правда, сам старец смиренно говорил, что этому научила его няня Екатерина – она часто брала его с собой в церковь, и там, сидя у ее ног, он приучался к молитве. Но ведь такие благочестивые верующие няни в то время были у многих детей, однако свидетельства о благодатных юных молитвенниках встречаются крайне редко…

Следующее свидетельство, о котором сам он говорит как бы мимоходом и при этом в ходе своей покаянной исповеди. В юном возрасте ему был дан высочайший дар умно-сердечной молитвы, то есть молитвы как постоянного состояния. Он признается в этом, рассказывая о пленении «умным духом», который привел его к увлечению восточной медитацией. Труднее всего, вспоминал старец, было отучить себя от молитвы, молитва уже срослась со всем его существом.

Еще одно свидетельство о днях юности трудно понять обычному человеку. Сам старец, только уже став духовно зрелым человеком, расценил происходившее с ним как посланное свыше дарование. Бог не оставлял юного Сергия в его умственном заблуждении, Он коснулся сердца Своего избранника. Но коснулся мучительным образом: «В глубоком сердце поселилось странное чувство – бессмысленности всех стяжаний на земле». Чем бы ни занимался в то время талантливый, подающий большие надежды молодой художник Сергей Сахаров – путешествовал ли по всему миру, учился ли, работал в своем художественном салоне или устраивал выставки, – в нем постоянно жило мучительное ощущение обреченности всех его занятий. Это была память смертная. Одно из высочайших дарований Божиих. Но понимание происходившего пришло позднее – так почти 10 лет прошли в таком душераздирающем состоянии. Но это «раздирание души» было благодатным – Бог возвращал к Себе своего будущего верного служителя.

Господь постоянно и внутренне, и в событиях жизни неизглаголанно беседовал с будущим старцем. Так, Сергей явственно запомнил тот момент, когда совершился окончательный поворот от умственных метаний к тому, что прп.Силуан Афонский выразил словами: «Слезно ищу Тебя, Господи!»

В 1921 году Сергею Сахарову пришлось эмигрировать из России. Несколько месяцев он провел в Италии, затем Берлин и Париж. Благодаря своему таланту, прекрасному образованию и воспитанию он становится завсегдатаем многих русских поэтических и художественных салонов. И вот после одного из поэтических вечеров, на Пасху 1924 года, где «знаменитый поэт» (имени его старец не назвал) читал свои стихи, молодого богоискателя вдруг после привычного уже ощущения тщеты всего, что он видел и слышал на этом вечере, осенила великая сила Божьего света и теплоты. Она обняла его сердце, и сопротивляться этой Любви больше уже было нельзя. В жизнь вернулся высший смысл. И вместе с тем опыт отступления от Христа на всю жизнь родил в старце покаянный плач о том, как выразился прп.Силуан, «что Бога любимого я оскорбил».

В начале покаянного пути Сергей Сахаров предпринимает поначалу чисто внешние шаги. Он оставляет занятия живописью – которые, надо сказать, владели им целиком, так что, как признавался старец, «даже во сне я обдумывал новые картины» – и в 1925 году поступает в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже.

Но Бог продолжал неизглаголанную беседу со Своим избранником…

И здесь, в окружении верующих людей, приобщаясь к христианскому вероучению как к убеждению, Сергий почувствовал крайнюю духовную неудовлетворенность. Ему нужны были не «имена, даты и авторитетные суждения», ему хотелось узнать о том, как избежать вечной смерти. Какие практические пути ведут ко спасению.

И опять же Сам Господь, даже не духовник, не какой-либо мудрый советчик, а Господь, коснувшийся сердца ищущего Его, дал ему ответ: надо идти в монастырь.

Сравнительно скоро появилась возможность поехать в Югославию. Оттуда он поехал на Афон. И через довольно короткое время в русском монастыре святого великомученика Пантелеимона был пострижен с именем Софроний.

И начались годы покаянного плача уже в монашеском чине…

+2

39

Встреча, повлиявшая на всю нашу эпоху

«Встреча, которая стала историческим событием, повлиявшим на всю нашу эпоху». Так назвали издатели наследия старца Софрония состоявшееся весной 1930 года знакомство его с прп.Силуаном.

Отец Софроний любил рассказывать о подробностях этого знакомства. Конечно же, на молитве, на трапезе, на послушаниях молодой монах и прп.Силуан встречались постоянно. По признанию отца Софрония, он всегда чувствовал духовную мощь преподобного, но подойти и заговорить с ним никогда бы не решился. Но однажды отец Софроний приоткрыл результаты своего духовного опыта одному из братий монастыря, когда тот спросил: «Как спастись?» Он ответил: «Стой на грани отчаяния, а когда устанешь, то пойди и попей чайку». Этот брат был удивлен, не понял слов отца Софрония и рассказал о них прп.Силуану. А тот на следующий же день подошел к молодому подвижнику и пригласил его к себе в келию.

Теперь мы уже можем сказать, что не только молодой отец Софроний нашел себе наставника в тот момент, но и прп.Силаун нашел себе «сотаинника», духовного друга. Их первый разговор обнаружил родство душ. «Что я неправильно ему сказал?» – спросил отец Софроний о смутившемся его ответом монахе. – «Правильно, – ответил старец, – только он не может этого вместить». Позднее в записках прп.Силуана, которые он пред своей кончиной передаст своему другу и ученику, он найдет несколько иное словесное выражение того же «рецепта» спасения: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». То есть помни, что ты всегда достоин наказания, ты всегда болеешь гордостью, но Господь может тебя спасти, если ты будешь просить об этом, постоянно осознавая свое ничтожество.

Восемь лет провел старец Софроний, как он сам говорил, «у ног прп.Силуана». 24 сентября 1938 года прп. Силуан отошел ко Господу. А отец Софроний по его благословению уходит в затвор: поселяется в одной из пещер афонский Карулии, где проводит дни и ночи в молитве за мир.

Почему встречу отца Софрония с прп.Силуаном можно назвать историческим событием? И потому, что без нее мир не получил бы величайшего свидетельства глубокой духовной жизни, которая и в ХХ столетии была такой же, как, например, и в пору великих исихастов в ХV веке, – это свидетельство выражено в «Записках» прп.Силуана. Благодаря тому, что отец Софроний обработал их, издал, люди получили «живую воду». О том, что именно так воспринимается слово прп. Силуана, свидетельствует тот факт, что «Записки» переведены на 20 языков мира, а в России за последние годы выдержали уже 15 переизданий.

Слово старца воистину утоляет духовную жажду, которой мы все томимы. Но встреча весны 1930 года может быть названа эпохальной еще и потому, что благодаря ей в мир родился еще один старец, духовник, богослов, гимнограф, иконописец, а со временем – Господь откроет – может быть, и новый святой отец Софроний (Сахаров).

                                    Возвращенные дары

Общение с прп.Силуаном вернуло отцу Софронию все его прежние дары в новом виде и обогатило новыми. Он вернулся к художеству (но уже не на Афоне) – стал писать иконы, он вернулся к богословию – ему принадлежат одни из самых глубоких богословских трудов современности – книги «Рождение в Царство Неколебимое», «Видеть Бога как Он есть», «О молитве». Он стал духовным поэтом-гимнографом – составил немало собственных молитв, ныне изданных отдельной книжкой, он стал духовником. Последнее было прямым благословением прп. Силуана – перед смертью он говорил отцу Софронию: «Когда к вам будут приходить люди, не отвращайтесь от них». В 1941 году отец Софоний принял священный сан в монастыре святого Павла и вскоре стал духовником нескольких монастырей.

После Второй мировой войны Афон оказался охвачен антиславянскими настроениями, и многим русским монахам пришлось покинуть Святую Гору. Отец Софроний в феврале 1947 года оказался во Франции, и здесь он становится духовником многих мирских людей.

В 1948 году была впервые опубликована книга о старце Силуане.

О богословском даровании старца Софрония мы узнали уже из книги о прп.Силуане, а потом и из других его книг. А вот подвиг духовничества стал открываться нам недавно – после публикации писем и бесед старца. И самый потрясающий памятник этого подвига – книга писем к Д.Бальфуру. Судьба этого человека была необычной: под влиянием встречи с прп. Силуаном и бесед с отцом Софронием он перешел из католичества в православие, а потом даже принял монашеский постриг и был рукоположен во священники. Но спустя довольно короткое время случилась трагедия: Бальфур не только снял с себя сан, отказался от монашеских обетов, женившись и став дипломатическим работником, но и потерял веру вообще. И все эти трагические годы отец Софроний не оставлял его, не только усиленно молясь за него, но и продолжая писать ему письма. В этих письмах нет осуждения, гнева, гнушения падшим грешником, а есть великая любовь. «Боюсь уже отяготить Вашу душу каким бы то ни было словом или советом». «Вера трудна для всякого человека, привыкшего жить рассудочно. Но знать должно, внимательно изучив себя, что ум человеческий, крайне ограниченный, не может самостоятельно проникать в Божественные тайны». «Та некоторая восторженность, с которой Вы сначала принимаете слово, имеет в себе зачатки нервного, кровяного возбуждения, за которым непременно последует реакция. Потом Ваша фантазия рисует Вам образы, мысли и чувства, якобы возвышенные, но, к сожалению, далеко не соотвествующие истине». «В минуту колебания встаньте на молитву и говорите Господу Сердцеведцу, что Вы все это делаете, ища Его; Он Истина, Он Любовь, Он за наше спасение претерпел Крест – не попустит Он заблудиться человеку, который пред Ним воистину не лукавствует». Вот в таком духе «поучал» (если можно назвать эти слова любви поучениями) отец Софроний своего трагического друга. И последнее поучение оправдало себя: в 1962 году произошел окончательный поворот в жизни Бальфура. Как-то ночью он разбудил свою семью и, находясь в необычно взволнованном состоянии, торжественно произнес: «Я вновь верую». После этого он незамедлительно отправился к отцу Софронию, принес покаянную исповедь за всю свою жизнь и приобщился Святых Христовых Таин. С того момента Бальфур со всяким тщанием хранил верность православию до конца своих дней. Многие вспоминали, как он, молясь за литургией, проливал горячие слезы покаяния. 11 октября 1989 года он мирно отошел ко Господу.

Духовнический опыт старца Софрония выразился и в его беседах. Последние несколько лет своей жизни в основанном им близ Лондона в 1959 году монастыре св. пророка и крестителя Иоанна он еженедельно проводил беседы с братией и гостями. В эти годы – начале 1990-х годов – магнитофонные записи бесед старца Софрония стали привозить в Россию. И слушали мы этот удивительно молодой, порой детскими смешками прерываемый голос так, как будто нам дали живой воды. Это был тот же дух, что и в книжке о старце Силуане – дух любви и свободы. Дух живой веры. «Вера не есть психология. Вера есть действенное проявление силы Божией в нас», – любил повторять старец. «Возлюбите заповеди, как разумные существа», – не уставал напоминать он. «Нужно видеть страдания человека, а не дурные стороны в нем», – сокрушалось любящее сердце. И в каждой беседе он говорил о том, что духовная жизнь складывается из повседневности, из самых простых дел, а главное – из того, как мы выполняем завет отцов: «Жизнь или смерть – в нашем брате», – как мы относимся к нашим ближним.

0

40

Завещание старца Софрония

Господь дал отцу Софронию долгую жизнь. Еще в афонские годы он перенес тяжелую болезнь, несколько раз был на грани смерти. Здоровье его всегда было крайне слабым. Дожил старец Софроний до девяноста шести лет и перешел в мир иной 11 июля 1993 года. Неоднократно пытался старец вернуться в Россию на постоянное жительство, но, видимо, не было на это воли Божией. Его слово, переведенное на разные языки, должно было прозвучать для православных всего мира, а не только России. Последние два-три года старец обращался к братии Эссекского монастыря со словами, которые сам называл своим духовным завещанием. Смысл этого завещания сосредоточен в последнем, произнесенном Господом перед Голгофской жертвой, прошении: «Да будут все едины».

Более всего всю свою жизнь отец Софроний мучался от разобщенности людей, от враждебности, от военной злобы, от отсутствия любви. И потому он составил специальную молитву «О единстве», которую и можно назвать духовным завещанием всем нам, кто любил его при жизни, кто почитал и почитает его после смерти. Эту молитву он благословлял читать ежедневно, что, как мы и знаем, исполняется во многих монастырях и православных семьях.

                                                  МОЛИТВА О ЕДИНСТВЕ

Господи, Иисусе Христе, Агнче Божий, вземляй грех мира, восходом Твоим на Голгофскую Гору искупил еси ны от клятвы законные и восставил еси Твой падший образ, на Кресте пречистые Твои руки прострый, да чада Божии расточенныя собереши воедино, и ниспосланием Пресвятого Духа в соединение вся призвавый. Ты убо, Сый Отчее Сияние; перед исходом Своим на сие мироискупительное священнодействие молился еси Отцу Твоему, да будем вси едины, якоже Ты един еси со Отцем и Духом Святым, даждь убо нам благодать и мудрость исполнити сию заповедь на всяк день и укрепи нас на подвиг той любви, юже заповедал еси нам, рекий: да любите друг друга, якоже возлюбих вы. Духом Твоим Святым даждь нам силу смиряться друг пред другом, поминая, яко кто больше любит, той и больше смиряется; научи нас молитися друг за друга, нести тяготы друг друга в терпении и объедини нас союзом любви нерушимыя во едино стадо послушных овец, даруя нам зрети в каждом брате и сестре нашей образ Твоея неизреченные славы.

Ей, Господи, собравый нас благоволением Твоим, сотвори нас быти воистину во едину семью, живущую единым сердцем, единой волей, единой любовью, яко един человек, по предвечному совету Твоему об Адаме первороднем. Утверди, защити и покрый место святое сие, еже насади Десница Твоя, и покрый е покровом Пречистыя Твоея Матери, благословяя и заступая коегождо зде живущих (имена), сохраняя же нас от тлетворных помыслов, от неподобающих слов и движений сердечных, могущих разрушить священное дело нашего служения… да обрящем вси покой в Тебе кротком и смиренном Царе нашем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://rusvera.mrezha.ru/469/8.htm

+1


Вы здесь » ЗНАКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОРОЧЕСТВ » История и сущность Православия » О Православии с любовью.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно