СТРАШНЫЙ СУД БОЖИЙ
ВИДЕНИЕ ГРИГОРИЯ, УЧЕНИКА СВЯТОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО ВАСИЛИЯ НОВОГО ЦАРЕГРАДСКОГО
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001 По благославению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Однажды, когда я сидел в келии моей и сокрушался о согрешениях моих, пришла мне мысль и сильно стала занимать мой ум. Мне думалось, что глубока и искренна вера иудеев, так как Авраам друг Божий называется в Писании, и Исаак праведен перед Богом, Иаков - отец двенадцати патриархов, и Моисей - великий угодник Божий. Знамениями и чудесами поразил египтян. Как же не искренна вера иудеев, если они получили Закон Божий на горе Синайской в десятисловии, научились разделять добро и зло, если Бог через Моисея разделил Чермное море израильтянам и вывел из рабства египетского, манной в пустыне питал их?
Я прочие книги Ветхого Завета прочитал и, долго боровшись с этими мыслями, наконец пришел сам в себя. Зачем попусту заниматься суетными помыслами, ведь есть у меня отец духовный, исполненный духовного дарования. Пойду и открою свою мысль ему, и он рассудит о сем. Ведь мне хорошо известно, что исповедующий свои мысли отцу духовному принимает облегчение от борющего его помышления. А кто скрывает помыслы в сердце, тот таит в себе змия и не Христов, но антихристов.
Встал и пошел к отцу моему Василию. В тот день были назначены конские бега, и по этому случаю собрался народ со всего города на ипподром. А я уже много лет не ходил на это развлечение, помятуя грозное слово Иоанна Златоуста. И вот, когда подошел к собравшемуся народу на месте Диоптим, то пришла мне мысль посмотреть, был ли первый бег коней. Увлекшись такою мыслию, я остановился и посмотрел бегущих лошадей.
Когда пришел к Преподобному отцу нашему Василию, то нашел его в молчальной келии, стоящего на молитве. Вошел я к нему, сделавши обычный поклон. Он же благословил меня, и помолившись со мною, строго сказал мне: "Вот, пришел ко мне человек, который, прочитав книги Ветхого Завета, восхвалять начал иудеев, говоря - глубока и искренна вера иудеев, не разумея Писания - истинного смысла его. Оставил плач о грехах и размышление о смерти, и о Страшном Суде Христовом. И не только это, но и на ипподром зашел, где неразумные люди своим легкомыслием радость дьяволу доставляют. Поэтому диавол тебе внушил такие мысли и дважды тебя низложил!".
Услышав такое обличение себе от богомудрого старца Василия, я мысленно поклялся никогда не посещать сего диавольского зрелища. Святый продолжал: "Скажи мне, почему ты думаешь, что хороша и истинна вера иудеев?"
Я же затруднился дать соответствующий ответ. И еще сказал мне святый Василий, что значат слова, сказанные Господом во Святом Евангелии: Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. - "Видишь из сих слов, что нет пользы верующим в Отца, Сына же отвергшимся.
И еще сказал Господь к иудеям: Не познали ни Отца, ни Меня. Если они Его видели на сонмищах учившим их и многочисленные чудеса совершающим и не признали Сыном Божиим, а Отца Небесного, Его же никогда не видели, как могут хорошо познать?
Говорил Иисус иудеям: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примите. И еще говорил: Се, оставляется вам дом ваш пуст.
Видишь ли, что Бог их окончательно отверг и рассеял по всей земле, между всеми народами, и самое имя их сделал ненавистным среди народов Вселенной.
И опять говорил Господь: Если бы я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха... а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.
Точно также о смоковнице сказал Господь во Святом Евангелии, когда взалкал и подошел к ней и не нашел плода на ней, предав ее проклятию: Да не будет же впредь от тебя плода вовек. Под смоковницею разумеется народ еврейский.
Пришел Сын Божий, алчущий правды, и не нашел в народе еврейском плода праведности. Хотя этот народ и прикрывался Законом Божиим, данным через Моисея, но плодов праведности не приносил, - за что подвергся проклятию и отвержению. Прежде пришествия Христова вера евреев была действительно права и хороша и Закон свят. Когда же пришел в мир Христос - Сын Божиий, Которого евреи не приняли и беззаконно на Кресте распяли, то вера их в Бога отвергнута, и народ предан проклятию.
Вместо Ветхого Завета Бог заключил Новый Завет, не с иудеями, как прежде, а в лице верующих в Сына Божия со всеми племенами земными.
Иудеи же, не принявшие Сына Божия, ожидают лжемессию - антихриста. В доказательство сего перед кончиною пророку Моисею Бог сказал: Вот ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов... и оставит Меня, и нарушит Завет Мой, который Я поставил с ним; и возгорится гнев Мой на него.. и Я оставлю их и сокрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби.
Через пророка Исаию Бог говорил: Отвергну жезл Мой великий, то есть Закон, данный евреям через Моисея, и разорю их разорением великим, отвергну их до конца и не обращусь к ним.
Вот видишь, чадо Григорие, как отвергнуты они от Бога, и Закон их уже не имеет пред Богом никакого значения. После пришествия Христова не было у евреев ни одного пророка или праведника. Пророк Давид говорил: Отринуты они - уже более не восстанут. И еще говорил: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его.
Воскресе Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, в третий день от мертвых, а после сорока дней вознесся на Небо и воссел человеческим естеством одесную Бога Отца. В Пятидесятый день после Воскресения Своего ниспослал на Своих учеников и Апостолов Святого Духа; когда они разошлись по всей Вселенной проповедовать слово Божие, постиг евреев праведный Суд Божий. Иерусалим был разрушен до основания, потом все евреи по всем разогнаны странам Вселенной. И всем народам ненавистен этот отвенженный род иудейский, богоубийцы.
Святой Иоанн Богослов в Откровении говорит о них, что иудеи уже не сонм Израилев и сыны Божии, и не народ святой, - но народ проклятый и непотребный, и отверженный - сонмище сатанинское. Когда они в субботу собираются в синагогу, то нет Господа среди них, но сатана среди них радуется и веселится о их погибели, что они отвергли Сына Божия; заклеймили себя позорнейшим именем богоубийцы. Взял их сатана в наследство свое и запечатлел их мерзким именем своим. Они сыны диавола, и удел лживый и мерзкий деятельности его, и часть антихристова. До отвержения ими Сына Божия, они сыны Царствия были. Ныне же изгнаны вон из вертограда Христова и вместо них введены все народы, верующие во Святую Троицу. Новый Израиль - народ христианский, сыны Нового Завета и наследники будущих, вечных небесных благ.
Так и знай, чадо Григорие, если кто не верует, что Иисус Христос действительно Сын Божий, пришедший в мир грешников спасти, тот человек проклят. Если же кто и верует во Святую Троицу, а не исповедует, что Христос воплотился от Пресвятой Девы Марии, и был совершенным Богом и совершенным человеком, и даровал нам Своим Крестом жизнь, Воскресение, и спасение, и примирение, и правосудие Отца Небесного, тот лишается благоволения Божия, подвергается осуждению, проклятию, вечному мучению вместе с иудеями и безбожниками", - сказал сие и замолчал.
Я же стал умолять его, говоря: "Прошу тебя, святый Василий, помолись о мне Господу, да пошлет Он мне какое-нибудь знамение и утвердит этим мое маловерие".
Он же сказал: "Многого ты, чадо Григорие, просишь от меня. Знай, что Господь не желает смерти грешника, но хочет всем спастися и уразумети истину. Если с верою просишь, все тебе исполнит". - И отпустил меня с миром.
ЧУДНОЕ ВИДЕНИЕ
В первую ночь по возвращении моем от блаженного Василия, когда я после продолжительной и усердной молитвы почивал на одре своем, вижу, входит святый Василий, берет меня за руку и говорит: "Не говорил ли я тебе, что евреи прокляты Богом? Иди теперь со мною, и я покажу тебе веру каждого народа и какую цену она имеет пред Богом".
И взял меня, и пошел на Восток, и облак светлый окутал нас и поднял на высоту небесную. И вот я увидел чудный, прекрасный мир. Много увидел и удивлялся красотою его. Внезапно нас облак опустил, и мы оказались на некоем пространном и дивном, красоты неземной поле. Земля этого поля была светла, как стекло или хрусталь чиста и прозрачна. И видны были с этого поля все концы Вселенной. Парили же по сему полю полки светлых и прекрасных огневидных юношей, сладкозвучно поющих песни Божественные и славословящих в Троице Единого Бога.
Потом пришли мы на некоторое страшное место, светящееся огненным светом, и мне подумалось, что меня привели сжечь. Но это был не огонь, а свет, подобный огню. Среди этого света - множество крылатых юношей, одетых в белоснежные одежды. Они ходили и кадили невещественный жертвенник Божий.
Вдруг мы оказались при высокой горе, на которую поднялись с великим трудом, и велел мне святый Василий смотреть к Востоку, и я увидел другое поле, весьма великое и блистающее, как золото на солнце. Когда я увидел это поле, то неизреченной радости исполнилось сердце мое. Еще посмотрев на Восток, я увидел город чудный, красоты неизреченной и весьма великий. Я восхищался много часов и стоял в изумлении, потом спросил я водившего меня: "Господин мой, скажи мне, что это за чудный город?" Он же сказал мне: "Это Иерусалим Небесный - город Царя Небесного. Нерукотворенный, столь обширный, как круг небесный построен". И спросил я: "Кому принадлежит сей город и кто живет в нем?" Он сказал: "Это город великого Царя, о котором чудесно предсказал Давид; создал его Господь наш Иисус Христос по окончании Своей земной жизни и после Своего чудесного Воскресения, а по Вознесении Своем на Небеса к Богу, Отцу Своему, приготовил его святым Своим ученикам и Апостолам, и тем, кто через проповедь их уверовал в Него, как сказал Сам Господь в Евангелии Своем: В дому Отца Моего обители многи суть. Затем явился чудный юноша, спустился с высоты небесной на холм среди города сего дивного, говоря: "Вот Суд и Воскресение мертвых будет и воздаяние каждому от праведного Судии наступит".
И после слов сего юноши с высоты небесной огненный столп сошел, и раздался голос страшный, как тысяча тысяч громов. Это содетельная и всемогущая сила Божия, которая соберет всякое творение. И сошел после сего могущественный голос на все кости человеческие, да соберется кость к кости, сустав к суставу, член к члену, повинуясь сей содетельной Божией Силе.
Начали по всей Вселенной собираться человеческие кости, и вся земля представляла из себя одно целое кладбище, наполненное сухих скелетов человеческих. После того спустился с высоты небесной дивной красоты юноша, держа золотую трубу в руке, и с ним двенадцать юношей. Каждый имел по золотой трубе. Когда же сошли на землю, то вострубил пред ними славный их Воевода грозно, и страшно, и могущественно. Глас трубы его слышен был по всей Вселенной, и вся земля, как лист на дереве, сотряслася. И вот сухие кости облеклись плотью, но жизни не было в них, и вторично вострубил славный и величественный Воевода и двенадцать юношей. Земля весьма вострепетала и восколебалась.
И в тот же час сошли многочисленные воинства Ангелов, как песок морской. И каждый Ангел вел душу умершего человека, которого он при его временной жизни охранял, и каждая душа направлялась к своему телу. Все Ангелы вострубили в третий раз, и ужаснулось Небо и земля, и все вострепетало, как трепещет лист на дереве от сильного ветра. И все мертвые воскресли, соединились души с телами. Возраста все были равного, как старцы, так и младенцы. Восстал от мертвых праотец Адам с Евою, все патриархи, пророки, родоначальники со всеми племенами и коленами стояли по всему лицу земли в тесноте.
Многие неверовавшие тайне Воскресения весьма дивились и ужасались: как это персть и пепел снова восстали, все сыны Адамовы целыми и живыми после долгого праха и тления.
Неверующие в Сына Божия ужасались и трепетали, видя лица праведников сияющие, как звезды небесные, сообразно их святости и степени совершенства. По слову Апостола Павла, звезда от звезды различается славою. У некоторых праведников лица сияли, как солнце в полдень, у других - как луна среди темной ночи, а у иных как свет дневной. У всех праведников книги в руках молниеносного света. Там записаны все их Добродетели, труды и подвиги, понесенные для очищения сердца от страстей, и надпись на челе каждого праведника, свидетельствующая о славе каждого. У некоторых написано: "пророк Господень", "Апостол Христов", "проповедник Божий", "мученик Христов", "Евангелист-исповедник", "нищий духом", "покаянием угодивший", "милостивый", "щедрый", "чистый сердцем", "изгнанный ради правды", "странноприимец Господень", "нищету и болезни перенесший", "пресвитер", "девственник", "положивший душу свою за друга своего", и другие многочисленные добродетели.
Таким же образом было знамение и на лицах грешников. Некоторые из них имели лица мрачные, как темная ночь, у иных, как сажа, у других - гниющие струпья, у некоторых, как вонючая тина. У других лица покрыты гноем и кишат отвратительными червями, глаза горят злобными огнями.
Грешники, видя славу праведников и свое непотребство и окаянство, в ужасе и страхе говорили друг другу: "Горе нам лютое, вот и пришел последний день Второго Пришествия Господня, о котором мы слышали много от праведников и евангелистов прежде кончины нашей. Но мы по легкомыслию не верили и всем сердцем предавались сластолюбию, любостяжанию и гордости житейской, смеялись, издевались над праведниками Святого Евангелия. О, горе нам, безумным. Мы за минуту сладости греха, мимолетные удовольствия плоти лишились Славы Божией. Облеклись страхом вечным, стыдом. О, лютое горе нам, грешным, несчастным и омраченным. Господь предаст нас на вечную нестерпимую муку. О, горе нам, несчастным, только теперь мы узнали стыд и наготу нашу, открытую пред Небом и землей и пред лицем всех земнородных. Настал час - час истинной оценки добродетели и порока во временной жизни. Мы умели лгать, прикрывая грубые пороки личной праведности, громко трубили пред собою о тех добродетелях и совершенствах, которых в душе не имели. Томясь жаждой сластолюбия и честолюбия, мы всякими лживыми путями стремились удовлетворить ненасытное сластолюбие и честолюбие и не останавливались ни пред какими злодеяниями и преступлениями. Явно и тайно проливали потоки невинной крови человеческой. И несмотря на все творимые ужасы и преступления, считали себя благодетельными.
В этот день страшный Суда Божия, который мы дерзко, и бесстыдно, и бесстрашно отвергали и отрицали, откроется наша преступность, лицемерие. О, сколько мы загубили невинных детских душ, отравив их ядом неверия и безбожия. Мы были предводителями и богоотступниками, и усердными слугами сатаны.
О, горе нам, несчастным гордецам, мечтавшим все познать своим разумом и безумно отвергавшим высочайший разум Божий. О, как мы жестоко ошибались, издеваясь и смеясь над верой боголюбивых последователей Христовых. Мы в ослеплении служили диаволу, угождая похоти плоти. А служители Христовы злострадали, изнуряли свою плоть подвигами благочестия. Они здесь сияют как солнце, а мы сгораем от вечного стыда и наготы. О, горе, горе нам, окаянным и несчастным. О, горе нам, вечное горе наследникам ада".
Много других слов говорили безбожники, еретики, вольнодумцы, богоотступники, нераскаянные грешники, укоряя себя и проклиная день и час рождения своего, ожидая строгого и справедливого приговора от праведного Судии, в ужасе взирая друг на друга. Все они видели надписи на челах своих: "убийца", "прелюбодей", "блудник", "сквернитель", "вор", "чародей", "пияница", "мятежник", "святотатец", "кощунец", "хищник", "мужеложник", "скотоложник", "детогубец", "душегубец", "развратитель", "злопамятлив", "завистник", "клятвопреступник", "скоморох", "смехотворец", "суровый", гневливый", "немилостивый", "сребролюбец", "лихоимец", "неудержимо творивший всякий грех и беззакония", "наглый отрицатель Воскресения и жизни будущей", "еретик", "арианин", "македонянин", - и все не крестившиеся во Святую Троицу и после крещения согрешившие и не принесшие истинного покаяния, и от временной жизни отошедшие в вечность нравственно неисправленными.
Все они в страшном ужасе узирали друг на друга и горько стонали, били себя по лицам и в безумии своем рвали волосы на своих головах, издавая страшный стон и проклятия. Евреи прежде Суда стояли как безумные и лишенные разума, многие говорили: "Кто Бог, кто Христос?.. Мы не знаем. Мы многим богам служили, и если они воскресли, то хорошо нам будет, так как мы старались во временной жизни добре угодить. А поэтому они должны почтить нас".
После я видел, как чины Сил Небесных сходили с высоты и воспевали сладостно чудную песнь, неся посреди себя Крест деревянный, сияющий светом славы небесной паче лучей солнечных. И принесши, поставили его на Престоле, уготованном для Праведного Суда.
И виден был сей Крест всей Вселенной, и весьма удивлялись все народы необыкновенной красоте Креста Господня.
Иудеи увидели, ужаснулись и вострепетали великим страхом и ужасом, зря знамение Распятого ими Христа. В отчаянии стали рвать волосы и били себя по лицам, говоря: "О, горе нам и беда великая, не доброе знамение видели. О, горе нам, окаянным. Это знамение Распятого нами Христа. Если Он придет судить, то горе нам. Много мы Ему причинили зла, и не только Самому, но и верующим в Него". Так иудеи говорили и рыдали.
Сказал водивший меня Ангел: "Смотри, как они начали трепетать, увидев Честный Крест Господень!" Мы стояли на возвышенном месте, и видна была мне вся Вселенная, и слышны разговоры, и даже всех людей, наполнявших землю, я видел.
После сего услышал я многоголосный шум говоривших, и начало являться бесчисленное множество Сил Небесных. Начала, Власти, Силы, Господства, Ангелы, Архангелы чинно и стройно великими полками стали сходить на место Судилища Христова. Видя это, я сильно ужасался и трепетал, но водивший меня Ангел ободрил меня, сказав: "Не бойся, но внимательно смотри и запоминай виденное. Это друзии мои и сослужащие у Престола Царя", - и отступил от меня страх.
Скоро засверкали молнии, послышались громкие трубные звуки и многочисленные раскаты грома, от чего сотряслась вся земля. Праведники, имеющие лица светлые - радовались и веселились. А имеющие мрачные лица ужасались и трепетали страхом.
И вот - Небесные великие Силы сходили с высоты небесной, и от них исходил чудный свет, как пламень огненный. Они сошли и чинно встали вкруг места, приготовленного для Праведного Судии. Красоту сияющих ликов не может описать никакой язык человеческий.
От видения их ум мой помрачился, и язык отказывался говорить. Праведники от Адама до последнего земнородного великою радостию возрадовались, ожидая праведного воздаяния от неизреченного милосердия Божия. А грешники, идолопоклоннники, безбожники и богоотступники начали ужасаться и трепетать, как лист на осине.
В это время явилось светлое облако с молнией и, осенив Божественный Крест, долго оставалось на нем; как только оно поднялось туда же, откуда снизошло, вокруг Креста обвился чудный венец, красоты неописуемой, сияющий паче лучей солнечных.
Страшный же Престол Славы стоял не на земле, а на воздухе. И вот один полк Ангелов встал на восточной стороне, другой - на южной, третий - на западной и четвертый - на северной.
Представилось страшное и дивное зрелище. Воздух наполнился Силами Небесными, а земля - сынами рода человеческого. Потом колесница огненная спустилась с высоты небесной. Вокруг неё бесчисленное множество шестокрылатый Херувимов и многоочитых Серафимов громогласно, торжественно и победоносно взывающих: "Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея".
И вот все Силы Небесные воскликнули: "Благослови, Отче Вседержителю... Благославен Грядый во Имя Господне, Господь Иисус Христос Единородный Сын Божий, Слово Соприсносущное Отцу".
Страшный суд Божий. Разделение праведных и грешных.
После этого раздался страшный звук трубы, возвестивший о приближении Судии. За ним вострубили другие трубы, появились царские хоругви и скипетры и наконец белое как снег облако. Посреди его — Господь наш Иисус Христос, а вокруг Него множество бесплотных слуг Его, не смевших приблизиться к облаку. От благолепия славы Божией мир осветился в тысячу раз светлее, чем от солнца. Как выразить это? Ум не в силах постигнуть, а слово передать все благолепие Божества.
Все устремили свои взоры на Господа, Ангелы же воскликнули: «Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь пришел судить живых и мертвых». Слышавшие и видевшие все это пали ниц и поклонились Судии. Затем Господь сошел с облака и сел на Престоле Славы Своей. Небо и земля затрепетали, как лист на дереве от ветра, люди же исполнились страха. И воззвали Ангелы ко Господу: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго, Которого распяли иудеи. Ты еси Божие Вышнее Слово, Которое Отец родил прежде всех век, сугуб естеством, волею и хотением. Един есть Господь Иисус Христос, Который воплотился от Девы Марии, не изменив естества, и пришел в мир творить чудеса и знамения. Ты еси Бог наш со Отцем и Святым Духом, и нет иного Бога, кроме Тебя».
После этого Господь взглянул на небо — и оно удалилось от взора его; взглянул на землю — и она бежала от лица Его, будучи осквернена делами человеческими, и наконец совсем скрылась, так что стоявшие на ней оказались в воздухе. Господь опять взглянул на высоту небесную — и небо стало новым; на тверди, вместо прежних светил: солнца, луны и звезд, — явилось новое Светило Незаходимое — Христос Бог наш. Господь взглянул на глубину безмерную — и явилась новая земля, блистающая, как свет, и все на ней изменилось. Господь взглянул на море — и вода тотчас иссякла, превратившись в огонь, от которого поднялось пламя до небес.
Все были объяты страхом, потому что пламя это стало жечь и поедать неверных, грешных и идолослужителей, как только Господь взглянул на них, и огненные Ангелы возложили на них свои руки. Но не все нечестивые были ввергнуты в огненное море — некоторых Ангелы пощадили. Я обратился к водившему меня святому Ангелу, и он объяснил мне, что это те из иудеев, которые веровали в Божественный промысл и не поклонялись идолам.
Исполнилось слово Божие, написанное в Евангелии: Там будет плач и скрежет зубов12 . Из огненного моря, куда были ввержены нечестивцы, слышен был плач, и вопль, и рыдание. Они мучились в страданиях и изнемогали, видя себя оскверненными греховными делами. Оставшиеся же невредимыми радовались, что приняли Закон Божий и хранили его.
После этого Господь воззрел на восток. Ангелы затрубили, и те из них, которые были на восточной стороне, разошлись по всей вселенной и, где только встречали людей со светлыми лицами, с великою радостью целовали их. Так обошли они с быстротою молнии всю землю и, отделивши избранников Божиих от грешников, поставили их по правую сторону Судии.
После этого Господь воззрел на север и на юг, и Ангелы Божий привели оставшихся и поставили их по левую сторону; было их бесчисленное множество, как песок морской. Стоявшие по правую сторону Судии сияли неизреченным светом, а стоявшие по левую были мрачны. Обратившись к первым. Господь сказал: «Приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте приготовленное для вас от сотворения мира Царствие Небесное; ибо вы кормили Меня, когда Я был голоден, утоляли Мою жажду, одевали Меня, когда Я был наг, служили Мне, когда Я был болен, в скорби и несчастии вы утешали Меня». На это праведники отвечали Судии: «Владыко Господи, никогда мы не видели Тебя голодным и не кормили, никогда не видели Тебя жаждущим и не поили, никогда не одевали Тебя и в скорби и болезни не служили Тебе». Но Господь сказал им, указывая на святых, нищих духом: «Если вы им добро делали, то делали и Мне».
Затем, обратившись к стоящим по левую сторону, Он сказал: «Уйдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, приготовленный диаволу и его слугам; ибо, согда Я был голоден, вы не давали Мне есть, когда я жаждал, вы не напоили Меня, когда Я был странником, вы не приняли Меня, Я был в темнице, и вы не навестили Меня. Уйдите от Меня, нечестивые, всю жизнь свою во грехах и беззакониях проведшие: Я не знаю вас!» Они же с плачем отвечали: «Господи, когда мы видели Тебя голодным или жаждущим, нагим или больным и не служили Тебе?» «Так как вы не сделали ничего этого, — отвечал им Судия, — никому из меньших сих, то не сделали и Мне. Уйдите от Меня, проклятые, оскорбившие Меня, ни во что вменившие Мои заповеди и повеления, возлюбившие минутное наслаждение плоти и гордость сатанинскую и чрез сие скверное житие послужившие диаволу. Наследуйте же уготованное ему вечное мучение!»13 Услышав такой строгий ответ, грешники начали горько плакать и просить о помиловании. Но Господь не простил их, и тотчас Ангелы схватили их и бросили в огненное море. В муках и терзаниях грешники взывали: «О, горе! Горе нам», — но их воплей никто не слышал, потому что они тотчас скрылись в огненной бездне.
Господь опять взглянул на новую землю — и украсилась она прекрасными садами; красоте их я не мог надивиться. Обратившись к водившему меня Ангелу, я спросил: «Каково будет Царствие Божие? Неужели может быть что-нибудь лучше этого?» Ангел отвечал мне: «Не знаешь, что говоришь: это та земля кротких, о которой Господь говорит в Своем Евангелии: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю14 . Небесное же Царство еще красивее ее.
Господь опять посмотрел на землю — и она тотчас покрылась многоразличными цветами, красотой которых я был поражен. И потекли по земле, разлившись в садах ее, две реки: одна наполнена была чистым и сладким медом, другая — молоком. Реки не сливались одна с другой, и молоко не смешивалось с медом, а текли в разные стороны, напаяя корни дерев.
После этого прилетели птицы небесные, прекрасные и разнообразные, наполнили сады и начали петь чудными голосами. Невозможно передать красоту их пения, восходившего до небес. После этого Господь взглянул на высоту небесную, и оттуда сошли во множестве Ангельские Силы, которые несли великий нерукотворенный град — Иерусалим, славя в Троице Единого Бога. Творец же его — Бог.
Ангелы поставили град на востоке; посреди его был рай Едемский. Окружен он был святыми Ангелами, врата же его сияли, как солнце.
И вот Ангелы вострубили, и все творения Божий, небесные и земные, стали славить Бога. И воззвал Господь ко грешникам: «О окаянные и беззаконные, жестокосердые и ленивые, и все проклятые! Смотрите, каких благ вы лишились и какая мучительная участь ждет вас...». Затем Господь встал с Престола Своего и направился к стоявшим по правую сторону, говоря им кротким голосом: «Приидите, благословенные Отца Моего и возлюбленные Мои, и войдите в обещанную вам радость Господа Бога вашего».
Находившиеся же по левую сторону грешники издали следовали за Ним, желая видеть все происходящее.
Впереди всех шла Пресвятая Богородица.
Первою из всех стоявших по правую сторону пошла Жена, лицо Которой сияло, как солнце. Приблизившись к Господу, Она поклонилась Ему. Господь с радостью встретил Ее и, преклонивши пречистую главу Свою, сказал: «Войди, Святая Мати Моя, в радость Сына Своего, ибо все это — наследство Твое». Она же, поклонившись Господу и облобызав пречистые руки Его, весело и с радостью вошла во Святой град. И воспели все Ангелы и праведники, прославляя Ее как Матерь Божию и Царицу Небесную.
После Пресвятой Богородицы пошли святой Иоанн Предтеча и двенадцать святых апостолов.
Затем от стоявших на правой стороне отделились двенадцать мужей в царских одеяниях и приблизились к вратам города. Вместе с ними был и святой Иоанн, Предтеча и Креститель Господень. Господь с радостью принял их, облобызал их и сказал им: «Войдите в радость Господа своего». Они поклонились Ему и с веселием вошли во Святой град. И Ангелы прославили о них Бога.
За апостолами шли семьдесят учеников Христовых.
Затем по повелению Судии пришли к вратам города семьдесят мужей в молниевидных одеждах и поклонились Господу. Господь повелел и им войти в |город.
Видя все это, стоявшие по левую сторону горько рыдали и рвали на себе волосы, вспоминая свои беззакония, из-за которых они лишились стольких благ вечных. Евреи, не покорившиеся Христу и не крестившиеся, напрасно проклинали ни в чем не повинного Моисея, говоря: «Где он теперь? Мы не видим его; мы не видим того, заповедям которого мы были покорны, хотя и отвергли Христа». Они искали Моисея и не могли найти. Он же вместе с Авраамом, Исааком, Иаковом и другими святыми пророками Христовыми стоял на правой стороне.
За учениками Христа шли святые мученики и мученицы.
После этого по повелению Божию от стоявших на правой стороне отделилось великое множество людей с сияющими, как солнце, лицами и в червленых одеяниях. Это были святые мученики и мученицы, пролившие за имя Христово кровь свою. Приблизившись к Господу, они поклонились Ему. Господь принял их с радостью и повелел им войти во Святой град Свой.
За мучениками шли исповедавшие святую веру.
После них приблизились к городу другие, с сияющими лицами, в блестящих, как огонь, ризах. Это были исповедники Христовы. И они вошли в радость Господа своего.
Благовестники.
За исповедниками приблизились к городу благовестники.
Лица их блестели, как снег, ризы сияли, как золото блестящее. Они тоже вошли в радость Господа своего.
Святители.
После благовестников подошло ко вратам Святого града немалое число людей с сияющими, как солнце, лицами, в белых как снег ризах. Они имели омофоры на плечах своих. Это архиереи и святители. Господь повелел им войти в славу Свою. Ангелы же и о них прославили Бога Вседержителя.
Воздержники и постники.
Затем с правой стороны приблизился к городу полк великий с белыми, как крин15, лицами, и поклонился Господу. Это были воздержники и постники. Господь повелел и им войти в город.
Иноки, трудившиеся ради Христа.
Господь вновь обратил взор к правой стороне, и оттуда пришло к Нему множество иноков, очистившихся истинным покаянием. Господь повелел и им войти. Воздев руки, они прославили в Троице Единого Бога.
Инокини смиренные.
За иноками и постниками приблизились инокини, отказавшиеся от всего мирского и последовавшие за Христом. Господь повелел им войти, и они, радуясь, вошли в город.
Мученицы жены.
Затем пришли мученицы жены, ради имени Христова пролившие кровь свою. И их Господь принял в Свой град.
Видя это, осужденные, стоявшие на левой стороне, взывали: «Скольких благ мы лишены вследствие своего неразумия, ослепления и помрачения!» Видя славу святых, дивный град, благолепие красоты Господней, они били себя по лицу и рвали волосы, осуждая самих себя.
Праведники.
Вновь Господь обратил взор к стоявшим по правую сторону, и оттуда пришли к Нему праведники с сияющими, как луна в темноте ночной, лицами. И они вошли в радость Господа своего.
Авраам, Исаак и Иаков.
После праведников Господь призвал Авраама, Исаака, Иакова и двенадцать патриархов. Они подошли, одетые в белые ризы. Господь повелел им войти во Святой град, и они вошли, радуясь и воспевая Бога.
Пророки.
За ними прошли все пророки, кроме Моисея и Аарона, блистающие, как звезды небесные, и с радостью вошли в город.
Судьи Ветхого Закона.
Затем подошел Моисей; лицо его сияло славою Бо-жиею, ризы блистали, как молния. С ним были Аарон, Елеазар и двенадцать мужей, которые пророчествовали некогда о Христе. Между ними были и все судьи израильские, от Гофониила и до пророка Самуила. За ними — Давид, царь и пророк, и все цари изральские благочестивые, и все двенадцать колен израилевых, строго соблюдавших закон Моисея до пришествия Христова и не поклонившихся языческим богам.
Первые послужившие Богу.
Затем призвал Господь Адама, Авеля, Сифа, Эноса, Эноха, Ноя, Мельхиседека, и прочих святых Своих, мужей и жен. Все они вошли в радость Господа своего, ибо Он повелел служителям Своим дать им достойную награду за подвиги и труды.
За ними пришли немногие другие — именно те, которые еще до пришествия Христова исполняли делами своими Закон, хотя и не знали его, и не поклонялись идолам, но чтили истинного Бога. Господь повелел им войти, и они удостоились неизреченной радости.
Юродивые Христа ради.
Затем подошел весьма малый собор, сияющий необыкновенной славой небесной. Со многим дерзновением вошли они во Святой град. Это были юродивые Христа ради, униженные, осмеянные людьми, претерпевшие много зла, за что и удостоились радости.
Нищие духом.
Господь повелел прийти и другим, находившимся на правой стороне, и к Нему приблизилось множество народа; лица всех были прекрасны, ризы их блистали. Это были нищие духом. И они вошли во Святой град.
Плачущие в молитвах.
Затем явилось собрание, покрытое светлым облаком. Господь обратился к ним и сказал кротким гласом:
«Войдите, войдите, возлюбленные Мои, в радость Господа своего, пожинайте плоды трудов своих». Это были плачущие.
Кроткие и смиренные.
За ними подошел к вратам Святого града иной честной собор; одеяние на пришедших было световидное, и они вошли в Святой град. Это были кроткие и смиренные.
Судьи справедливые Нового Закона Христова.
После них пришел малый собор. Лица их были чисты, как мед каплющий; ризы их сияли, как свет. Господь с любовию повелел им войти. Это праведные судьи, не требовавшие награды, не боявшиеся сильных, но судившие всех справедливо.
Милостивые.
После них призвал Господь другой лик. Пришедшие к Нему были в ризах червленых и с венками на главах; лица их были покрыты миром благовонным. Господь повелел им войти во Святой град. Это были милостивые.
Осмотревшись вокруг, я увидел неизреченную славу Святого града, видел прекрасные палаты и множество жилищ, которые должны были наполниться. Вошедших было великое множество, но они, мне казалось, не наполнили и четвертой части тех палат, которые были для них приготовлены.
Миротворцы.
Опять взглянул Господь на стоявших по правую сторону. От них отделился малый собор и приблизился к Господу; на всех одежда бьиа бела, как хрусталь, и лица светлы весьма; и они вошли во Святой град. Это были миротворцы.
Изгнанные за правду.
Затем Господь призвал великий полк, сияющий великой славой и честью; с веселыми и радостными лицами они вошли в Святой град. Это были изгнанные за правду, и поруганные, и избиенные без вины; за все, что они перенесли за имя Христово, они вошли в радость Господа своего.
Девственники.
После этого пришел другой великий собор; лица их были белее снега, а одежда сияла, как молния; в руках они держали золотые свечи. Этих также с радостью принял Господь и повелел им войти во Святой град. Это были те, которые не осквернили своего девства.
Жены честные и непорочные.
Опять посмотрел Господь на стоящих по правую Его сторону, и подошел к Нему малый собор. Лица их были необыкновенно красивы и румяны, а одежда была бела как снег, головы же украшены венцами. Они пришли и поклонились Господу, и Господь повелел им войти в Святой град, Ангелы же святые прославляли о них Господа. Это были жены, которые честно и непорочно пожили в замужестве и не осквернили ложа своего, к тому же были милостивы и помогали бедным, ходили в церковь на молитву, и за то удостоились наслаждения вечными благами.
Увидев это, я спросил водившего меня святого Ангела: «Молю тебя, скажи мне, может ли в этой вечной жизни жена иметь своего мужа, если захочет того, или муж — жену, если они нескверно и в страхе Божием провели временную жизнь?» На это Ангел отвечал: «Здесь нет места желаниям суетного мира; они пришли в вечную жизнь, где нет ничего тленного, плотского, но все они живут, как Ангелы Божий». Я спросил и о многом другом, увиденном и узнанном мною прежде; и святой Ангел Божий все по порядку объяснил мне.
Затем я увидел, как святой Крест поднялся с того места, на котором стоял, и, приблизившись к Святому граду, остановился у ворот, где стоял Господь, призывавший Своих святых и вводивший их во Святой град.
О гневе Господнем на тех, которые согрешили
в Ветхом и Новом Завете.
Многое множество грешников стояло по всей земле, как песок морской, от времен Адама и до последнего дня пришествия Христова, от всякого народа и племени. Они стояли с лицами мрачными, злобными, заклейменными печатью отверженников, и трепетали от страха, ужасаясь вечных мучений. Многие и из христиан православных стояли со страхом, не ожидая помилования, потому что были христианами только по имени, но заповедей Христовых не соблюдали. Они наследуют сугубую муку за свое отступничество.
И увидел я в руках Господних огненный жезл, которым Он разделил всех грешных по их племенам и народностям, отделил веру от веры и поставил особо повинных в различных ересях; и каждому грешнику определил место.
Отдельно поставил грешников из иудейского народа, которые не сохранили Моисеева Закона, но поклонялись идолам до пришествия Христова на землю. В другой же части оказались те иудеи, которые по пришествии Господнем не уверовали в Него и распяли Его, и соделали много зла святым ученикам Его и апостолам.
Господь с гневом посмотрел на запад, и явились молниевидные Ангелы, которые наблюдали за муками, и начали они ввергать грешников в огненное море. Грешники же рыдали: «О, тяжело, тяжело!» — и погружались в огненную бездну.
Все это показал мне святой Ангел.
Об отвергшихся от Христа.
После этого огненные Ангелы пошли на ту сторону, где были те христиане, которые во время гонения отверглись от Господа нашего Иисуса Христа. Их постигла та же участь: они были брошены в огненное море. Они громко начали кричать, с мольбою взывая к Богу: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас!» — но не были помилованы.
О разбойниках и убийцах.
Затем Господь отделил иную часть: находившиеся здесь имели одежду и руки, обагренные кровью — это были разбойники и убийцы. Ангелы бросили их в огненное море, они же кричали и плакали, говоря: «Помилуй нас. Страшное Слово Бога и Отца», — но не получили ни от кого пощады.
Были здесь и те, которые сами себя удавили, или мечом или ножом закололись, чем оскорбили Бога, а диавола порадовали, — а потому и будут мучимы вместе с диаволом.
О ворах и мошенниках.
После этого были отделены и поставлены особо грешники, все темные и испускающие зловоние; одежда их была разорвана, а на ногах — козлиные кожи. Господь повелел Ангелам взять и этих. Ангелы связали им руки и ноги и бросили в огонь. Это были воры и мошенники. Когда Ангелы бросали их в огненную бездну, огонь разгорался все сильнее; от пламени слышался страшный шум и гром; ввергаемые же грешники скоро опалялись, как сухие тростники.
О клятвопреступниках.
Таким же образом отделились и другие от стоявших по левую сторону Судии и стали против Него. В ноздрях их кишели черви, из уст исходило зловоние; одежды их были очернены дымом, а лица мрачны. Они навлекли на себя гнев Господень тем, что были лживы и клятвопреступны и многим причинили вред, забыв о Боге. За это Господь и передал их в руки злых и немилосердых Ангелов, которые схватили их и подвергли мучениям. В муках грешники просили пощады, но им не было помилования.
О гневливых, свирепых и злопамятных.
После клятвопреступников от стоящих по левую сторону Господь немало отделил .грешников, покрытых тьмой и имевших дикие лица, скрежещущих зубами, с языками, свисающими изо ртов, как у собак; из глаз их сыпались искры. Это были гневливые, злые, злопамятные, завистники, клеветники, насмешники и ругатели. И этих Господь осудил на страшные муки, и Ангелы-мучители бросили их туда, где червь неумирающий. Они же горько плакали; вместо слез из глаз их текла кровь, — но пощады им не было.
О тех, которые делали всякие несправедливости.
Затем было отделено очень много таких, у которых лица были очернены сажей, одежда замарана кровью и гноем, ноги отекшие и посиневшие. Эти грешники оставались безответными пред обличающим их Богом, так как ни исповедью, ни милостынею не очищали душ своих от грехов и не умилостивляли тем Судию. Но более всего они осуждаются за то, что не воздерживались от гнева и не прощали обижавшим их.
От Ангела, который был со мною, я узнал, что, действительно, прощением обид своим ближним люди приносят себе большую пользу на Страшном суде. Строгий Судия является им кротким, и они смело могут сказать Ему: «Прости нам, так как и мы прощали». И Господь не только им прощает, но и Царство Небесное дарует.
Но горе тем, которые не захотели воспользоваться этою добродетелью для приобретения своего спасения, в особенности же тогда, когда им воспрепятствовала в этом их гордость. Желая отмщения, мы замышляем зло против своих врагов, но в действительности не можем им причинить вреда, потому что Бог разрушает злые замыслы; вредим же только самим себе, так как теряем всякую надежду на спасение. В самом деле, никакой враг не может причинить нам столько зла, сколько мы сами себе причиняем, и тем губим себя. Если же кто сам себе не вредит, тому не может повредить и сам сатана; и врагов у такого не будет, если он сам себе не враг. Из этого следует заключить, что мы должны поносить и презирать самих себя, а не своих ближних.
В числе стоявших по левую сторону были и те, которые предавались объядению и пьянству. И на этих разгневался Господь, и Ангелы схватили их и ввергли в огонь. http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_2416/