Вверх страницы
Вниз страницы

ЗНАКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОРОЧЕСТВ

Объявление

ПРАВИЛА ФОРУМА размещены в ТЕХНИЧЕСКОМ РАЗДЕЛЕ: http://znaki.0pk.ru/viewtopic.php?id=541

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗНАКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОРОЧЕСТВ » История и сущность Православия » Поучения и наставления Святых Отцов


Поучения и наставления Святых Отцов

Сообщений 1 страница 20 из 187

1

Святой Косьма Этолийский.

Св. Косьма Этолийский, который смотрит на путь ко Христу как на бесконечную лествицу, как и все Отцы Восточной Православной Церкви, разрушает смертоносное ложное ощущение первых и вновь оживляет умервщленные надежды последних, и говорит:

«Послушайте, друзья мои, что говорит нам Господь: Он говорит так: Поскольку Я родился и был положен в ясли неразумных животных, Меня оскорбляли, надо Мной издевались, Меня били, Я жаждал, Я алкал, шел обнаженным, принял смерть на кресте, Я пролил свою кровь из любви к вам, чтобы вас освободить из рук дьявола, от вечных мук, так что вам необходимо проявлять уважение к этой любви Бога и проявлять любовь к вашим братьям, и если в этом будет необходимость даже проливайте вашу кровь ради любви к вашим братьям. Есть ли кто-нибудь здесь, кто бы имел бы любовь к Богу и к свои братьям как и Христос к нам? -Я, святый Боже. - Слушай, дитя мое, что я тебе скажу. Совершенная любовь - это продажа всех твоих вещей, чтобы раздать милостыню, явить сострадание и чтобы ты пошел и нашел кого-либо отца, чтобы сделаться его рабом, и который все возьмет чтобы раздать всем, чтобы не владеть даже белой одеждой. Мог бы он сделать это, чтобы ты родился совершенным?

Это кажется тяжелым. Слышишь: На Востоке был некий владыка. Ему в своей области взял сто рабов. Он продал все вещи и их выкупил из рабства. Одно дитя некой бедной стал рабом. Владыка не имел чем выкупить ее из рабства и что он сделал? Он идет и бреется, а потом идет в одно племя. Он пришел и упросил отца у которого было дитя, чтобы тот его освободил и владел другим рабом. Он освобождает его из рабства и он становится ему вместо отца и дал ему суровое воспитание, и воспитывал его до тех пор пока через проявленное терпение его всесвятой Бог не удостоил дара совершать чудеса. Потом он освободил отца его и опять стал архиереем как только стал кем был прежде. Бог желает, чтобы и мы имели такую любовь. Хочет ли кто-либо обресьти такую любовь, чтобы сделать то же, что и владыка?

Кажется трудным. Если не можешь делать это, то делай другое: не продавай себя в рабство, только продай свои вещи, прояви твое милосердие, сможешь это сделать?

И даже это кажется тяжелым. Давай же пойдем далее. Если ты не смог отдать все твои вещи, отдай половину, отдай третью часть, отдай пятую часть.

Неужели и даже это оказывается трудным? Сделай другое - отдай восьмую часть, отдай десятую часть, сделаешь это?

Оказывается и это тяжело сделать. Сделай другое - не оказывай милостыни, не продавайся в рабство, а давай пойдем далее: не бери хлеба твоего друга, не бери его наружной рубахи, не преследуй его, не поедай его своим языком.

Ты даже и это не можешь сделать? Давай пойдем далее, делай другое: ты брата найдешь лежащим в грязи и не желаешь сделать ему добра, ни желаешь ему сделать зла, ты оставил его.

Как же мы хотим спастись, брат мой? То нам кажется трудным одно, то другое. Куда же мы пойдем далее, у нас нет куда скатываться далее. Бог милосерд, да, но и справедлив, у Него есть железный посох».

+2

2

Свт. Иоанн Златоуст:

«И кто не пойдет на эти подвиги с великою радостию, имея в виду приобщиться страданий Господних и сделаться сообразным смерти Христовой. Это – достаточное воздаяние, честь большая, награда превышающие труды, еще прежде царствия небесного».

+1

3

Как то некоторые монахи у аввы Антония, который обладал этим чувством, спросили: «Скажи нам слово о том как нам спастись. Старец им говорит: Слушаете ли вы слово Священного Писания? Оно вполне достаточно. Но те ему ответили: Мы хотим слышать слово от тебя, старче. Тогда он им сказал: В Евангелии говорится: «если кто ударит тебя в левую щеку, подстави ему другую». Они ему говорят: Мы не можем этого сделать. Старец им ответил: Если не можете подставить другую щеку, оставляйте тогда одну сторону. Они ему говорят: Мы и этого также не можем сделать. Им говорит Старец: Если вы и этого не можете, то не воздавайте тому, который вас ударил тем же. И они ему сказали, что и этого не могут. Тогда старец сказал своему ученику: Приготовь им немного супа, потому что они больны. Если вы не можете делать этого и желаете так делать, что же я могу для вас сделать: Необходимо молиться.

Авва Антоний

0

4

Преп. Петр Дамаскин говорит:

«В том и состоит начало спасения, в том чтобы человек оставлял собственные хотения и разумения, и творил Божие разумения и хотения». Когда человек оставляет собственные желания и начинает принимать и творить в своей жизни желания и мысли Бога, тогда его оставляет самолюбие. Он говорит: «Многие праведные обретались до Закона и в Законе и после Закона». И они были праведными. Почему? Потому что «предпочли познание Бога, Его волю, обитающим в них разумениям-мыслям и желаниям». Своим собственным желаниям они предпочли волю Божию.

+1

5

Преп. Максим говорит :

«Необходимо знать, что дьявол с хитростью и злобою использует как средство самолюбие поскольку он нас обольстил. Атакует нас вожделением, разлучает нас с Богом и друг с другом»

Свт. Феофан Затворник::

«Побуждением страху Божию поставляет Апостол то, что Сам Бог действует в них, и в желаниях их добрых и в добрых делах. Это еще сильнее того, что говорит Златоуст: помни, что Бог везде, следовательно с тобою и при тебе. Здесь говориться, что Он не при нас только, но и в нас; и не яко покоющаяся сила, но яко сила во всем действующая…А таковы все христиане. Они сочетаваются с Господом и имеют Его в себе действующим» (стр. 367-368) «Бог действует не потому, что принуждает и приневоливает, но потому что, находя в нас усердие, усиливает оное благодатию» (с. 369)

+1

6

Духовная мудрость

Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское. Победителем ее может быть един Бог, призванный к борьбе с нею и к поражению ее смирением человека пред Богом и любовию этого человека к ближнему.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Соломонов суд над двумя матерями, спорящими о новорожденном младенце.

Однажды к Царю Соломону пришли две женщины, которые жили по соседству и одновременно родили детей. Ребенок одной из них ночью умер, и, заметив это, она потихоньку подложила его соседке, а себе забрала живого. Вторая мать лишь утром заметила подмену. Напрасно она умоляла о возвращении своего ребенка, мать мертвого младенца твердила: «Нет, твой сын мертвый, а мой живой». Они предстали перед Царем. Тот приказал рассечь ребенка на две половины и отдать каждой по части. Тогда настоящая мать сказала Царю, что она согласна, чтобы ребенка отдали другой женщине, только бы не умерщвляли его. А та, которая лгала и представлялась истинной матерью, не дрогнула от этого приказа. Ей было безразлично, что он умрет, важно было только оказаться юридически правой и «выиграть дело». Истинная же мать была готова на все, лишь бы ее ребенок остался жив!

Из Окружного Послания Восточных Патриархов 1848 г .:

« Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь ныне вновь возвещает соборно, что сие нововводное мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть СУЩАЯ ЕРЕСЬ и последователи его, кто бы они ни были, ЕРЕТИКИ; составляющиеся из них общества суть ОБЩЕСТВА ЕРЕТИЧЕСКИЕ и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви – беззаконие» .

О церкви

Разве Тело Церкви может разделиться? Церковь Свята и непорочна. От нее могут отпасть раскольники и еретики, а разделиться на равные либо неравные части она не может. Всякий обвиняющий Церковь в грехе разделения нарушает догмат о святости и непогрешимости Церкви Божией.

С тех пор, как Сын Божий Иисус Христос создал Свою Церковь, эта Церковь существует на земле неизменно, вплоть до сего дня, и это есть Церковь Православная. Это та самая Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, существование которой утверждается в Символе веры. Согласно слову Божию, эта истинная Церковь будет существовать всегда (см.: Мф. 16, 18), а другой нет и быть не может.

Но верующие твердо знают, что уходить из Церкви в раскол из-за того, что власть захватили еретики, ни в коем случае не следует, помня слова Господа: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Нечестивцы у власти попущены Господом, чтобы пробудить ревность в людях.

0

7

Отец Нектарий  Оптинский прямо указывал, как спастись: «Наступает время молитв. Во время работы говори Иисусову молитву. Сначала губами, потом умом, потом она сама перейдет в сердце».

0

8

АПОКАЛИПСИЧЕСКИЕ МОТИВЫ СВ. ПИСАНИЯ И ПРЕПОДОБНЫЙ НИЛ МИРОТОЧИВЫЙ

        Книги христианской эсхатологии — это «Откровение» Иоанна Богослова, книга пророка Даниила, пророчества Самого Спасителя в Евангелиях, а также соответствующие места в посланиях апостолов Павла, Петра, Иуды, Иоанна, где дается уже не аллегорическое, но прямое историческое сообщение.

        Перед взором Тайнозрителя разворачиваются пророческие созерцания, разоблачающие адский план борьбы с церковью, который в Писании называется тайной беззакония. Он завершается появлением Антихриста — духовного врага человечества (2 Сол. 2,7-9). Воля Божья такова, что благодать отступит от людей, и только поэтому он сможет прийти на землю. Это произойдет не ранее, чем мир обнищает добродетелями. «Когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве» (Дан. 8,23). В жизни этого существа не будет ни одного момента, свободного от сатанинского воздействия.

        По учению Св. Отцов, выдвигая Антихриста, дьявол будет стараться облечь его приход всеми признаками второго Пришествия. Как Христос, он родится от девы, но нечистой и развратной. По пророчеству Преподобного Серафима Саровского, случится это в нищей Российской земле, причем некто из христиан, подобно Симеону Богоприимцу, возвестит миру о рождении исчадия.

        Бессильный создать что-либо самосущное, дьявол способен лишь пародировать установленное Богом. Спаситель Сам предупреждал о Себе, что придет внезапно и будет виден одновременно, как молния от востока до запада. Если же начнут говорить «он здесь» или «он там» — верить в приход такого «мессии» нельзя (Мф. 24, 26-27). «Когда услышите, что на землю пришел Христос, знайте, что это Антихрист»,— предупреждал братию Преподобный 3осима Соловецкий.

        До тридцати лет Антихрист будет пребывать в неизвестности, потом заявит о себе ложными чудесами и наконец воссядет на троне, как владыка мира. Блаженны сразу распознавшие в нем служителя тьмы! Но таких будет немного. «Лукавые духи, разосланные по Вселенной, будут возбуждать в человеках общее возвышеннейшее мнение об Антихристе, общий восторг и непреодолимое влечение» (Ефрем Сирин). Созвучный духу времени, он сумеет расположить к себе людей, участью которых станет гибель.

        Как и Христу, ему будут предложены три искушения. Что сатана имеет чудодейственную силу, которую может как проявлять сам, так и раздавать своим служителям, мы знаем уже из истории Иова. В новозаветное время он показывал волшебства Самому Христу. И в отличие от Сына Человеческого Антихрист их примет.

        Искушение первое: претворение камней в хлебы. 3десь корни антихристовой попытки начать с сытости, вместо того, чтобы ею закончить. Он прельстил человека мнимым  изобилием, причем не в качестве следствия внутреннего царства Правды, а как самоцель. Это искушение предполагает улучшение материальных условий жизни безнравственного возрастания людей. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4,4) — вот единственно достойный ответ искусителю на все времена.

        Искушение второе: возведение на крыло храма и предложение броситься вниз, с верою, что Архангелы не допустят падения. Люди, попавшиеся на  эту уловку, способны признавать Бога лишь при наличии эффектов, без внутреннего подвига. От чего отказался Христос, то совершит Антихрист. Он даст человечеству знамения на воздухе, где господствует сатана. С неба будет сходить яркий огонь. О «князе, господствующем на воздухе» в свое время предупреждал апостол Павел (Ефес. 2,2). Св. Отцы не случайно указывают, что даже малейшее сочувствие этим бесовским явлениям опасно. Симеон Новый Богослов говорит, что «взирать на небо редко подобает страха ради лукавых на воздусе духов, сего ради именуются воздушнии дуси, иже производят многия и различныя прелести на воздусе».

        И наконец, третье искушение. Дьявол показал Иисусу все царства мира, а затем предложил: это будет Твое, если поклонишься мне. Но если власть врага построена на обольщении, то власть Христа — на нравственном подвиге. Антихрист же примет это искушение и получит власть над миром как награду за повиновение сатанинской воле.

        Победа Антихриста будет приуготована материалистическим воспитанием нескольких поколений людей. Его чудесами, где нет благой силы, а одно пустое актерство, люди последних времен будут потрясены до глубины души. Немногие из них найдут в себе мудрость повторить вслед за Христом: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4,7).

        Антихрист выступит как учитель всего человечества (пародия на Христа-Пророка), как монарх всемирной монархии (пародия на Христа-Первосвященника). Блаженный Феодорит прямо называет его «похитителем Божьего имени».

        Учением апостола Павла устраняется всякая мысль об идеальности этого лица — оно ужасающе реально. Это — «человек греха, сын погибели» (2 Сол. 2,3). Антихристианский дух жил уже в апостольские времена в гнилых членах церкви; именно он исполняет сегодня людей духовной горделивостью, противлением Господу. Стихия Антихриста есть гибель, неминуемая из-за отпадения от Источника Жизни. «Страшно будет второе пришествие Христово и ужасен последний суд всего мира, но не без великих ужасов будет пред тем владычество Антихриста»,— писал Оптинский старец Амвросий 16.

        Главное бедствие эпохи перед воцарением Антихриста — дух слепоты. Редок будет духовный разум, чаще будет встречаться плотский, поэтому люди не разглядят Антихриста, более того, узрят в нем благодетеля. Ведь стяжать духовный разум — значит, как дитя от матери, не отходить от Вселенской Церкви, постоянно руководиться проверенным веками Св. Писанием. Сам Христос предостерегал нас: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21, 34). Чрезмерное погружение в заботы материальной жизни способствует развитию житейского разума, который в нужный момент не воспримет Божественных откровений.

        Чтобы сделать человека нечувствительным к собственному спасению, враг помрачит его многозаботливостью. Люди разучатся желать вечной жизни, возможность вечного осуждения перестанет страшить их. Все внимание будет сосредоточенно на проблемах дня.

        Старец Нектарий тоже оберегал духовных детей от излишнего житейского попечения. «Человеку дана жизнь, чтобы она ему служила, а не он ей,— говорил он.— Служа жизни, человек потеряет соразмерность, работает без рассудительности и приходит в очень грустное недоразумение. Он и не знает, зачем живет. Это очень вредное недоумение, и оно часто бывает. Он, как лошадь, везет и вдруг останавливается, на него находит такое стихийное препинание».

        Бог допустит явление Антихриста, чтобы через него обнаружилось все зло мира, дабы осудить это зло. Сатана же воспользуется человеком греха, чтоб утвердить свое господство в грешном мире. Смысл антихристовых чудес — сохранение мира в его рабском положении, зависимость от миродержателя тьмы века сего. Внушенную первому человеку гордую мысль «вы будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3,5) сатана постарается внушить и последнему человеку греха.

        Верным же не останется другого выхода, кроме бегства в горы (Мр. 13,14). Не горние ли уровни бытия имеет в виду Господь? «А кто на кровле», то есть в молитве, должен подняться еще выше, но не спускаться вниз: «не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего» (Мр. 13,15). Положившему руку на плуг надлежит двигаться вперед, в сторону Царствия Небесного, а не оглядываться назад (Лк. 9,62). «Горе же беременным и питающим сосцами в те дни» (Мф. 24,19), то есть имеющим неразрывную земную привязанность, мечтающим найти спасение в бегстве, но не смеющим нарушить долга своего.

        Антихрист придет во времена безначалия (2 Сол. 2, 7). Его царствие случится в условиях войны, когда истерзанные братоубийством народы не будут видеть выхода из мирового кризиса. Он предложит установить во всем мире единообразный политический и социальный строй. Народы согласятся, забыв о том, что стремление к насильственному объединению мировых держав во все века вызывало мистический ужас всех мыслящих людей, знающих из Св. Писания, что такое желание может возникнуть только у одного существа — Антихриста (или приуготовляющих стези ему) и с одной целью — мирового господства.

        Люди же последних времен с их мышлением на утилитарном уровне согласятся принять власть Антихриста, не подозревая о ловушке. Неверующие, не причащающиеся Св. Тайн, чуждые вразумления Духа Святого, они окажутся бессильны к осмыслению сущности последних земных катаклизмов. Мировая трагедия предстанет им в сугубо политических красках.

        В отношении к религии поначалу Антихрист будет лоялен. Христианам всех исповеданий будет обещано покровительство. Они всерьез увлекутся новым кудесником, который обольстит их воображение ложными чудесами, вроде огня, сходящего с небес. В этих чарующих чудесах будет нарушаться естественный порядок вещей. На людей, не проникнутых духом истинного христианства, это произведет изумляющее действие. Фокусы будут ослеплять всех: то представится воскрешенный мертвец, а он не воскресал, то ходящие хромые и зрячие слепые, а исцеления не было...

        Слова Св. Писания «не должны находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник вопрошающий  мертвых, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 10-12) будут неведомы людям последних времен — как, впрочем, и само Писание, стремительно выходящее из культурного обихода человечества.

        И наступит голод, и великая алчба найдет на мир, и Антихрист начнет печатать своих людей печатью. Лишь таковым будут полагаться хлеб, прочие будут умирать от голода. Ничего нельзя будет ни продать, ни купить без Антихристова знака (Откр. 13,16-17). Начертание будет положено на правой руке или на челе. В истории это имеет смысл выражения безусловной зависимости определенному лицу: начертание имени господина на лбу раба, имени полководца на плече или кокарде солдата.
        Смысл Антихристовой печати можно осмыслить и шире. Оптинский старец Амвросий писал: «Те, которые из-за светских приличий стыдятся ограждать себя крестным знамением перед вкушением пищи и других заповеданных случаях, уже в наше время принимают  на себя печать Антихриста, ибо неогражденные силой креста и молитвы, они делаются игралищем и посмешищем для врагов» 17.

        Триста лет назад на Афоне жил великий подвижник, особенно прославленный Господом. После смерти его зарытое в землю тело превратилось в благоуханное миро. Через малое отверстие в могиле оно истекало из гроба и по отвесной скале устремлялось к морю. Этот раб Божий известен Св. Церкви под именем Нила Мироточивого. В период между 1813-1819 годами он неоднократно являлся одному Святогорцу, иноку Феофану, который изложил беседы с ним в «Посмертных вещаниях Преподобного Нила Мироточивого», книге, которую смело можно поставить в ряд с именами Иоанна Лествичника, Исаака Сирина и других Св. Отцов. Речь в «Вещаниях» идет о конечных судьбах мира. Некоторые предсказания Нила Мироточивого уже сбылись, другие сбываются на наших глазах 18.

        Именно Нилу Мироточивому открылось, какие надписи будут изображены посреди Антихристовой печати. «Я твой есмь».—  «Да, ты мой еси».— «Волею иду, а не насильно». — «И я по воле твоей принимаю тебя, а не насильно». Когда человек запечатлеется этой печатью, сердце его сделается стократ бесчувственнее и злее, чем было. Что касается таинственного числа 666, св. Ириней писал, то как только явится последний сатанинский миродержец, люди, имеющие понимание, без труда вычислят его, так как это счисление недоступно никакому другому времени, кроме антихристова.

        И явятся пророки Енох и Илия, взятые на небо живыми, дабы прийти в мир в конце времен. «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Малах. 4,5). Они будут давать людям последнее предупреждение против антихристовой печати. «Видя ваше терпенье и верность, Господь пошлет помощь свыше, и голод умерится»,— возвестят праведные обличители, и в этом не будет лжи: человеческие силы подкрепятся духовной пищей, которая избавит от ощущения голода и жажды. Горячая сердечная молитва всегда возводит человека на уровень, где естественные потребности ослабляются, и он становится менее материальным. Что касается тех, кто примет Антихристов знак, они будут поглощать пищи всемерно больше, но насыщения не достигнут.

        Через три с половиной года Антихрист убьет праведных учителей. Не скрывая отныне своей сущности, он снимет маску гуманизма и выступит, как гонитель. Жить и действовать в человеческом обществе он будет столько же, сколько длилась проповедь ветхозаветных учителей. По истечении этого срока дни Антихриста прекратятся. Много было в истории тяжелых и черных времен, но эти по степени мрачности превзойдут все дни подобного рода. Такая скорбь не повторится больше нигде и никогда, не случайно Оптинский старец Нектарий говорил: «Наши самые страшные скорби подобны укусам насекомых по сравнению со скорбями будущего века».

        И выпустит Антихрист всезлейших чад своих: прелюбодейц, блудников, мужеложцев, дабы в миру возросли убийство, хищение, неправда. Люди будут дышать самолюбием. Из этого пагубного чувства разовьются все последующие пророки. И возненавидят друг друга, даже в ближайших отношениях дружбы и родства. «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24,12).

        Мысль об иссякновении любви заключительная в предсказании Христа. Смысл этого глубок: только в любящем сердце приносит она плод. Утеряв в себе любовь, люди последних времен лишатся и ее спасительной силы. Под личиной внешнего благочестия притаится низость их нравственного падения.

        Если сатана замышляет зло в силу своей природы, то грешный человек по извращенности своей природы склоняется волей к неправде, а потому внутренне отвращается от Истины, которая требует от него правды. Отказавшись верить Истине христианства, на закате истории люди поверят лжи в лице Антихриста. На почве нравственного нестроения разовьется ложное учительство. Явятся ложные пророки и прельстят многих. По словам апостолов, они будут людьми, сожженными в совести своей. Путь доверия им доведет часть человечества до растления.

        Эти несчастные будут в избытке обладать похотью плоти, похотью очес, гордостью житейской. Они неблагодарны — не хотят чувствовать благодарности к земным и небесным своим покровителям; неправедны — для них нету ничего святого; нелюбовны — не имеют любви даже к собственным детям; некроткие — не способны оказывать милость; предатели — не способны на верность; наглые — смелые до безрассудства, действующие под влиянием страстей; напыщенные — отуманенные самомнением (2 Тим. 3,2-5). Вот ряд черт поведения людей последнего времени — зеркало, в котором каждый, честный перед собой, с ужасом различит до боли знакомые черты…

        Большинство не всегда право, человечество уже много раз убеждалось в этом. Влекомая стадным чувством, толпа идет широкими вратами, в смерть ведущими (Мф. 7,13). Власть Зверя забирает весь труд, все душу человека, спастись сумеет лишь не подчинившийся воле его. Поэтому сегодня особенно необходимо держаться узкого пути, даже в полном одиночестве. По этой стезе всегда шествуют единицы, не понимаемые ближними, побиваемые камнями, проклятые; в последние дни тропа спасения оскудеет еще больше. «Не бойся, малое стадо» (Лк. 12,32), — сказано в утешение таким. Да не смутимся, что нас горсточка, много званых, но мало избранных (Мф. 20,16).

        После убийства Еноха и Илии открытое христианское служение прекратится. Особое внимание будет обращено на то, чтоб не совершалась Св. Евхаристия, теперь это будет самое страшное преступление. Но пресуществление хлеба в Тело Христово и вина в Пречистую Кровь Его все-таки будет отправляться до конца времен — сокровенно и катакомбно, как в древнехристианскую эпоху.

        Мало-помалу культ Богочеловека подменится культом Человекобога, который превознесет свою малость превыше всех святынь. «В храме Божнем сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Сол. 2,4). В церквах будут установлены его изображения в виде икон и статуй, прихожане будут поклоняться им. Когда он воссядет, море воскипит, как вода в котле, и, кипя, начнет испаряться. «День будет вращаться как час, неделя как день, месяц как неделя и год как месяц» (Нил Мироточивый), ибо сами стихии будут спешить скорее закончить прореченное Богом число для 8-го числа веков (т.е. на восьмую тысячу лет от сотворения мира).

        «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Откр. 8,1). Некоторые святые, тот же Нил Мироточивый, писали, что перед воцарением Антихриста отрезвевшее человечество на некоторое время обратится к Богу. Языческий мир вновь будет оглашен истиной Благой Вести — чтобы, впрочем, вскоре низринуться в еще большее зло. Это будет последний шанс к покаянию для тех, кто на него способен, последняя возможность вызволить свою душу из плена зла…

        «Се Жених грядет в полунощи», — поют на полунощнице в знак того, что ночь, сатанинское царство духовной тьмы, завершится пришествием Христа. Ибо последнее время будет мрачно для живущих на земле. По-ночному холодное, оно обнаружит посрамление святыни. Никакое организованное сопротивление Антихристу будет невозможно, никакая человеческая сила не сможет ему противостоять, кроме Распятого на Голгофе.

        И вот Жених низводит на землю Невесту Свою, Торжествующую Церковь, и навстречу им устремляется земная Церковь Воинствующая, и становится явью сокровенный смысл истории: пребывание Христа, как Главы, среди христиан как Тела Своего! В тот час маловерующие в ужасе бросятся в храм Божий. О них Господни слова: «Чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим  и купите себе» (Мф. 25,9). Настало время Страшного Суда, а не исправительного покаяния, в котором все мы, к величайшей надежде нашей, еще пребываем. Компромисс со злом для осуществления с ним возможен сегодня, но будет невозможен завтра. Грешник наказуется тем, что подпадает господину лжи, а потом, автоматически, суду, который произойдет над этой ложью. Притча о девах мудрых и неразумных очень важна для всех нас, ибо учит чувству духовного бодрствования.

        Погибель Антихриста будет быстрая и мгновенная: Господь Иисус Христос убьет беззаконника духом уст Своих. В начале мироздания мановение уст Господних утвердило порядок в небесных сферах (Псал. 32,6); для истребления Антихриста такое дуновение должно также изойти от Господа. И изгладится всякое памятование о нем, и будет со лжепророком брошен в серное озеро огненное (Откр. 19,20).

Старцы о последних временах. Из личного архива.

+2

9

Различные краткие изречения аввы Дорофея.

Авва Дорофей говорил, что полагающемуся на свой разум или на своё суждение невозможно повиноваться или последовать доброму делу ближнего.

Говорил также: будучи страстными, мы отнюдь не должны веровать своему сердцу; ибо кривое правило и прямое кривит.

Говорил также: кто не презрит всех вещей, славы и телесного покоя, а вместе с тем и самооправдания, тот не может ни отсечь своих пожеланий, ни избавиться от гнева и скорби, ни успокоить ближнего.

Говорил также: не великое дело не судить того или сострадать тому, кто находится в скорби и покоряется тебе; но велико - не судить того, кто тебе противоречит, не мстить ему по страсти, не соглашаться с осуждающим его и радоваться вместе с предпочтённым тебе.

Ещё сказал: не требуй любви от ближнего, ибо требующий её смущается, если её не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься, и таким образом приведёшь и ближнего к любви.

Ещё сказал: кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение; ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение, да и то, что делается ради Бога, не может быть твёрдым, если не будет испытано искушением.

Ещё сказал: ничто так тесно не соединяет людей между собою, как то, когда они сорадуются друг другу в одном и том же, и имеют одинаковый образ мыслей.

Ещё сказал: не презирать даяния ближнего есть дело смиренномудрия: и должно принимать оное даяние с благодарностию, хотя бы оно и было мало и незначительно.

Ещё сказал: если мне встретится какое-либо дело, то мне приятнее поступить по совету ближнего, хотя бы случилось испортить оное, по его совету, нежели и хорошо исполнить дело, последовав своей воле.

Ещё сказал: во всяком деле хорошо самому заботиться о том немногом, в чём нуждаешься, ибо не полезно по всему быть успокоенным.

Ещё сказал: при всяком случавшемся со мною деле, я никогда не желал ограждать себя человеческою мудростию: но что бы то ни было, я всегда делаю по силе моей и всё предоставляю Богу.

Ещё сказал: кто не имеет своей воли, тот всегда исполняет своё желание. Поелику таковой не имеет своего желания, то, что бы ни случилось с ним, он всем бывает доволен, и так оказывается, что он всегда исполняет свои желания; ибо он не хочет, чтобы дела исполнялись так, как он желает, но хочет, чтобы они были как будут.

Ещё сказал: неприлично кому-либо исправлять брата в то самое время, когда он согрешает против тебя; да и в другое время не должно делать сего для того, чтобы мстить за себя.
Говорил также: любовь по Богу сильнее естественной любви.

Говорил также: не делай зла даже и в шутку; ибо случается, что иной сначала шутя делает злое, а после, и нехотя, им увлекается.

Говорил также: не должно желать избавиться от страсти для того, чтобы избежать происходящей от неё скорби, но по совершенной ненависти к ней, как сказано: совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми (Пс. 138, 22).

Говорил также: невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если сердце его сперва не вознесётся над ним, если он не уничижит его, и не сочтёт себя высшим его.

Говорил также: признаком того, что кто-либо добровольно исполняет страсть, служит его смущение в то время, когда его обличают или исправляют в ней. А без смущения переносить обличение, т.е. вразумление, есть признак того, что кто-либо был побежден страстию или исполнил её по неведению.

Богу же нашему подобает слава во веки веков. Аминь.

+3

10

Духовная мудрость

Блж. Августин о мудрости змеиной

"Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби" (Мф. 10, 16). Змея прижимает одно ухо к земле, а другое закрывает хвостом. Так и христианин должен хранить свои уши от соблазнительных речей и обольстительных внушений мира.

Блаженный Августин

+1

11

Духовная мудрость

Свт. Игнатий (Брянчанинов) о ереси

Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью...

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

0

12

Бункер старайтесь давать ссылку на первоисточник.

0

13

Хорошо, постараюсь. Простите. Думаю дело не в ссылке, а во смысле сказанного.

0

14

Бункер написал(а):

Хорошо, постараюсь. Простите. Думаю дело не в ссылке, а во смысле сказанного.

Иногда люди требуют первоисточник.

0

15

Из святоотеческого наследия и наставлений Святых Отцов

Святитель Феофан Затворник

о необходимости молитвы, что есть молитва и как правильно совершать молитву

Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва — дыхание духа. Есть молитва — живет дух; нет молитвы — нет жизни в духе.

Стоять перед иконою и класть поклоны — не есть еще молитва, а только принадлежность молитвы; читать молитвы — на паять или по книжке, или слушать их — не есть еще молитва , а только орудие молитвы или способ обнаружения и возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу, - чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией, усердного припадания и проч.

Вся наша забота здесь должна быть о том, чтобы во время нашей молитвы эти и подобные чувства наполняли душу нашу, - чтобы сердце не было пусто. Когда есть в нем все эти чувства или какое-либо одно из них, устремленное к Богу, - то молитвословие наше есть молитва, а когда нет — она не есть еще молитва

Молитву, или устремление сердца к Богу, нужно возбуждать и возбужденную укрепить, или — что то же — нужно воспитать в себе молитвенный дух.

Первый способ к этому есть читательное или слушательное наше молитвословие. Читай или слушай, как следует, молитвословие, - и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем к Богу, то есть войдешь в молитвенный дух. В молитвах Святых Отцов движется великая молитвенная сила, и кто всем вниманием и усердием проникает в них, тот — в силу закона взаимодействия — непременно вкусит молитвенной силы, по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы. Чтобы наше молитвословие сделать нам действительным средством к воспитанию молитвы, необходимо совершать его так, чтобы и мысль и сердце воспринимали содержание молитв, составляющих молитвословие.

Вот для этого три самых простых приема: не приступай к молитвословию без должного приготовления, - не совершай его кое-как, - а со вниманием и чувством, и не тотчас по окончании молитв переходи к обычным занятиям.

а) Приготовление к молитвословию

Приступая к молитвословию, когда бы то ни было, постой немного, или посиди, или походи, -и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли, Кто Тот. К Кому обратишься ты в молитве, и кто ты, имеющий начать тперь это молитвенное к Нему обращение, - и возбуди в душе своей соответственное тому настроение самоуничиженного и проникнутого благоговейным страхом предстояния Богу в сердце. В этом все малое, но не малозначительное, приготовление — благоговейно стать пред Богом в сердце. Здесь — начало молитвы, а доброе начало — половина дела.

б) Само совершение молитвословия

Установившись так внутренно, стань пред иконами, перекрестись, поклонись и начинай обычное молитвословие. Читай неспешно, вникай во всякое слово — мысль всякого слова доводи до сердца, сопровождая это поклонами — с крестом. В этом — все дело приятного Богу и плодоносного чтения молитвы. - Вникай во всякое слово и мысль слова доводи до сердца, иначе : понимай, что читаешь, и понятное чувствуй. Читаешь: «Очисти мя от всякия скверны», - восчувствуй скверну свою, возжелай чистоты и — с полною надеждою проси ее у господа. Читаешь: «Да будет воля Твоя», - и в сердце своем совершенно предай участь твою Господу, с полною готовностию благодушно встретить все, что Господь пошлет тебе. Читаешь: «И остави нам долги наша , якоже и мы оставляем должником нашим», - и в душе своей всем прости все и, таким образом, проси себе прощения у Господа. Если так будешь действовать при всяком стихе молитвы твоей, то у тебя будет надлежащее молитвословие. А чтобы тебе успешнее совершать его именно таким образом, вот что нужно сделать:

    имей у себя известное молитвенное правило — небольшое, чтобы при своих обычных делах ты мог исполнять его неспешно;

    в свободное время вчитывайся в молитвы твоего правила, пойми каждое слово молитвы и прочувствуй его, чтобы наперед знать, что при каком слове у тебя должно быть на душе и в сердце, дабы - во время молитвословия — легко тебе было понимать и чувствовать;

    если твоя летучая мысль во время молитвы будет отбегать на другие предметы, напрягайся охранять внимание и возвращать мысль свою к предмету молитвы; опять отбегает, опять возвращаться: повторяй чтение, пока каждое слово молитвы не прочтешь с понятием и чувством. Этим отучишь мысль свою от рассеянности в молитве;

    если же какое слово молитвы сильно подействует на душу, - остановись на нем и не читай далее, стой на этом месте вниманием и чувством, - напитай им душу свою, или теми помыслами, которыми оно будет производить, не разоряй сего состояния, пока оно не пройдет само: это знак, что дух молитвы у тебя начинает внедряться, а состояние это самое надежное средство к воспитанию и укреплению в нас молитвенного духа.

в) Что делать после самой молитвы?

Когда кончишь свое молитвословие, не тотчас переходи к каким-то занятиям; но также хоть немного постой и подумай, что это тобою сделано и к чему это тебя обязывает, сохраняя после молитвы особенно то, что на тебя крепко подействовало. Самое свойство молитвы таково, что если хорошо помолишься, как следует, - то не захочешь скоро озабочиваться делами: кто вкусит сладкого, не захочет горького; а вкушение этой сладости молитвы есть есть цель молитвословия, и чрез это вкушение сладости молитвенной в молитвословии воспитывается молитвенный дух.

Исполняя эти немногие правила, скоро увидешь плоды молитвенного труда. Всякое молитвословие оставит след молитвы в душе — непрерывное продолжение его в том же порядке вкоренит ее, а терпение в этом труде привьет и дух молитвенный.

Вот первый — начальный — способ воспитания в нас молитвенного духа! Это сообразное со своим назначением совершение наших молитвсловий. Но это еще не все; здесь только полагается начало молитвенной науке. Надобно идти далее.

Навыкши умом и сердцем обращаться к Богу с стороннею помощью — по молитвенникам, - необходимо затем делать опыты и своего собственного возношения (т. е. обращение) к Богу, - доходить до того, чтоб душа сама, так сказать, своею речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему и Ему себя открывала и исповедовала, что в ней есть и чего она желает. И этому надо учить душу. Что должно длать, чтобы успеть в этой науке?

И навык с благоговением, вниманием и чувством молиться по молитвенникам к этому же приводит; ибо из сердца, посредством молитвословий исполнившегося святых чувств, сама собою начинает исторгаться своя к Богу молитва.

Источник: свт. Феофан Затворник. Письма о молитве. М. Правило веры. 2008, Письмо 7(227)стр.30-35

+1

16

13.12.2011

СЛОВО НА ДЕНЬ ПАМЯТИ СВ. СЛАВНОГО И ВСЕХВАЛЬНОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННАГО.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Близ двух тысяч лет назад тому, небо и земля были свидетелями чрезвычайного, единственного, чудесного, всеспасительного события: на земле явилась во плоти Сама Ипостасная Премудрость Божия, Само воплощенное Слово Божие, Имже вся быша (Ин. 1, 3), Имже и веки сотворены (Евр. 1, 2), — явился Бог во плоти (1 Тим. 3, 16), Бог и человек Христос Иисус, — чтобы просветить омраченное адскою тьмою естество человеческое, воссоздать и обновить растлевшее, очистить и освятить оскверненное всякими грехами, избавить от проклятия и смерти вечной, на которую оно обречено было вечною правдою Божией, — и обрадовать примирением и благословением Отца небесного чрез принесение в жертву примирения Себя Самого на кресте проклятия по писанному: проклят всяк, висяй на древе (Гал. 3, 13).

Служителями Себе в великом деле спасения человечества Ипостасная Премудрость избрала не мудрых и не книжных людей века сего, а — простых, смиренных, неученых, бедных рыбарей, коих все достояние на земле заключалось в рыбачьих лодках и сетях, да в убогих хижинах.

В число служителей Своих Господь призвал, и притом — первым, рыбаря Андрея, брата Петрова, который потому и называется Первозванным. Святую память его Церковь ныне торжественно празднует псалмами и песнями священными по всей христианской вселенной, и в сем храме, посвященном его имени.

Вникнем в причины, почему Бог Слово избрал Себе в служители неискусных в слове, немудрых и книжных людей, а простых и неученых.

Причина во-первых та, чтобы все дело спасения человеческого было приписано, по справедливости, одному Богу, а не мудрости или искусству человеческому, или чьей-либо силе, кроме Бога. Ибо, скажите, что могли сделать сами по себе в таком деле, как просвещение и обновление человечества, — простые, неученые рыбари? — Ничего. Вся мудрость, вся сила, вся способность к столь важному делу должна была дароваться им от Бога, а чтобы удостоиться человеку получить от Него такую благодать, такую премудрость и силу, нужна была способность к воспринятию этих даров Божиих, — должна была простая, верующая, смиренная, послушная, неиспорченная лукавством и всякими житейскими страстями, цельная душа, способная быть носительницей благодати Божией, сверхъестественной премудрости и силы Божией.

Таковыми именно и найдены души простых некнижных людей: и они-то удостоились быть носителями и служителями дела спасения человеческого и сотрудниками Самого Бога — Слова. Всею своею жизнию, совершенным послушанием Господу и всеми делами своими они оправдали Божественное избрание, кроме Иуды Искариотского, сына погибели (Иоан. 17, 12), который, несомненно, мог быть таким же верным служителем Господа и ловцом человеков, небесным гражданином и сопрестольником Апостолов, если бы по нерадению не дал уловить себя диаволу и не запутался в сетях сребролюбия.

С другой стороны (вторая причина): что было бы, если бы Господь обратился — говорю по-человечески, ибо Сердцеведец не сделал бы того — что было бы, если бы Господь обратился с призванием следовать за Собою к тогдашним ученым книжникам и фарисеям, к князьям иудейским и вообще к ученым людям? Пошли ли бы они за Ним? — Нет, они бы только посмеялись Ему, по своей гордости, корыстолюбию, лукавству, зависти, ненависти к Назаретскому Учителю, и с первого раза отреклись бы идти за Ним, как и случилось это с одним богатым начальником, спрашивавшим Господа, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

На совет ему Господа продать, для спасения души, имение и раздать его нищим и следовать за Ним, он тотчас ушел от Небесного Учителя со скорбию в душе, ибо имел большое имение (Лук. 18, 18-23). Тоже было бы и с фарисеями — сребролюбцами и честолюбцами: ни один из них не пошел бы за обнищавшим нас ради Господом и не имевшим где главу приклонить.

Они были прямо неспособны и недостойны столь великого дела, дела спасения погибающего человечества. Они были слишком низки для столь великого дела — земны, душевны, а не духовны. Для дела Христова нужны были люди ума и сердца возвышенного, самоотверженные, чуждые житейских пристрастий. Таковы и были Апостолы, особенно по сошествии на них Святаго Духа.

Что было бы, если бы Господь — допустим так, для примера — явился ныне на земле и стал бы звать гордых ученых и богатых века сего, преданных всей душой миру — следовать за Собою? Они посмеялись бы этому зову и никто не пошел бы на дело Божие. Но Господь и ныне Тот же, пребывая с нами во век, хотя невидимо; и ныне Евангельское слово Его обращается ко всем; заповеди Его, повеления и советы возвещаются и ныне в Церкви: но кто из ученых и богатых и вообще сынов века сего слушает и исполняет заповеди эти? Мало, мало — кто; а иные глумятся над ними, считают невозможными для исполнения; иные превратно, наперекор здравому смыслу, толкуют их (как известный писатель Ясной Поляны).

Отсюда становится для всех понятным, почему Господь избрал в служители и соработники Себе людей простых, смиренных, неученых, но искренних, верных и твердых до конца жизни в великом деле своего Учителя и Господа. Учение и дела их свидетельствуют, что они вполне оправдали свое избрание: ибо они покорили Христу Богу учением и чудесами всю вселенную, сильных, великих, мудрых, царей и царства. Да, это сделала все простота проповеди; это все сделала сила Божия, действовавшая в них и чрез них, — сила истины, сила веры в Господа и Его всемогущество, сила исцелять всякия болезни, воскрешать мертвых, изгонять бесов.

Грозный, праведный глас Господа Вседержителя гремит и ныне над теми учеными, которые не хотят ведать Христа и Церкви Его: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Мы видим всегда и везде — и у нас, и заграницей, — что ученых, неверующих во Христа оставляет свет Божий — и они не знают сами, что говорят и делают, бродят во тьме и ощупью, предаются с ненасытимостию всякой страсти плотской и оправдывают себя в том требованием природы, развращаются сами и развращают других.

Мирская ученость, и наша отчасти, и особенно западная вооружается против Бога и Церкви, св. Евангелие ставит на ряду с произведениями человеческого ума; установлениями церковными пренебрегает; св. Таинства считает ненужными, как и богослужение, и священнослужителей (толстовцы, пашковцы, штундисты, раскольники); истину воскресения мертвых и страшного Суда Божия отвергают.

И так погубит Господь всю мудрость мудрецов и их самих и разум разумных отвергнет — и они наследуют страшную мучительную пустоту и темноту, и вечную муку от лица Божия. Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?

Держитесь-же, возлюбленные братия и сестры, боголюбезной простоты, смирения, незлобия, послушания, чистоты; будьте искренними учениками и ученицами Христа и св. Его Церкви, — и вы будете проводить здесь — на земле мирное и благопоспешное со здравием житие и сподобитесь отпущения грехов, а на небесах получите вечное наследие Христово — блаженную жизнь со всеми святыми. Аминь.

Полное собрание сочинений настоятеля Кронштадтского Андреевского собора Протоиерея Iоанна Ильича Сергиева. Слова и поучения, произнесенныя в 1897 году, с приложениями. — Издание первое, под редакциею автора. — СПб.: Типография В. Ерофеева, 1898. — С 75-80.

Источник: Русский Портал

http://inform-relig.ru/

Отредактировано Бункер (2011-12-13 11:01:08)

0

17

Бункер
Я ж просил ссылки на источники давайте....

Отредактировано LIrik (2011-12-13 10:17:52)

0

18

Духовная мудрость

Свт. Игнатий (Брянчанинов) о страхе Божием и рассуждении

Страх Божий да наставит нас трезвению, осторожности, а изучение Слова Божия и жизнь по Слову Божию да доставят нам духовное рассуждение, которое есть дверь в чертог добродетелей.

Свт. Игнатий (Брянчанинов

0

19

Продолжение темы в разделе - благое слово.

0

20

СЛОВО НА НОВЫЙ ГОД. Святитель Иоанн Златоуст

Происходящие сегодня дьявольские всенощные гулянья, шутки, бранные крики, ночные пляски и смешные забавы хуже всякого неприятеля пленили наш город; и тогда, как должно было бы сокрушаться, плакать, стыдиться, как согрешившим, так и несогрешившим, одним смотря на свои грехи, а другим смотря на бесчиние братий, наш город веселится, красуется и увенчивается; площадь, как любящая наряды и роскошная женщина, сегодня заботливо украшается, облекаясь в золотые и драгоценные одежды, обувь и прочее тому подобное; всякий мастеровой, выставляя на показ свои работы, старается перещеголять своего товарища. Такое соревнование, хотя показывает ребяческий ум и душу неспособную к великим и возвышенным помыслам, но не слишком большой влечет за собою вред: есть только какое-то безрассудное рвение, навлекающее на соревнователей осмеяние. Если ты хочешь украшать, то украшай не мастерскую, но твою душу, - не площадь, но ум, чтобы ангелы дивились, и архангелы одобряли твое дело, и Владыка ангелов наградил тебя Своими дарами, а хвастовство совершающееся ныне, возбуждает и смех и зависть, - смех в тех, которые мыслят несколько выше, а зависть и великую ненависть в тех, которые подвержены тем же болезням.

Но, как я выше сказал, такое соревнование заслуживает небольшого порицания; а более всего прискорбны состязания, которые происходят сегодня в гостиницах и преисполнены распутства и великого нечестия: нечестия потому, что занимающиеся ими замечают дни, гадают и думают, что если первый день этого месяца они проведут в удовольствии и веселии, то и во весь год будет то же; а распутства потому, что на самом рассвете и женщины и мужчины, наполнив стаканы и чаши вином, напиваются с великою неумеренностью. Это несообразно с нашим любомудрием, сами ли вы делаете это, или позволяете делать другим, слугам, или друзьям, или соседям. Неужели ты не слыхал слов Павла: дни смотряете, и месяцы, и времена, и лета; боюся о вас, еда како всуе трудихся в вас (Гал. IV, 10, 11)? Крайне безумно по одному счастливому дню ожидать того же на весь год; и не только от безумия, но и от диавольского влияния происходить та мысль, будто в делах вашей жизни надобно полагаться не на собственную ревность и деятельность, а на дневные обращения времени. Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый и в каждый день будешь делать угодное Богу. День бывает худ или хорош не по своей природе, - потому что день ото дня ничем не разнится, но - по нашему усердию или беспечности. Если ты сделал добро, то день для тебя хорош, а если ты согрешил, то - худ и неразлучен с наказанием. Если ты будешь так рассуждать и так настраивать себя, совершая каждый день молитвы и милостыни, то весь год для тебя будет счастлив; а если ты, не заботясь о добродетели, будешь ожидать радостей для души своей от начала месяцев и исчисления дней, то не будет тебе ничего доброго. Диавол, зная это и стараясь отклонить нас от подвигов добродетели и подавить душевную ревность, научил людей счастье и несчастье приписывать дням. Кто убежден, что есть дни счастливые и несчастливые, тот в несчастливый день не будет заниматься добрыми делами, думая, что весь его труд останется тщетным и бесполезным по роковому свойству дня; равно и в счастливый день не займется теми делами, думая, что его нерадение нисколько не повредит ему, по хорошему свойству самого дня, и таким образом он в том и другом случае будет терять свое спасение, и, считая труды свои то бесполезными, то излишними, будет провождать жизнь недеятельную и порочную. Зная это, мы должны избегать козней диавола, исторгать из души такое убеждение, не наблюдать дней, не пренебрегать одним днем и не привязываться к другому. Лукавый демон ухищряется против нас таким образом не только для того, чтобы ввергнуть нас в нерадение, но чтобы и оклеветать и создания Божии, и вовлечь души в нерадение и вместе в нечестие. Мы должны удаляться от этого, и ясно знать, что нет зла, кроме одного греха, и нет добра, кроме одной добродетели и угождения Богу во всем. Радость бывает не от пьянства, но от духовной молитвы, не от вина, но от назидательного слова. Вино производит бурю, а слово - тишину; вино причиняет шум, а слово прекращает смятение; вино помрачает ум, а слово просвещает и помраченный; вино вселяет скорби, которых не было, а слово отгоняет и те, которые были. Ничто обыкновенно так не ведет к спокойствию и радости, как правила любомудрия - презирать настоящее, стремиться к будущему, не считать ничего человеческого постоянным - ни богатства, ни власти, ни почестей, ни покровительства. Если ты научился так мудрствовать, то не будет терзать тебя зависть, когда увидишь богатого, и когда впадешь в бедность, не унизишься от бедности; и таким образом, будешь в состоянии постоянно праздновать. Христианину свойственно праздновать не в известные месяцы, не в первый день месяца, не в воскресные дни, но всю жизнь провождать в приличном ему праздновании. Какое же прилично ему празднование? Об этом послушаем Павла, который говорит: темже да празднуем, не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины (1 Кор. V, 8). Итак, если у тебя чиста совесть, то ты имеешь постоянный праздник, питаясь добрыми надеждами и утешаясь упованием будущих благ; если же ты не спокоен в душе и виновен во многих грехах, то и при тысячах праздников и торжеств ты будешь чувствовать себя не лучше плачущих. Какая мне польза от светлого дня, когда душа моя помрачена укоризнами совести? Итак, если ты хочешь получить пользу и от начала новых месяцев, то поступай так: по окончании года возблагодари Владыку, что Он сохранил тебя до этого предела годов; сокрушись своим сердцем, исчисли время твоей жизни, и скажи сам себе: дни бегут и проходят; годы оканчиваются; много пути нашего мы уже совершили; а что мы сделали доброго? Неужели пойдем отсюда без всего, без всякой добродетели? Суд при дверях, остальная жизнь клонится к старости.

Так любомудрствуй при начале новых месяцев; это приводи на память при годовых кругообращениях; станем помышлять о будущем дне, чтобы не сказал кто-нибудь о нас того же, что сказал пророк об иудеях: исчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием (Псал. LXXVII, 33). Такой праздник, о каком я сказал, постоянный, неожидающий круговращения годов, не ограничивающийся известными днями, может равно праздновать и богатый и бедный; потому что здесь не деньги нужны, не богатство, а одна добродетель. Нет у тебя денег? Но есть страх Божий, сокровище лучшее всяких богатств, которое не повреждается, не изменяется и не истощается. Посмотри на небо, на небеса небес, на землю, море, воздух, разнородных животных, разнообразные растения, на всю человеческую природу; помысли об ангелах, архангелах, вышних силах; вспомни, что все это - богатство твоего Владыки. Быть не может, чтобы слуга столь богатого Владыки был беден, если Господь его милостив к нему. Наблюдать дни несообразно с христианским любомудрием, но это - дело языческого заблуждения. Ты приписан к вышнему граду, принят в тамошнее гражданство, вступил в общество ангелов, где нет света переходящего во тьму, ни дня оканчивающегося ночью, но всегда - день, всегда - свет. Туда будем стремиться непрестанно. Вышних ищите, говорит (апостол), идеже есть Христос, одесную Бога седя (Колос. III, 1). Ты не имеешь ничего общего с землею, где есть течение солнца и круговращения времен года и дней; но если ты живешь праведно, то и ночь для тебя становится днем, равно как для тех, которые проводят жизнь в распутстве, пьянстве и невоздержании, день обращается в ночной мрак, не потому, чтобы померкло солнце, но потому, что ум их омрачен пьянством. Замечать дни, находить в них особенное удовольствие, зажигать на площади светильники, плести венки, есть дело детской несмысленности; а ты уже вышел из этой немощи, достиг мужеского возраста и вписан в гражданство небесное; не освещай же площади чувственным огнем, но озаряй ум твой светом духовным. Тако да просветится, сказал (Господь), свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех (Матф. V, 16). Такой свет принесет тебе великое воздаяние. Не украшай венками дверей своего дома, но веди такую жизнь, чтобы получить на свою голову от руки Христовой венец правды...

Итак молимся ли мы или постимся, обвиняем или прощаем, хвалим или укоряем, входим или выходим, продаем или покупаем, молчим или разговариваем, или другое что делаем, будем делать все во славу Божию; а что не служит к славе Божией, того не станем ни делать, ни говорить и, где бы мы ни находились, будем носить с собою, вместо великого жезла, вместо оружия, охраны и несчетных сокровищ, сказанное изречение, начертав его в уме, дабы делая и говоря и предпринимая все во славу Божию, нам получить от Него славу и здесь и по отшествии отсюда. Прославляющия Мя, говорит Господь, прославлю (1 Цар. II, 30). Итак, не словами только, но и делами будем прославлять Его непрестанно со Христом Богом нашим; Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

http://3rm.info/19195-slovo-na-novyj-god.html

0


Вы здесь » ЗНАКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОРОЧЕСТВ » История и сущность Православия » Поучения и наставления Святых Отцов


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно