Священномученик Ипполит Римский
Слово о Христе и антихристе
14. Итак, когда Христа провозгласило писание львом и скимном Львовым, то подобное сказано и об антихристе. Моисей говорит так: Дан, скимен львов, и изскочит от Васана (Втор. 33, 22). Но дабы кто не погрешил, думая, что это слово сказано о Спасителе, пусть обратит на него внимание. Дан, говорит, скимен львов; назвав колено Даново, объявляет, что из него имеет родиться антихрист. Ибо как от колена Иудова рождается Христос, так от колена Данова родится антихрист. А что это так - Иаков говорит: да будет Дан змий, на земли седяй, угрызая пяту конску (Быт. 49, 17). Какой же это змий, как не антихрист, обольститель, о котором говорится в книге Бытия (3, 1), обольстивший Еву и запнувший Адама? Но как это надобно доказать еще многими свидетельствами, то мы от сего и не отказываемся.
15. Что действительно от Данова колена имеет родиться и восстать тиран и царь, судия ужасный, сын дьявола, об этом говорит пророк: Дан судиши имать люди своя, яко и едино племя во Израили (Быт. 49, 16). Но возразит кто-нибудь, что это сказано о Сампсоне, который, родившись от колена Данова, судит народ двадцать лет. Это сбылось на Сампсоне только отчасти, и вполне сбудется на антихристе. Ибо Иеремия говорит: от Дана услышим глас ржания коней его: от гласа ржания яждения коней потрясеся вся земля (Иер. 8, 16). Говорит и другой пророк: соберет всю силу свою от востока солнца до запада, те, коих звал и коих не звал, пойдут с ним. Море он сделает белым от множества парусов на кораблях, и поле сделает черным от больших щитов тяжело вооруженной пехоты, и всякий, кто встретится с ним на брани, падет мечом. Что это сказано не о ком-либо другом, а об оном тиране бесстыдном и богопротивном, покажем ниже.
http://aleteia.narod.ru/hipp/christ.htm
49. Зверем, восходящим от земли, он называет имеющее быть царство антихриста, а два рога означают и его самого, и с ним лжепророка. Роги его, говорит, подобны агнчим, потому что он имеет уподобиться сыну Божию и сам показать себя царем; он будет говорить как змий: потому что он льстец и не истинен. А что сказано: и власть первого зверя творяше, и творяше землю и живущия на ней, поклонитеся первому зверю, ему же исцелена бысть язва смертная, то это означает, что по духу законов Августа, от которого составилась империя Римская, и он будет повелевать и издавать законы, надеясь сим все утвердить и снискать себе большую славу. Ибо это есть четвертый зверь, которого глава поражена и опять исцелена, потому что империя (Римская) имеет разрушиться, или хотя придет в унижение и разделится на десять царств, - и тогда этот антихрист, на все будучи хитр, как бы уврачует ее и возобновит. Ибо это значит сказанное пророком, что он даст дух образу, и проглаголет образ зверин: он снова даст этому образу бодрость и крепость посредством изданных им законов, и сделает то, что кто не поклонится образу зверину, будет убит. Здесь явится вера и терпение святых. Ибо говорится: и сотворит вся малыя и великия, богатыя и убогия, свободныя и работныя, да даст им начертание на десней руце их или на челе их, да никто же возможет ни купити, ни продати, токмо кто имать начертание имя зверя, или число имени его. Он, коварный и надменный в отношении к рабам Божиим, желая истребить и изгнать их из мира, за то, что они не воздают ему славы, велит всем везде класть курильницы с фимиамом, дабы никто из святых не мог ни купить, ни продать, если предварительно не принесет жертвы. Это и есть та печать антихристова, которая дается на правой руке. А печать на челе значит то, что все будут увенчаны, нося на себе огненный венец, но венец не жизни, а смерти. Так умыслил сделать с иудеями и Антиох Епифан, бывший сирийский царь, потомок Александра Македонского. И он, в те времена вознесшись сердцем, издал повеление, чтобы все, поставив жертвенники пред дверьми (домов), приносили жертвы и, увенчавшись плющем, совершали торжество в честь Диониса, а тех, кои не захотят сему повиноваться, после мучений и пыток велел умерщвлять (см. 1 Макк. 55, 2. Макк. 6, 7). Но и он от Господа, праведного Судии и Всевидца - Бога, получил достойное возмездие, ибо умер, будучи снеден червями. Желающий в подробности это знать, повествование о сем найдет в книгах Маккавейских.
50. А мы скажем о своем предмете (антихристе), который также старается озлобить святых. О нем говорит пророк и апостол: зде мудрость есть: иже имать ум, да почтет число зверино: число бо человеческо есть, и число его шестьсот шестьдесят шесть (Апок. 13, 18). Что касается до его имени, то мы не можем с точностью сказать, как именно думал и знал о нем блаженный Иоанн; о сем мы можем предполагать. Когда антихрист явится, тогда время покажет нам искомое теперь. Скажем, однако, что мы думаем теперь то или другое. Ибо мы находим многие имена, равные этому числу, как, например: Титан - древнее и славное имя, или Епанфас: ибо он дает то же число; можно представить и многие другие имена. На это мы уже прежде указали, сказав, что исцелена рана зверя первого, и он, антихрист, дает образу возможность говорить, то-есть сообщит ему силу; но всякому известно, что содержащие власть даже доселе суть латиняне. Если же имя переведем на одного человека, то выйдет латинянин; так и нельзя вперед утверждать, чтоб это было собственно имя антихриста, а с другой стороны нельзя и не видеть, что он не иначе может называться. Но имея таинство Божие в сердце, мы должны со страхом хранить предсказанное блаженными пророками, дабы, когда это будет исполняться, предварительно зная, мы не колебались. Ибо грядущие времена откроют нам и того, о котором сие сказано.
51. Но желая не этим только сказанным убедить любящих упражняться в словесах Божиих, мы раскроем свой предмет со многих еще других сторон. Даниил, например, говорит: сии же спасутся от руки Его, Едом и Моав, и начало сынов аммоних (Дан. 11, 41). Аммон и Моав, сыны Лотовы, рожденные от дочерей (Быт. 19,37,38), коих потомство продолжается доселе. И Исаия говорит: и полетят в кораблях иноплеменницах: море купно пленят, и сущих от восток солнца, и на Моава первое руки возложит, сыново же Aммони первии покорятся (Пс. 11, 14).
52. Итак, явившись в те времена, антихрист пойдет войною, и овладевши на поле брани тремя рогами из десяти и искоренив их, то-есть Египет, Ливию и Ефиопию (слич. Дан. 11, 43), взявши плен и добычу, когда покорятся ему и прочие рога, понесши от него вред, начнет надмеваться сердцем и, обладая всею вселенною, превозноситься на Бога. Первое его нападение будет на Тир и Верит и окрестную страну. И взявши сперва эти города, в прочих он вселит страх, как говорит Исаия: устрашися, Сидоне, рече море: крепость же морская рече: ни болех, ни породах, ни вскормих юнош, ниже вознесох девиц. Егда же слышана будет во Египте, приимет я болезнь о Тире (Ис. 23, 4,5).
53. Когда это случится, возлюбленный, и три рога будут им ссечены, он будет являть себя Богом, как предсказал Иезекииль: понеже вознеся сердце твое и рекл ecu: аз есмь Бог (Иез. 28, 2). Подобным образом и Исаия: ты же рекл ecu во уме твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, буду подобен Вышнему. Ныне же в ад снидеши и во основания земли (Ис. 14, 13, 14, 15). Так и Иезекииль говорит: егда речеши глаголя пред убивающим тя: Бог есмь аз? ты же человек ecu, а не Бог (Иезек. 28, 9).
54. Итак, когда из вышеприведенных мест открылось и колено, из коего произойдет антихрист, и явление его и погибель, и имя таинственно означенное, то посмотрим и что он будет делать. Он призовет к себе весь народ иудейский от всех стран, в которых он рассеян, усвояя их себе как собственных чад, обещая им возвратить их землю и восстановить их царство и народ, дабы они поклонились ему как богу, как говорит пророк: соберет все царство свое от востока солнца до запада; те, коих звал и коих не звал, пойдут с ним. И Иеремия также, употребляя притчу, говорит о нем так: возгласи ряб (куропатка): собра, ихже не роди, творяй богатство свое не судом, в преполовении дней своих оставит ее, и напоследок дней своих будет безумен (Иер. 17, 11).
55. Делу нашему не повредит, если мы покажем и хитрость этой птицы, и что не напрасно пророк так выразил свою мысль, употребив сравнение с животным. Ибо куропатка, будучи тщеславным животным, когда увидит вблизи гнездо другой куропатки, имеющей птенцов, как скоро отец их отлетает для добытия корму, подражая чужому голосу, призывает к себе птенцов. А сии, думая, что это есть их подлинный отец, сбегаются к ней. И она гордится чужими детьми как своими. Когда возвратится действительный отец и закричит собственным голосом, узнав оный, птенцы, оставив обманщицу, идут к истинному отцу. Таким же точно образом, прилагая это к антихристу, пророк говорит о нем, что он призовет к себе род человеческий, стараясь чужих сделать своими и обещая всем освобождение, тогда как сам себя не может спасти.
56. Сей, собрав к себе отовсюду неверующий народ, начнет, по их убеждению, гнать святых, врагов и соперников тех неверующих, как говорит апостол и евангелист: судия бе во граде. Бога не бояся и человек не срамляяся. Вдова же некая бе во граде том, и прихождаше к нему глаголющи: отмети мне от соперника моего. И не хотяша на долзе времени, последи же рече в себе: аще и Бога не боюся, и человек не срамляюся: но зоне творит ми труды вдовица сия, отмщу ея (Лук. 18, 2-5).
57. Судиею неправедным, который Бога не боится и людей не стыдится, Спаситель, без сомнения, называет антихриста - сына дьявола и орудие сатаны. Ибо он начнет, воцарившись, превозноситься на Бога, истинно не боясь Бога и не стыдясь Сына Божия, Судии всех. Именуя же вдовицу, сущую во граде, означает самый Иерусалим, который подлинно стал вдовою, оставленный совершенным и небесным женихом - Богом. Она называет его соперником своим, а не Спасителем, не внявши сказанному Иеремиею пророком: за то, что они не поверили истине, будет тогда говорить людям сим и Иерусалиму дух заблуждения (Иерем. 4, 11). Подобно и Исаия: понеже не восхотеша пити людие сии воды Силоамли, текущия тисе, но восхотеша имети Рассона и сына Ромелиева царя над вами: сего ради се возводит Господь на вы воду реки сильну и многу, царя Ассирийски (Пс. 8,6,7). Под образом царя пророк разумеет антихриста, как говорит и другой пророк: и будет ecu мир, егда Ассур приидет на землю вашу и взыдет на горы ваши (Мих. 5,5).
58. Подобным образом и Моисей, предвидя, что народ хочет отгнать и отвергнуть истинного Спасителя миру и предаться заблуждению, избравши земного царя и отвергши небесного, говорит: не сия вся собрашася у мене, и запечатлешася в сокровищах моих? В день отмщения воздам, во время, егда соблазнится нога их (Втор. 32, 34, 35). Таким образом во всем они (иудеи) преткнулись, оказавшись ни в чем не согласными с истиною: ни в отношении к закону, так как сделались его преступниками, ни в отношении к пророкам, потому что умертвили и самих пророков, ни в отношении к гласу евангельскому, потому что распяли Самого Спасителя; не поверили и апостолам, потому что и их гнали, всюду сделались злоумышленниками и предателями истины, оказались богоненавистники, а не боголюбцы. Они в то время, воспользовавшись случаем, будут просить себе отмщения у человека смертного, восстав на рабов Божиих. А он, надмившись против сих, начнет посылать указы на святых, чтобы всюду умерщвлять всех тех, кои не захотят его почитать и поклоняться ему, как Богу, как говорит Исаия: горе корабельным крилам земли, яже об ону страну рек Ефиопских. Посылали по морю послы в залог, и послания книжная верху воды: пойдут бо вестницы легцы к языку высоку и к людям странным и строптивым на них, язык безнадежен и попран (Ис. 18, 1, 2).
59. Это мы, надеющиеся на Сына Божия, терпим гонение, от неверных, будучи ими попираемы. Крылья кораблей (суть с парусами) суть церкви, море же есть мир, в котором Церковь, как корабль, обуревается в пучине, но не погибает, ибо имеет с собою опытного кормчего - Христа; в средине она носит непобедное знамя над смертью, имея на себе крест Господа. Нос у нее - восток, корма - запад, средина или объем - полдень, рули - два завета, вокруг протянутые верви - любовь Христова, связывающая Церковь, парус, на ней находящийся, - баня пакибытия, обновляющая верующих (Тит. 3, 5), отселе у них эти светло-белые одежды. Вместо ветра присущ ей Дух с небес, которым верующие запечатлеваются Богу, при ней следуют и железные якори - святые заповеди Самого Христа, столь же крепкие, как железо. Имеет она и корабельщиков, по правую и левую сторону сидящих, как бы святых ангелов, которыми непрерывно содержится и охраняется Церковь. Лестница на ней, возводящая на высоту к раине - изображение знамения страсти Христовой (т. е. распятия), влекущее верующих к восхождению на небеса. Чаша над раиною, сделанная в самом верху мачты, есть чин пророков, мучеников и апостолов, упокоивающихся в царствии Христовом.
60. А о скорби гонения, имеющего быть на Церковь от противника, говорит и Иоанн: и видех знамение велие и чудное, жену облечену в солнце, и луна под ногами ея, и на главе ея венец от звезде двоюнадесяте, и во чреве имущи вопиет болящи, и страждущи родити: и змий стояше пред женою, хотящею родити, да егда родит, сметь чадо ея. И роди сына мужеска, иже имать упасти вся языки, и восхищено бысть чадо ея к Богу и престолу Его. А жена бежа в пустыню, идеже име место уготовано от Бога, да тамо питается дний тысящу двести шестьдесят. И егда видев змий, гоняше жену, яже роди мужеска. И даны быша жене два крила орла великого, да парит в пустыню, идеже пропитана бяше ту время и времен и поп времени, от лица змиина. И испусти змий за женою из уст своих веду, яко реку, да ю в реце потопит. И поможе земля жене и отверзе уста своя, и пожре реку, юже изведе змий от уст своих. И разгневася змий на жену, и иде сотворити брань со святыми от семени ея, иже соблюдают заповеди Божия и имеют свидетельство Иисусово (Апок. 12, 1-6, 13-17).
61. Под образом жены, облеченной в солнце, весьма ясно показывает Иоанн Церковь, облеченную в Слово Отче, сияющее паче солнца. Говоря, что луна под ногами ея, дает знать, что она украшена небесною славою, как луна; тем, что на голове ея венец от звезд двоюнадесяте, указывает двенадцать апостолов, чрез коих основана Церковь. И во чреве имуще, вопиет болящи, и страждущи роди, это значит, что не престанет церковь рождать от сердца Слово, гонимое в мире от неверных. И роди, говорит, сына мужеска, иже имать упасти вся языки, т. е. Церковь, всегда рождая мужеское и совершенное отроча Божие -Христа, проповедуя Бога и человека, учит сему все народы. Словами: и восхищено бысть чадо ея к Богу и престолу Его, показывается, что это есть небесный царь, а не земной, всегда ею рождаемый, как и Давид провозглашает, говоря: рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих (Псал. 109, 1). И виде, говорит (тайнозритель), змий и гоняше жену, иже роди мужеска. И даны быша жене два крила орла великого, да парит в пустыню, идеже пропитана бяше ту время и времен и пол времени от лица змиина. Это суть тысяща двести и шестьдесят дней, половина седмицы, в которые будет властвовать тиран, преследуя Церковь, бегущую от города в город, и в пустыне скрывающуюся в горах, не имеющую с собою ничего иного, как только два крыла орла великого, т. е. веру Иисуса Христа, Который, распростерши святые руки Свои на святом древе, развернул два крыла, правое и левое, призывая к себе всех верующих, и покрывая их, якоже кокош птенцы своя (Мф. 23, 37). О чем и у Малахии говорится: и возсияет вам боящимся имени моего солнце правды, и исцеление в крилех его (Мал. 4, 2).
62. Но и Господь говорит: егда узрите мерзость запустения, стоящу на месте святе: иже чтет да разумеет: тогда сущий во Иудеи да бежат в горы; и иже на крове, да не сходит взяти ризы своей и иже на селе, да не возвратится взяти яже в дому его. Горе же непраздным и доящим в тыя дни. Будет бо тогда скорбь велия, якова же не была от начала мира. И еще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть (Матф. 24, 15-19, 21, 22). А Даниил говорит: и дадят мерзость запустения на дни тысяща двести девятьдесят. Блажен терпяй и достигнувый девяносто пяти (Дан. 12, 11 ,12).
Отредактировано ЕленаЭсперанса (2011-06-14 15:56:07)