Никаких змей! Отличная статья.
Епископский жезл или посох
Жезл епископа - это посох с рукояткой. В древности назначение посоха было вполне опредёленным: его брали с собой в путь, когда надо было преодолеть пешком большое расстояние. Такими посохами пользовались и пастухи, и монахи. Длинный посох не только облегчал подъём в гору, но и помогал погонять овец.
Один из основных символов раннего христианства - пастырь, т. е. пастух. Он пасёт, знает и любит своих овец, заботится о них и поэтому стадо слушается его. Образ пастуха прочно вошёл в христианскую жизнь. В древности Христа часто изображали в виде Пастуха с посохом, несущего на плечах заблудившуюся овцу. Поэтому и священническое, и епископское служение называется пастырским. Возможно, посохами пользовались и ученики Христа - апостолы, призванные проповедовать по всему миру радостную весть о Сыне Божием.
С древних времён известен также и жезл. Он являлся символом власти или почётного положения (вспомните царский скипетр - знак верховной власти). Такой жезл - это короткая украшенная палка.
Епископский жезл, или посох, таким образом, с одной стороны, воплощает идею странничества, проповедничества, а с другой - является символом пастырства, мудрого руководства и власти.
Посох вручается каждому епископу при посвящении. Византийскому Патриарху его передавал сам император. Вначале форма епископского жезла была подобна пастушескому посоху - с изогнутой верхней частью. Затем появились посохи с верхней перекладиной, концы которой были слегка загнуты вниз, что делало их похожими на якорь.
Дело в том, что ещё один очень распространенный символ христианства - это корабль. Он означает Церковь, которая в мире подобна надёжному кораблю, с чьей помощью мы можем переплыть неспокойное море нашей жизни. Якорь этого корабля - надежда на Бога.
Жезл, которым епископ пользуется во время богослужения, издревле было принято украшать драгоценными камнями, узорами, инкрустациями. Повседневные посохи епископов гораздо скромнее. Обычно это длинные деревянные палки с набалдашником из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Такое отличие существует потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям запрещается в быту украшать себя дорогими и яркими одеждами и предметами. Торжественность и пышность уместны только за богослужением.
Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок - два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины рукояти. Сулок возник из-за русских морозов, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний - от внешнего холода.
http://www.orthodox-jerusalem.ru/publ/1-1-0-33
И еще, очень настойчиво, сайты перепечатывают одно и то же, отвечая на вопрос "зачем на посохе змеи": эту традицию ввел Никон. Но это мягко говоря легенда. Вот выдержки из труда русского историка (и не только) Костомарова Н.И. "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей" "ПАТРИАРХ НИКОН":
...
- Я сошел с патриаршества никем не гонимый, - сказал Никон, - и пришел никем не званный, чтоб государь кровь утолил и мир учинил. Я от суда вселенских патриархов не бегаю. Сюда пришел я по явлению.
Он отдал им письмо к государю.
В письме описано было явление святителей, бывшее Никону в сновидении. Но если в те времена охотно верили всяким видениям и откровениям, когда они были полезны, то умели давать им дурной смысл, когда они вели ко вреду. Первый Лигарид сказал пред государем: "Ангел сатаны преобразился в святого ангела! Пусть скорее удалится этот лжевидец, чтоб не произошло смуты в народе или даже кровопролития!" Все были согласны с греком.
В Успенский собор отправилось трое архиереев и в числе их Паисий.
- Уезжай из соборной церкви туда, откуда приехал! - сказали патриарху.
Таков был последний ответ Никону. Ему ничего не оставалось. Он видел ясно, что его подвели, обманули. Он приложился к образам и вышел из церкви.
- Оставь посох Петра митрополита! - сказали ему бояре.
- Разве силой отнимете, - сказал Никон.
Он садился уже в сани; подле саней стоял стрелецкий полковник, которому приказано было провожать его.
Никон отряс прах от ног и произнес известный евангельский текст по этому случаю.
- Мы этот прах подметем!- сказал стрелецкий полковник.
- Разметет вас вон та метла, что на небе - хвостатая звезда!-сказал Никон,указывая на видимую тогда комету.
Вслед за Никоном послали требовать от него посоха. Он уже не упрямился и отдал посох. От него требовали отдать письмо, по которому он приезжал в Москву. Никон отослал и это письмо государю.
...
http://stepanov01.narod.ru/library/kost … /nikon.htm
Никон не вводил моды на змей, он едва отдал посох митрополита Петра (на фото выше)и то тогда, когда его изгоняли...
Патриарх Кирилл с этим посохом провел день вступления на патриаршество...