Зачем в телеэфир вернули Сергея Доренко
Сам еще не читал,простите.
1 июля в регулярный отечественный телеэфир после одиннадцатилетнего отсутствия вернулся Сергей Доренко – истинный Терминатор позавчерашней политической и телевизионной эпохи.
Это не Ельцин с Путиным победили в 1999 году Примакова с Лужковым и не Березовский – Гусинского, и даже не ОРТ – НТВ; это темпераментный и артистичный Сергей Доренко со своей «Авторской программой» сделал как мальчика унылого и косноязычного Евгения Киселева с его «Итогами». И вот двенадцать лет спустя изо всей этой публики на плаву остаются только Путин и Доренко (вновь). А за 11 лет телевизионного молчания наш герой изрядно покуролесил.
Придавил мотоциклом какого-то военного, с которым потом долго судился. Вступил в КПРФ. Услышал и проклял «музыку спецслужб». Написал роман-антиутопию «2008» про впавшего в даосизм Путина, президента Лимонова и премьер-министра Ходорковского – и вышел с ним в финал «Нацбеста». Поработал на «Эхе Москвы», а потом возглавил конкурирующую «Русскую службу новостей», столь же анти- и проправительственную, что и «Эхо». Запустил на радио авторский проект «Русские сказки», который и перенес с 1 июля на РЕН-ТВ – по пятницам, с 18.00.
«Русские сказки» - название, кстати, отличное, потому что оно заведомо многозначно. Русские сказки бывают народными и авторскими, а подразделяются они на детские, страшные и потаенные (иначе говоря, похабные). Доренко большой мастер рассказывать сказки – и детские (ну, для детских умов), и страшные, и похабные, - кто бы спорил. И на РЕН-ТВ он со своими талантами, думаю, не задержится: раз уж сняли с Доренко опалу, то извольте вернуть его на Первый, который всегда первый.
И все же первый выпуск «Русских сказок» я посмотрел скорее по недоразумению. Весь день 1 июля эту программу интенсивно и жестко, в манере нынешнего НТВ, анонсировали как нечто небывалое и ни с чем не сравнимое. «Валентина Мафиенко – в Совет Федерации?» - услышал я в анонсе. «То есть как это Мафиенко?- подумал я. – Доренко с первой попытки взял быка за рога?»
Однако в 18.00 (и до 18.50) я никакой Мафиенко из уст Доренко, разумеется, не услышал. «Жалобное жеманство жестокой женщины» прозвучало (да и то скороговоркой). То ли цензурные ножницы подрезали «русскую сказку» в самый последний миг, но зато под корень, то ли дикторша РЕН-ТВ оговорилась (причем трижды), то ли я сам трижды ослышался. Хотя мне приятнее думать, что оговорилась (пусть и трижды) дикторша.
Немного про петербургского губернатора, немного про полицейских, которым под угрозой увольнения приказано похудеть, а все остальное – про Театр на Таганке и про Юрия Любимова. В том числе чуть ли не получасовое интервью с 93-летним режиссером, назвавшим актеров театра «бездельниками», «тварями» и «клопами в своем диване», зарабатывающими по его, любимовской милости, совершенно сумасшедшие деньги – по тысяче, а то и по полторы тысячи долларов в месяц.
Престарелый режиссер (кое-кто называет его великим, хотя это, на мой взгляд, даже не преувеличение, но просто-напросто заблуждение) произвел отталкивающее впечатление не только бесстыдными речами, но и вроде бы благообразной, но уже не человеческой внешностью. В нынешнем своем образе он вполне мог бы - без грима – сыграть доктора Калигари или Носферату. Ну, или, допустим, Хозяина из вампирской саги Карпентера.
Правда, и таганские актеры выглядели в передаче у Доренко не намного лучше, - но уж такова актерская участь: если тебе повезет, ты можешь уйти от одного насильника к другому, но насиловать тебя все равно будут – все время и во все немыслимые отверстия.
Хочешь мира, готовься к войне, говорили древние. «Войны не будет, но пойдет такая борьба за мир, что нигде камня на камне не останется», - шутили мы сорок лет назад. Уже начавшаяся «борьба за мир-2012» требует решительной перестройки всего телевизионного хозяйства – и возвращение Сергея Доренко в эфир уже далеко не первый, но весьма показательный шаг.
Поэтому важен мессидж и самого Доренко, и его программы. Сейсмически и политически чуткий Сергей Доренко каждый раз влюбляется в очередного заказчика – и это скрашивает ему многие малосимпатичные стороны древнейшей профессии, но и его собственный облик подобная влюбчивость скрашивает тоже. Выступил он сейчас на «путинском» канале и на «путинской» стороне (закавычиваю ввиду условности самих этих понятий) – и олицетворять или как минимум репрезентировать должен поэтому «путинскую» линию. Что же это за линия – или, вернее, как она выглядит в репрезентации и презентации Сергея Доренко?
Доренко выступает ныне в жанре «Меры приняты». Приняты – или вот-вот будут приняты. То есть всегдашний праведный гнев Доренко теперь исполнен оптимистического звучания: раз уж я об этой проблеме заговорил, раз уж я (то есть мы с премьером) вот эту вот конкретную пакость углядели и разоблачили, то будьте уверены – мы с нею справимся! Может, вот прямо сейчас, пока вы смотрите эту передачу, мы с нею и справляемся. Так иные врачи лечат и мигрень, и цирроз, и рак волевым внушением.
Оно, конечно, все у нас так себя ведут. «Выберите меня сначала всемогущим вождем вашей либеральной партии, - даром, что вы меня в первый раз видите, - а уж потом я оглашу вам свою и вашу либеральную программу!» - это Прохоров. «Поставим рядом с Путиным Михаила Прохорова – он же в полтора раза длиннее!» - это работающий теперь на условного «Медведева» Глеб Павловский. На этом фоне (Фонд Эффективной Политики на слух превращается в Фон Дефективной Политики) и доренковское «Меры вот-вот будут приняты» не затеряется.
Особенно если это начнет звучать в еженедельном режиме не в 18.00, а, допустим, в 21.00. И не в пятницу, а в воскресенье. И не по РЕН-ТВ, а по Первому.
Впрочем, кого это я учу щи хлебать.
http://www.newsland.ru/news/detail/id/738957/cat/94/