15 апреля в Оренбургской духовной семинарии состоялся круглый стол по теме: «Ценности и идеалы российской цивилизации: традиции и современность библейской и коранической этики». В нем участвовали преподаватели и студенты ОренДС и медресе «Хусаиния»
По окончании круглого стола была принята резолюция-обращение ко всей христианской и мусульманской общественности: (на мой взгляд, текст резолюции знаковый)
Мы – представители духовных учебных заведений г. Оренбурга, преподаватели и учащиеся Оренбургской духовной семинарии и медресе «Хусаиния», пришли к взаимопониманию по вопросам этноконфессионального диалога и следующим общим выводам:
– Христианство и ислам как две исторические мировые религии, традиционные для культуры России, поддерживают этноконфессиональный мир и стремятся к общим культурно-историческим и нравственным ценностям, в их реализации в историческом развитии российской цивилизации, повышению духовной роли России в мировом сообществе.
– Развитие российской цивилизации в сложившейся полиэтнической и поликонфессиональной структуре общества возможно только на исторической бесконфликтной модели отношений между христианством и исламом на базе общего общественного идеала Святой Руси.
– Понимание культурного многообразия, как заложенного Творцом принципа жизни является важным в диалоге культур. Христианство и ислам как мировые религии равноправно относятся ко всем этнокультурным традициям в РФ и воспитывают равное уважительное отношение к каждой национальной культуре и особую любовь к своей национальной культуре.
– Христианство и ислам – важнейшие религиозные социальные институты российского общества, у которых по отношению к государству, обществу и другим социальным институтам (образование, семья) стратегически совпадают цели – стабильное гражданское, демократическое общество с высокой нравственностью. Межрелигиозный диалог выступает необходимым элементом духовной целостности общества, сохраняющего свои религиозные традиции.
– Вслед за признанием свободы собственного выбора в религиозной вере, христианство и ислам признают право свободы в вере и у других людей. В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» и в «Основных положениях социальной программы российских мусульман» говорится о свободе вероисповедания как фундаментальном праве личности в религиозной традиции. Утверждение свободы веры противостоит прозелитизму (пропаганде перехода верующих в другую религию) (значит, те, кто обратил мусульманина в православние не прав? А как же тогда "Идите, научите все народы"?) и фанатизму (веры в Бога без любви к людям), принуждению к вере и другим манипуляциям в вере, которые системно присущи псевдорелигиозным образованиям, являются отклонением от свободы веры, заложенной в Священном Писании. (какое-то общее "писание", потому что в Евангелии нет таких слов).
– Мы совместно осуждаем международный терроризм как крайнее проявление фанатизма, не имеющего ничего общего с религиозными традициями, с духовной свободой человека. Международный терроризм, действующий под прикрытием религиозных целей, является для христиан и мусульман общей проблемой, решение которой возможно в нравственном и политическом их единстве.
– Призываем к социальному сотрудничеству всё духовенство и мирян христианских и мусульманских общин, как нераздельных частей российского народа в целях нравственного и материального благополучия общества, к совместным усилиям в противостоянии негативным явлениям: наркомании, алкоголизма, социальной несправедливости между бедными и богатыми, морального разложения, культурного колониализма, потребительства, загрязнения окружающей среды и т.д. Опасные тенденции бездуховности, выраженные в неверии, экуменизме (объединении всех религий), нравственном релятивизме (неразличении добра и зла), пороках общества разрушают гражданское общество России, расшатывают базисные этнокультурные и религиозные традиции. Невежество в сфере религиозной культуры и нравственная распущенность являются причиной нигилизма молодежи и попыток религиозного экстремизма.
– Одной из значимых площадок этнорелигиозного диалога в обществе являются образовательные учреждения, которые призваны воспитать достойное поколение граждан России, опираясь на базисные ценности христианства и ислама. Реализация образовательного диалога в этноконфессиональной сфере позволит преодолеть проблемы ксенофобии в обществе, достичь национального и нравственного единства граждан.
– Введение предметов «Основ православной культуры» и «Основ исламской культуры» в средней школе призвано способствовать нравственной консолидации педагогов и учащихся на основе понимания единства нравственных заповедей Священного Писания христиан и мусульман, опоре на исторические примеры святости и общему соблюдению этих заповедей христианами и мусульманами.
– Участники встречи декларируют, что не собираются «объединять веры», (конечно, зачем объединяться, нам и так вместе хорошо), участвовать в процессах религиозной глобализации, ибо это противоречит основам религиозных традиций, опирающейся на культурно-духовное своеобразие каждой из них. Такой синкретический подход ведет не к объединению людей, а к еще большему их разделению в силу нравственной и религиозной дезориентации.
– Понимая всю сложность богословских и исторических различий в отношениях христианства и ислама, участники круглого стола призывают всех христиан и мусульман воздерживаться от необоснованной клеветы друг на друга, что является нарушением заповеди Священного Писания: «не лги» (Сура 3:78) и «блаженны миротворцы» (Мф.5:9); подвергать исторической оценке все аргументы в отношении друг к другу и отказаться от уничижения религиозных традиций. (Раз после слов "Священное Писание" идет сура из Корана, значит, для составителей текста это тоже Священное Писание. Других выводов сделать не получается. )
Ссылка