Истоки экуменизма. Ветхозаветный Израиль
Михаил Яблоков, Русская народная линия
Одной из форм идолопоклонства древних евреев было почитание истинного Бога на высотах. Этот вид идолопоклонства представляет собой наглядный пример искажения библейского учения о единстве места для богослужения (Втор.12; 5,13,14) «К месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите... Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь, в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе».
«Я привел их в землю, которую клятвенно обещал дать им, подняв руку Мою, - а они, высмотрев себе всякий высокий холм и всякое ветвистое дерево, стали заколать там жертвы свои, и ставили там оскорбительные для Меня приношения свои и благовонные курения свои, и возливали там возлияния свои» (Иез.20,28).
«И взяла из одежд твоих, и сделала себе разноцветные высоты, и блудодействовала на них, как никогда не случится и не будет» (Иез.16,16).
Местом богослужения, по вступлении евреев в землю ханаанскую и по успокоении от всех врагов, должно было служить лишь одно место, избранное сам Богом (Втор.12). По требованию законодателя в книге Левит, таковым местом могла быть лишь Скиния собрания, ко входу в которую и надлежало евреям приводить жертвенных животных для заклания Господу. Очевидно, что всякое отступление от этого закона было противно Богу, потому что легко могло повлечь за собой служение идолам. С того времени как был построен царем Соломоном Иерусалимский храм, то место богослужения было дозволено только исключительно в нем. Этот храм своим существованием исключал возможность существования других богослужебных мест, которые были бы не противны Богу.
Однако одновременно с храмом, как в Израильском царстве, так и в Иудейском, после разделения царств, снова приобретают священное религиозное значение высоты. Вместе с богослужением во имя Иеговы в Иерусалимском храме появляется запрещенный в законе культ на высотах, т.е. почитание Иеговы на незаконных местах. Этот незаконный культ с течением времени мало-помалу приобретал среди евреев широкую распространенность и стал поддерживаться с великим упорством. Евреи легко впадали в заблуждение, что служения на высотах не противно Богу, коль скоро совершаются не в честь языческих богов, в честь Иеговы.
Незаконное служение Иегове на высотах у евреев имело тесную связь с пагубным влиянием, какое в религиозном отношении оказали на Израиля ханаанские племена посредством почитаний своих языческих богов. Таким образом, служение Богу на высотах и под священными деревьями переходило у евреев в служение в честь языческих богов. После падения Израильского царства высоты в нем не были уничтожены. Из 4-й книги Царств (17,29) известно, что переселенные в десятиколенное царство сирийские колонисты не только не уничтожали высот, но и даже и сами стали их чтить. В храмах высот они вместе со своими ассирийскими богами они поставили и изображения Иеговы, служению которому научились от израильских священников высот. Только благодаря Иосии, благочестивому иудейскому царю, высоты были уничтожены в Израильском царстве. По свидетельству 4-й книги Царств, истребляя все следы идолопоклонства в своем царстве, Иосия истребил так же и в различных городах Самарии, между другими мерзостями, все домы высот, устроенными израильскими царями, и самые высоты с совершавшими на них служения священниками.
Такое же положение в отношении служения на высотах было и царстве Иудейском. Переход от чистого служения Иегове к языческому был совершен еще царем Соломоном. Этот царь хотя и любил Господа и ходил по уставу Давида, отца своего, сам приносил жертвы на высотах (3Цар.3,3). Сперва он это делал во имя Господа, но в последствии, в угоду своим иноземным женам, построил высоты на горе к востоку от Иерусалима в честь идолов (3Цар.11,7). При царях же Асе и Иосафате были устранены идолы чужих богов, но не отменены высоты, на которых почитали Иегову в жертвах и курениях (3Цар.15,12; 3Цар.22,43,47). «Народ еще не обретал твердо сердца своего к Богу отцов своих» (2Пар.20,33).
Только при благочестивом царе Иосии был положен конец этому идолопоклонству при плодотворной деятельности первосвященника Хелкии (4Цар.23). «И вызывателей мертвых, и волшебников, и терафимов, и идолов, и все мерзости, которые появлялись в земле Иудейской и в Иерусалиме, истребил Иосия, чтоб исполнить слова закона, написанные в книге, которую нашел Хелкия священник в доме Господнем».
Пророки, как ревнители благочестия, не оставляли без внимания культа высот. Горы и холмы они считали местами идолопоклонства, непозволительными как по тому, что нарушался закон о единстве места богослужения, так и потому, что там совершалось нечистое служение Иегове, а смешанное, оттененное чертами язычества. Они убеждали народ оставить служение на высотах и перейти для богослужения в Иерусалимский храм, где совершалось законное служение Иегове. Учили, что местопребывание истинного Бога только на Сионе, где и должно Его искать (Ам.5;5-6). Культ высот для пророков имел значение преступления и греха, совершенного через отступление от Иеговы, и однозначно как языческое служение.
(С использованием труда М.Пальмова «Идолопоклонство у древних евреев»)
http://www.ruskline.ru/analitika/2012/0 … yj_izrail/