О тенденциях в области духовного образования
Образование имеет великую воспитательную силу. И особенно - образование духовное. При определенных условиях оно способно сделать человека либо святым, либо великим грешником. Если система образования построена правильно, тогда она воспитывает добродетельного человека.
«Беседа и общество ближних очень действует на человека, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). - Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом - много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником - много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и с избранным избран будеши».
Если же система духовного образования построена неверно, тогда ее плодом являются злые, развращенные деятели на ниве церковной, умы их и души заражены ядом ереси, а сами они при этом убеждены в своей правоте.
Такое случается, если процесс обучения строится не на святоотеческом предании и писаниях, а на книжках еретиков или же вообще в еретических учебных заведениях.
При этом представляются совершенно бессмысленными ссылки сторонников такого лжеобразования на примеры Святых Отцов, которые так же читали еретические книги, но это не помешало им угодить Богу. Святые Отцы были достаточно утверждены в Истине и читали еретические сочинения для того, чтобы обличить лжеучение еретиков.
Студентов же современных духовных семинарий, академий и даже аспирантур ни в коем случае нельзя считать утвержденными в Православии и готовыми к такому апологетическому труду.
«Святая Церковь позволяет читать книги лжеучителей только тем своим членам, - говорит святитель Игнатий, - которых мысль и сердечные чувства исцелены и просвещены Святым Духом, которые могут всегда отличить от истинного добра зло, притворяющееся добром и прикрытое личиною добра… Духоносные, святые пастыри и учители Церковные читали писания богохульных еретиков, вынуждаемые к такому чтению необходимою нуждою всего христианского общества.
Они словом сильным словом духовным обличали заблуждения, возвестили всем чадам Церкви скрытую опасность в еретических писаниях, прикрытую великолепными наименованиями святости и благочестия».
А неокрепшее, безусое семинарское и академическое юношество, читая еретические книги, увлекается красотой слога, отравляя душу ядом ереси. О какой апологетике после этого может идти речь?
В связи с этим приходится констатировать, что современная система церковного образования построена неверно. Приоритет в ней отдается громким титулам и званиям в ущерб чистоте Православия и твердости веры. При этом развивается вредоносное сотрудничество с западными и восточными еретиками, чья система образования смертельно поражена ядом сатанинской лжи.
По информации Патриархия.ru, 22 сентября 2011 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. свв. равноапп. Кирилла и Мефодия был подписан договор о сотрудничестве Общецерковной аспирантуры и докторантуры с богословским факультетом Свободного университета Амстердама.
Этот протестантский факультет был учрежден в 1880 г. Абрахамом Койпером. В настоящее время он дал сильный крен в сторону экуменизма, готовя преподавателей для разных религий.
Со стороны Общецерковной аспирантуры и докторантуры договор подписал ректор митр. Волоколамский Иларион, со стороны Свободного университета Амстердама — проф. Вим Янсе, декан богословского факультета, проректор университета.
Как сообщает сайт Общецерковной аспирантуры, цель договора – присвоение выпускникам аспирантуры международно признаваемой степени PhD Свободного университета Амстердама, а также некие туманные «широкие возможности для академического взаимодействия Общецерковной аспирантуры и докторантуры и Свободного университета Амстердама».
Область охвата определения настолько широка, что позволяет собою прикрыть любую деятельность - от собеседований с «богословами» ЛГБТ-движения, которых много среди протестантов, до торговли табаком и сигаретами.
Тем временем другой ВУЗ РПЦ подписал соглашение с еретиками-монофизитами. 25 сентября 2011 года в Санкт-Петербурге было подписано Соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургской православной духовной академией и Духовной семинарией «Геворкян» Первопрестольного «святого» Эчмиадзина Армянской Церкви. Подписи под документом поставили ректоры духовных школ еп. Гатчинский Амвросий и архим. Геворг (Сароян), передает сайт СПбДА.
Целью опять же провозглашаются некое туманное «развитие двустороннего сотрудничества в области богословского образования, гуманитарного знания и духовного просвещения».
Такая тенденция в области богословского образования РПЦ не может не настораживать. Некоторым наши опасения могут показаться следствием малой духовной образованности. Таким мы повторим слова святителя Игнатия: «Ты назовешь меня односторонним, не довольно просвещенным, ригористом? - Оставь мне односторонность мою и все прочие недостатки: желаю лучше при этих недостатках быть послушным Восточной Церкви, нежели при всех мнимых совершенствах быть умнее ее, и потому позволять себе непослушание ей, и отделение от нее. Истинным чадам Восточной Церкви приятен будет голос мой.
Они знают, что хотящий получить небесную премудрость, должен оставить свою собственную, земную, как бы она велика ни была, отречься от нее, признать ее, какова она и есть, буйством. Земная мудрость — вражда на Бога: она Закону Божию не покоряется, и не может покоряться. От начала таково ее свойство; такою останется она до конца своего, — когда земля и яже на ней дела, а с ними и земная мудрость, сгорят».
Посему лучше православному юношеству вслед за святителем Игнатием согласиться прослыть в глазах мира «односторонним» и «малообразованным», но наследовать спасение, нежели, гоняясь за степенью PhD Свободного университета Амстердама и прочими громкими еретическими титулами, изменить Православной Вере и лишиться вечно мучиться со всеми еретиками и их отцом диаволом.
Виктор Самойлов