Евгений Опарин.
ФАНТАЗИИ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА.
Реформы в Московской патриархии и Истинное Православие
Популярное в РПЦ МП Интернет-издание "Православие и мир" 14 октября нынешнего года опубликовало текст выступления Патриарха Кирилла (Гундяева) на Епархиальном собрании в Калининграде под заголовком "Социальную работу с прихожанами должны вести специалисты" [1]. Текст содержит описание нового направления в "работе" с прихожанами, которое провозгласила Московская патриархия на состоявшемся в феврале 2011 года Архиерейском Соборе.
В этом выступлении Патриарх Кирилл два раза в благожелательном духе упомянул имя своего предшественника Сергия (Страгородского) в качестве примера "выдающегося администратора". Уже из этого одного факта очевидно, что именно наследие первого "советского Патриарха" и "спасителя Церкви" продолжает вдохновлять нынешних иерархов Московской патриархии на различные "свершения", а вовсе не пример "несистемных" Новомучеников Российских, как это могло показаться наивным людям в 2000 году, после канонизации в РПЦ МП незначительной части жертв большевизма – в том числе, нескольких иерархов и клириков Истинно-Православной Церкви России.
Если вкратце, то февральский Архиерейский Собор РПЦ МП утвердил ряд мер, направленных, в конечном счёте, на увеличение численности прихожан, а наипаче на рост людей, сознательно участвующих в церковных таинствах. Эти меры таковы:
1. Увеличение числа епархий и создание митрополий.
2. Рекомендация приходам учредить новые штатные должности: специалист по работе с молодёжью, катехизатор-миссионер и социальный работник.
Поскольку эти изменения затрагивают самую суть положения епархий и приходов РПЦ МП, а значит и церковную жизнь миллионов россиян, то попытаемся с помощью христианского подхода проанализировать данные начинания, тем более что затрагиваемые нововведения невольно обнажают суть тех повреждений, которые произошли в Московской патриархии в XX веке.
Анализируя опыт XX века, Патриарх Кирилл признался, что "в годы советской власти нам не разрешали вести работу, нацеленную на развитие жизни Церкви. В постсоветское время все наши силы были обращены на то, чтобы восстановить разрушенные храмы, построить новые, — а проблемы-то оставались! Это вопросы, связанные и с устройством приходов, и с богословским образованием, и с состоянием наших монастырей, и с нашими внешними церковными связями, в том числе в сфере развития отношений с иными конфессиями, а вы знаете, что на этом поле иногда паразитируют некие раскольнические настроения. Поэтому рано или поздно надо было начать всенародно, вселюдно, всецерковно обсуждать эти проблемы".
Особенно интересно звучат слова о том, что "внешние церковные связи" дают повод "паразитировать… неким раскольническим настроениям". Под "внешними церковными связями", естественно, понимается участие Московской патриархии в экуменизме, в частности, через членство во Всемирном совете Церквей. Поскольку это членство сопряжено с принятием уставных документов (в том числе, вероисповедного "базиса") этой межконфессиональной организации и совместными молитвами с инославными, идущими вразрез с православным вероучением, очевидно, именно эти факты и провоцируют протестные "раскольнические" настроения в лоне Московской патриархии. Однако, запугивая своих прихожан "призраком раскола", как называл этот порочный метод весьма почитаемый среди членов РПЦ МП иеромонах РПЦЗ Серафим (Роуз), и приучая их к мысли, что "православный экстремизм" опаснее любой ереси, Московская патриархия уже десятки лет сохраняет единство своей структуры, несмотря на то, что Новомученики и Исповедники Российские в 1927-29 гг. считали своим долгом порвать каноническую связь с легализованным большевиками административным аппаратом, утратившим главное – свободу и достоинство Святой Церкви.
Дабы начать "всенародно, вселюдно, всецерковно обсуждать эти проблемы", Патриарх Кирилл призвал обратиться к истории Русской Церкви в XX веке, а конкретно – к Собору 1917-18 гг., который избрал Святейшего Всероссийского Патриарха Тихона. Напомнив, что Архиерейскому Собору 2011 года предшествовало "Предсоборное присутствие", бывшее "площадкой для широкой дискуссии о насущных проблемах Церкви", Кирилл попытался обосновать учреждение в структуре Московской патриархии нового органа – "Межсоборного присутствия", в котором с недавних пор участвуют иерархи, духовенство, монашествующие и миряне обоих полов.
"Это как бы соборный срез, как бы малый Поместный Собор, действующий в периоды между Соборами и готовящий решения Архиерейских и Поместных Соборов. Деятельность Межсоборного присутствия протекает совершенно открыто, свободно — люди вносят разного рода предложения, дискутируют, потому что документы Межсоборного присутствия, до того как быть принятыми в последнем чтении, обсуждаются всенародно", - заявил Кирилл.
Казалось бы, можно только поприветствовать всенародное обсуждение острых церковных вопросов, так как ранее т.н. "митрополитбюро" особо не прислушивалось к голосу церковного народа, идя против своих же собственных постановлений, предписывающих созывать Поместный Собор с обязательным участием монашествующих и мирян не реже, чем каждые пять лет (Устав 1988 года; так или иначе действовал до 2009 г.). К тому же, обстоятельства работы избравшего нового Патриарха Поместного Собора РПЦ МП 2009 года, который продлился всего несколько часов, не дают основания полагать, что иерархия РПЦ МП внезапно пожелала выслушивать мнения своих рядовых членов.
"Вы знаете, что на последнем Поместном Соборе, который избрал меня Патриархом, был высказан целый ряд пожеланий и предложений для разрешения вопросов, которые беспокоят все церковное сообщество. Но разрешить эти вопросы на Поместном Соборе было невозможно, потому что Собор — это большая группа людей, тысяча с лишним человек. Серьезные рабочие дискуссии в таком огромном зале, при таком большом стечении людей — дело неподъемное, поэтому было принято решение, чтобы Синод выработал предложения относительно того, как решать вопросы церковной жизни", - заявил Патриарх Кирилл.
Здесь Кирилл фактически признаётся в неспособности (или нежелании?) организовать работу полноценного Поместного Собора по образцу Всероссийского Церковного Собора 1917-18 гг., проходившего в страшные годы мировой войны и революции, хотя в настоящее время никаких препятствий для работы Поместного Собора не существует, а в материальных средствах Московская патриархия практически не ограничена. Значит, главной причиной нежелания иерархии РПЦ МП организовать каноничный Поместный Собор является боязнь критики в свой адрес, учитывая сильные оппозиционные настроения у части духовенства и монашествующих РПЦ МП.
Далее Кирилл дал понять, что решения "Межсоборного присутствия" будут носить исключительно рекомендательный характер. Однако, сам факт учреждения "Межсоборного присутствия" даёт Кириллу возможность в духе нового времени рассуждать о наступлении эры своеобразной церковной демократии, когда важнейшие решения формируются снизу, а не сверху.
"Поэтому все решения, которые принимает Архиерейский Собор, это не решения, которые Патриарх или Синод спускают сверху, — это решения, которые вырастают снизу и которые поддерживаются церковной иерархией настолько, насколько убедительна лежащая в их основе аргументация, насколько она соответствует православному Преданию", - отметил Кирилл.
Таким образом, Патриарх Кирилл подтвердил, что решения "Межсоборного присутствия" будут подвергаться серьёзной правке со стороны Собора. Учитывая довольно своеобразное отношение иерархии РПЦ МП к Священному Преданию, которое открыто попирается в этой структуре через принадлежность к экуменизму и наследование узурпатору церковной власти Сергию (Страгородскому), а также формирование в XX веке собственного патриархийного "предания", весьма слабо связанного со святоотеческим, можно сделать вывод, что возможные антиэкуменические рекомендации духовенства, монашествующих и мирян будут по мере сил гаситься "митрополитбюро".
Продолжая сравнивать своё собственное "Межсоборное присутствие" с тем Предсоборным Присутствием, которое предшествовало последнему каноничному Поместному Собору Российской Церкви 1917-18 гг., Патриарх Кирилл заявляет: "Многое из того, что выработало Предсоборное присутствие, затем обсуждалось и было принято на Соборе 1917-1918 гг. Эти решения Собора в Церкви никто не отменял, но их как бы отменила сама жизнь, потому что вслед за этим Собором началось гонение на нашу Церковь, которое сменилось небольшим периодом передышки после того, как Патриарх Сергий подписал свою известную Декларацию, давшую возможность легализовать положение Церкви. Эта передышка длилась с 1928-го по 1934 год, а затем страна прошла через тяжелейший период террора и репрессий, которые похоронили остатки церковной жизни в Советском Союзе в момент передышки… С 1928-го по 1934 год было рукоположено архиереев в два раза больше, чем было в Российской империи", - заявил Кирилл.
Косвенно признаваясь в том, что в структуре, возглавляемой Сергием (Страгородским), открыто нарушались многие решения Собора 1917-18 гг. (например, жёстко регламентированные правила выборов Патриарха всея России, которые якобы "отменила сама жизнь"), Патриарх Кирилл воздаёт хвалу митрополиту Сергию, который с помощью своей печально известной "Декларации" "легализовал положение Церкви", чем обеспечил "передышку для Церкви". Стоит отметить, что для многочисленной церковной оппозиции Сергию (Страгородскому), возглавители которой не могли со спокойной совестью взирать на установление богоборцами полного контроля над кадровой политикой несчастного Синода, указанный период времени с 1928 г. по 1934 г. вовсе не был "передышкой". Напротив, это было временем беспрецедентных гонений на наиболее авторитетную часть Православной Российской Церкви, когда большевиками была разгромлена большая часть приходов т.н. "антисергиан" - сторонников святых Кирилла Казанского, Агафангела Ярославского, Иосифа Петроградского и других святых Новомучеников.
Разгромлена потому, что сохранила верность только законному Местоблюстителю Патриаршего Престола Митрополиту Петру Крутицкому, а не узурпатору церковной власти Сергию, связавшему себя с безбожной властью и отдавшему контроль над Церковью в руки чекистов.
С 1934 года под удар репрессий пошла и большая часть сергианского духовенства, о чём и поведал публике Патриарх Кирилл. Но те жертвы, которые в 1928-34 гг. понесла сначала легальная, а затем и нелегальная Истинно-Православная Церковь, сохранившая в гонениях внутреннюю свободу от безбожников, Патриарху Кириллу, очевидно, малоинтересны. Как верный продолжатель политики Сергия (Страгородского), он хочет видеть церковную жизнь только в ограде группы самозванного первоиерарха. Спрашивается, для чего нужно было проводить в 2000 году "политическую манипуляцию" [2] по прославлению нескольких жертв коммунистических палачей, членов антисергианской Истинно-Православной Церкви, если к их позиции предстоятель РПЦ МП, рассуждая о 1920-30-х гг., не считает нужным прислушиваться, не говоря уже о подражании их примеру?
Неправду действий Сергия (Страгородского) никак не может оправдать и упомянутое 2-кратное увеличение в 1928-34 гг. числа архиереев по сравнению с епископатом дореволюционной Российской Церкви [3], разрешенное советской властью в обмен на отождествление в преступной "Декларации" интересов Церкви и интересов безбожного государства. Договариваться о чём-то с советской властью было делом заведомо проигрышным, поэтому к 1939 году в неканонической группе сторонников Сергия осталось на свободе только 4 епископа во главе с самим митрополитом Сергием, доказавших на деле свою верность коммунистической власти. По словам мученика Бориса Талантова и других исповедников, своей ложью об отсутствии гонений в СССР и приспособленчеством к атеизму Сергий спас не Церковь, а лишь самого себя, вкупе с созданной им "церковью-блудницей" и её "барахлом" [4].
Далее Кирилл, говоря о насущных церковных проблемах, перешёл к сопоставлению 1990-х г. и нынешнего времени. "В 90-е годы был большой интерес к вере, к Церкви. Вчера отец Марьян рассказывал мне, что он по 170 человек в воскресенья крестил, все батюшки с ног сбивались. Сегодня у нас столько людей не крестят, и неизвестно, что еще будет", - сообщил Патриарх Кирилл.
Этот фрагмент речи главы патриархии на самом деле наглядно отражает безрадостную картину 1990-х гг., когда в храмах РПЦ МП в миллионных количествах совершалась профанация святого таинства Крещения. Тогда священники патриархии, сообразуясь с сомнительными традициями "советской Церкви", крестили всех без разбору - верующих, агностиков и неверующих – без правильного троекратного погружения в купель и даже без обязательного христианского наставления в вере (в Советском Союзе катехизация властями не приветствовалась, а потому существование официальной пленённой Церкви зачастую сводилось только к совершению безвредных "культовых действий").
По этому вопросу св. Афанасий Великий ясно говорит, что правильная вера необходима для совершения спасительного таинства: "Поэтому Спаситель не просто сказал крестить, а сначала сказал "Научите", а потом уже — "крестите во имя Отца и Сына и Св. Духа", чтобы из научения явилась правильная вера. Потом совершение Крещения присоединяет к вере. Ибо многие различные ереси произносят эти имена, но без правильного понятия о них. Нет уже у них здравой веры. Вода, которой они пользуются, бесполезна, потому что отсутствует благочестие [т.е. Православие]. Поэтому тот, которого они покропляют, загрязняется в нечестии, вместо того, чтобы очиститься" [5].
"Батюшки-подвижники" вроде упомянутого о. Марьяна в 1990-е годы "крестили" нередко даже не обливанием, а кроплением, чтобы процесс крещения десятков людей занимал меньше времени в условиях повышенного спроса населения на обряды. Неудивительно, что основная часть этих наспех крещёных людей в храмах больше не появлялась, более того, дальнейшей своей неправедной жизнью многие крещёные безбожники издевались над самим смыслом Крещения как "рождения свыше". Последнее Патриарх Кирилл фактически признаёт, но даёт и "политическое" объяснение охлаждению веры в народе: "Наше общество десятилетиями находилось под властью атеизма, и обращение к вере, когда в день крестили по 170 человек, было выбором не только религиозным, но и политическим. Люди отказывались от прошлого, они не хотели жить так, как жили раньше, и поэтому Церковь рассматривалась как альтернатива, в том числе марксистской идеологии. Но Церковь не может быть альтернативой идеологии — Церковь сама по себе, Церковь предлагает свое послание миру. Вот этот первоначальный интерес к религии как к некоей альтернативе у кого-то полностью исчез — такие люди, даже будучи крещеными, живут как безбожники. А у других из этого подхода развилась настоящая, подлинная церковность, и мы знаем, как за последние двадцать лет состав наших верующих качественно изменился".
Во многом соглашаясь с этим высказыванием, нельзя не отметить, что значительная часть крещёных в 1990-е гг. людей не утрачивала затем православную веру, а просто изначально её не имела, относясь к совершённому над ними Крещению как к некоему шаманскому обряду, приносящему удачу. Главная же вина за формирование феномена "крещёных безбожников", в первую очередь, ложится на тех, кто допустил миллионные массы людей к крещенской купели без всякого испытания в вере, а вовсе не на тех непросвещенных лиц, которые, не имея здравых понятий о вере, справедливо рассматривали Церковь в качестве альтернативы безбожной идеологии.
Выясним теперь то, насколько многочисленна в РФ паства Московского Патриарха, состав которой за 20 лет "качественно изменился". О количестве верующих, посещающих столичные храмы Московской патриархии, можно узнать, например, изучив статистику МВД, ведущего учёт больших скоплений людей во время спортивных матчей и больших религиозных праздников. Так, на Пасху 2010 года в храмы столицы пришло около 110 тысяч москвичей, что составляет около 1,1 % от официально зарегистрированного населения "русской" Москвы [6]. В то же время на мусульманский праздник Курбан-байрам мечети города посетило около 90 тысяч мусульман – цифра вполне сопоставимая, учитывая, что мусульман в России насчитывается около 3-4 % от всего населения, в отличие от 60-70 % "православных" жителей РФ. Уже этот факт говорит о том, что благоприятные возможности для пробуждения христианской веры в русском народе в 1990-е гг. реализованы не были, а крещённые в РПЦ МП миллионы людей так и остались религиозно безразличными даже по сравнению с кавказскими и среднеазиатскими народами. Этой жуткой диспропорции между крещёными и воцерковленными можно было избежать, если бы РПЦ МП изначально практиковала подлинно-христианские методы подготовки людей ко Крещению. Но даже сейчас огласительная работа с желающими креститься в самых "продвинутых" храмах РПЦ МП сводится в лучшем случае к одной-двум непродолжительным беседам на "возвышенные темы", причём от слушателей вовсе не требуется согласия с прочитанными наставлениями. Решающим аргументом в пользу совершения Крещения остаётся желание "оглашенного" сделать денежный взнос согласно церковному прайсу. Это позволяет сказать, что профанация таинств в РПЦ МП продолжается, и нет серьёзных оснований полагать, что этот процесс в ближайшее время закончится.
Между тем, ещё в 1990 году Архиерейский Собор РПЦЗ, предельно чётко зафиксировавший основные заблуждения Московской патриархии, возникшие после принятия "Декларации" 1927 года, среди прочего упомянул:
"1) Искажение таинств, обрядов и проповеди и небрежение в распространении Слова Божия, отказ от катехизации, приведшие массы мирян к невежеству и к поверхностному восприятию христианства.
2) Участие в экуменическом движении, в созидании всемирной "церкви", объединяющей все ереси и религии, и принадлежность к Всемирному Совету Церквей" (Положение о приходах Свободной Российской Православной Церкви, принятое Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей 2/15 мая 1990 г.).
С прискорбием нужно отметить, что указанные повреждения в жизни Московской патриархии за прошедшие 20 лет сохранились, а с мая 2007 года в эти заблуждения была окончательно вовлечена и бывшая часть РПЦЗ во главе с экуменистом митрополитом Лавром (Шкурлой), предавшим своё вероисповедание перед лицом всего мира.
Вместо налаживания нормальной подготовки будущих христиан ко Крещению в соответствии со святыми Канонами и многовековой практикой Церкви, иерархия РПЦ МП взяла курс на то, чтобы попытаться переделать тех наспех крещёных людей, у которых иногда возникает желание из любопытства зайти в церковь, в "сознательных христиан". Сделать это предлагается путём открытия на приходах новых вакансий. Для этого Архиерейский Собор РПЦ МП предложил принципиально изменить структуру более-менее многолюдных приходов, внеся коренные изменения в штат церковных работников.
"Раньше штат формировался следующим образом: настоятель и, если нужно, второй (и третий) священник, диакон, псаломщик, регент. Теперь предлагается следующая структура штатного расписания (а это означает, что люди должны быть на должности и получать зарплату). В тех приходах, где это возможно, должен быть человек, ответственный за молодежную работу. И это не должен быть диакон или второй священник — это должен быть освобожденный от любой другой работы сотрудник, который получает зарплату, причем такую зарплату, на которую можно жить. Перед этим работником ставятся совершенно конкретные задачи: "Вот у нас на приходе в воскресенье причащается пять или десять молодых людей. Давай сделаем так, чтобы к концу года их было в два раза больше". И это уже задача этого человека. Настоятель должен ставить цели, вдохновлять, материально поддерживать. А освобожденный специалист — а человек на этой должности обязан быть специалистом — должен работать с тем, чтобы непременно развивалась молодежная группа, молодежная инициатива при храме", - пофантазировал Патриарх Кирилл.
В РПЦЗ исторически также существовали разные формы организации "молодежного досуга" и "молодежных инициатив". Те же Свято-Владимирские кружки, которым такое внимание уделял архиепископ Аверкий (Таушев). В сущности, это очевидный путь, который с начала 1990-х гг. начала нащупывать Московская патриархия. Молодежь легче всего поддается секулярному и безбожному духу нашего времени. Она наиболее склонна разделять чувства толпы. В психологии это обычно определяется термином "адаптация". Именно поэтому сейчас так важно создать особую духовную среду для православной молодежи, чтобы она (молодежь), так сказать, "адаптировалась" в правильном направлении среди таких же правильных православных молодых людей. Другой негласной целью подобных собраний является создание подобающих условий для знакомств с благопристойными молодыми людьми в целях создании семьи – это тоже важная и нужная задача.
Однако не лучше ли "специалистам по делам молодёжи" поручить сконцентрировать основные усилия не на развитии "молодёжных инициатив" (безусловно, нужном деле, но далеко не главном в жизни Церкви), а на правильной подготовке молодых людей к погружательному Крещению, выполняя прямую заповедь Спасителя? Если правильно подойти к этому начальному и самому важному в жизни христианина священнодействию, то и число причастников в дальнейшем должно увеличиться. Если же продолжать торговать таинствами, то уважения к священнодействиям в народе не прибавится.
Далее Патриарх Кирилл рассказал о введении ещё одной вакансии - катехизатора-миссионера: "Аналогично в каждом большом приходе, особенно в городском, должен быть катехизатор-миссионер. Например, приходит человек в этот кафедральный собор — надеюсь, он у нас открыт в течение дня. Что происходит с этим человеком? Чаще всего ничего. В лучшем случае, когда он подойдет и спросит, кому свечку поставить, ему вежливо, или не очень вежливо, а иногда совсем невежливо ответят. А почему такого человека не должен встречать специально подготовленный сотрудник, который вежливо поговорил бы, поинтересовался, почему человек пришел в храм. Поскольку время внебогослужебное, предложил бы провести экскурсию по храму, рассказал бы о святынях, помог свечечку купить. А потом обменяться телефонами и как-нибудь позвонить: "А как Вы поживаете? А то уже давно Вас в нашем храме не было…". Поэтому Архиерейский Собор и вынес постановление, что на приходах, там, где это возможно, следует вводить должность приходского катехизатора-миссионера, чтобы такой человек "брал под контроль" тех, кто приходит, — в хорошем смысле слова, имеется в виду установление контакта с заходящими в храм", - заявил Кирилл.
Конечно, появление в храмах миссионеров-катехизаторов, которые будут объяснять случайным прихожанам "что к чему", с некоторой натяжкой можно расценить как возобновление в РПЦ МП древней практики оглашения. В храм иногда заходят и некрещеные люди, которых катехизатор-миссионер мог бы должным образом подготовить ко Крещению. Однако, во-первых, подготовка ко Крещению не прописана в соборных актах Московской патриархии как главная задача катехизатора-миссионера, а во-вторых, некрещёных людей в России осталось заведомое меньшинство. И в храм чаще всего случайно заходят именно те "захожане", которые, поверхностно приняв крещение, где-то в глубине души всё же сохранили уважение к православным символам. В большинстве случаев, эти люди не заинтересованы в долгих разговорах и экскурсиях, а заходят в храм "по пути". Опасность "попасться в руки" штатному катехизатору-миссионеру постепенно приучит их проходить мимо храма, дабы не терять времени или не попадать в неловкое положение.
Суть проблемы состоит в том, что "советская" практика крещения до сих пор в РПЦ МП не пересмотрена и нет механизмов ее пересмотра. Причины этого можно понять. Если оглашение перед Крещением станет в РПЦ МП обязательным, как это и положено по Канонам, то высшее руководство официальной Церкви, тем самым, будет вынуждено распрощаться не только с "советской" практикой Крещения, прочно вошедшей в новое патриархийное "предание", но с дополнительными деньгами, вырученными за крещение тех, кого по Канонам крестить нельзя.
Что ещё будет сделано для того, чтобы завлечь к себе людей? Известно, что чрезмерно идя на поводу у потенциальных верующих, можно лишиться самой сути христианства, что в XX веке показал печальный пример обновленчества. Если Московская патриархия в её нынешнем составе сделает едва ли не главной целью своего существования численный рост прихожан, то она рискует окончательно вступить на путь обмирщения, за которым может последовать отмена постов и церковнославянского языка в богослужении, кардинальное сокращение служб, переход на новый стиль и т.д. В нормальной ситуации потенциальные христиане сами должны прислушиваться к Церкви, прося о совершении над ними таинств, а не Церковь должна подгонять свои правила под интересы широких слоёв населения. Увы, но в жизни Московской патриархии отношение к самим Канонам давно стало не святоотеческим, поэтому чему могут научить паству те иерархи и священники, которые сами впали в заблуждения, пребывая в ложной церковной структуре и веруя не так, как велит Символ Веры (например, в "благодатность еретиков")? [7]
Напоследок Патриарх Кирилл рассказал слушателям об административной реформе в Московской патриархии – увеличении числа епископских кафедр и учреждении митрополий в границах субъектов РФ, состоящих из нескольких епархий: "Сегодня мы остро нуждаемся в том, чтобы действительно дать новое дыхание этим огромным регионам, где количество приходов катастрофически отстает от потребностей людей. А там, где нет приходов, сразу появляются сектантские группы. Вот Красноярский край, самый большой по площади субъект Российской Федерации, величиной почти со всю Западную Европу. На территории этого края было всего 120 приходов — и 670 протестантских общин! А ведь это сокровищница России, там колоссальные ресурсы! И мы стали обращать внимание на то, что сектанты уже входят во власть, избираются в местные поселковые советы, становятся главами администраций. Так очень просто и потерять православную Россию", - заявил Патриарх Кирилл.
Итак, глава РПЦ МП, констатируя всё нарастающую активность протестантов в РФ, пытается вылечить эту проблему исключительно административными мерами, без всякого оздоровления внутренней духовной жизни возглавляемой им Церкви – в первую очередь, избегая введения обязательной катехизации оглашаемых и без отказа от всеереси экуменизма! Не является ли рост в России протестантских "сект" естественной реакцией на то, что верующие в Иисуса Христа перестают видеть духовную жизнь в сергианской Церкви, неверно отождествляемой ими с Православием, теряют к ней уважение, делая свой выбор в пользу тех религиозных групп, в которых, как им кажется, содержится больше духовности? К тому же не продекларировано ли в совместных резолюциях ВСЦ, что "православные" и протестанты вместе составляют собой "единое тело" посредством "общего крещения"? [8]
Эти обстоятельства позволяют сделать вывод, что Истинное Православие в России и в русской диаспоре за границей в наше скорбное и многотрудное время, возникшее после разрушения врагами Бога в 1920-30-х гг. Всероссийского Церковного Управления, представляет Русская Зарубежная Церковь и каноничные катакомбные группы, а вовсе не иерархия и клир Московской патриархии, которая пребывает до настоящего времени в парализованном и нераскаянном состоянии, защищая отступившего от чистоты Православия митрополита Сергия, узурпировавшего церковную власть в России. Нынешние повреждения являются закономерным следствием неправильно выбранного в 1927 года пути, в то время как Церковь Христова обязана идти только одним спасительным путём, ведя своих верных чад в Царство Небесное.
Ссылки и примечания.
[1] "Социальную работу с прихожанами должны вести специалисты".
[2] "Послесоборное послание" Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Виталия, декабрь 2000 года. "Московская Патриархия ныне прославила Царских Мучеников, которых мы уже давно прославили, и их иконы тысячами разослали по всей России. Таким образом вся Россия узнала и знает о деятельности Русской Православной Зарубежной Церкви. Тут многими невольно задается вопрос: почему же Московская Патриархия не признала наше прославление и не присоединилась к нему? Ответ очень простой. Признать наше прославление, это значит признать нашу Зарубежную Церковь как законную Церковь, покинувшую пределы Родины и вот уже 80 лет существующую за рубежом по благословению последнего законного Патриарха Тихона. Этого Московская Патриархия по сей день не может и не хочет сделать. А вместе с тем верующие в России требуют своего прославления. Московская Патриархия и решила пойти на политическую манипуляцию и совершить свое прославление с одной только целью утихомирить голос своих верующих, и таким образом самой еще как-то просуществовать. Другими словами, Московская Патриархия, будучи прямой наследницей палачей, поверх своей волчьей шкуры нарядилась в невинную овцу и теперь прославляет убиенных, замученных жертв коммунистических ее вождей. До этого, годами Московская Патриархия была в полном согласии с большевиками и правителями в СССР уничтожающих сотни тысяч верующих".
[3] Правда, Патриарх Кирилл не уточнил – речь в данном случае идёт только о сергианских архиереях или, в том числе, об антисергианских, которых самостоятельно поставили во епископы противники курса Сергия из числа Новомучеников, не спрашивая согласия безбожной власти? Но, судя по контексту, патриарх Кирилл имел в виду первый вариант – Е.О.
[4] Из Обращения неизвестного Епископа к "сергианскому" священнику. "Митр. Сергий спасает не Церковь Божию, а тело блудницы и барахло ее, давно судом Божиим и приговором истории обреченное на погибель…" "Митр. Сергий со своим Синодом (существует)… лишь ценою предательства Дома Божия и превращения своей группы в церковь-блудницу". Машинописный сборник А.А.А.
[5] Св. Афанасий Великий. (Против Ариан, Слово 2, §§ 42-43).
[6] В целом по России ситуация схожая. Так, в Рождественских Богослужениях 2009 года по сообщению пресс-секретаря Департамента охраны общественного порядка МВД России Ольги Шкляровой приняли участие 2,1 млн.россиян, - Это составляет 1,468 % от населения РФ.
http://www.portal-credo.ru/