Китай провел новый "Шелковый путь" в обход России через Турцию
Прежде чем называть кого-то своим стратегическим партнером, нужно десять раз подумать есть ли выгода у "партнера" сотрудничать конкретно с вами и в чем она заключается. Именно так обычно выстраивают отношения равные по влиянию страны, соотнося и сравнивая интересы сторон. Других просто используют.
Еще недавно часть российской элиты была вдохновлена стратегическим сотрудничеством с Китаем и надеялась на включение России в масштабный проект нового "Шелкового пути", который должен заново соединить торговые потоки Европы и Азии.
Пока у нас считали, что "Шелковый путь" пройдет через территорию России просто потому, что мы с Китаем "стратегические партнеры" в Пекине просчитывали где его провести дешевле и выгодней в транспортном отношении. И там абсолютно никого не волновало обострение российско-турецких отношений.
13 декабря 2015 г. на железнодорожную станцию "Тбилиси-Централ" в столице Грузии первый грузовой поезд из Китая, следующий в Стамбул по "восстановленному Шелковому пути". Поезд встречали премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, генеральный директор "Грузинской железной дороги", посол Китая в Грузии, другие официальные лица, сообщил newsru.com со ссылкой на Interfax.
Премьер-министр Грузии Гарибашвили назвал этот день "историческим". "Задействованием "Шелкового пути" наша страна возвращает себе ту историческую миссию, которая была возложена на нее на протяжении веков", - заявил он. Теперь, уверен он, "Грузия начинает вносить реальный вклад в обеспечение всеобщего экономического благосостояния... Из крайнего востока Китая, из порта Ляньюньган груз будет доставлен в Стамбул максимум за 14-15 дней, тогда как раньше по морскому пути этот срок составлял 40-45 дней".
Первый контейнерный поезд Nomad Express, прибывший в Тбилиси, доставит груз до грузинского порта Поти, а оттуда по Черному морю он отправится в конечный пункт - Стамбул. Поезда, следующие по этому маршруту будут доставлять грузы также в города Европы. Черноморский путь из Грузии в Турцию будет задействован до тех пор, пока не будет пущена в эксплуатацию железнодорожная магистраль Баку-Тбилиси-Карс (восток Турции). До конца текущего года по железной дороге "Шелкового пути" пройдет еще один транзитный грузовой поезд.
Китай действительно является главным стратегическим партнером России просто уже в силу своего географического положения и мощной, развитой экономики. Однако в отношениях с Китаем (как и с другими странами) нам стоит перестать витать в облаках, стать прагматичнее и основываться не на категориях "дружественности" или "партнерства", а на собственных национальных интересах.