Папа римский включён в список «50 евреев года»
Ольга Четверикова, Русская народная линия
«Эффект Бергольо», как называют журналисты чрезвычайную открытость папы римского «миру сему», обладает такой силой воздействия, что журнал Jewish Daily Forward, являющийся рупором либерального иудаизма в США, решил включить понтифика в список 2013 «Форвард 50», который объединяет выдающихся евреев года. По правилам составления списков, двое из 50 могут быть неевреями, и выбирают их из числа тех, кто проявляет уважение и понимание к еврейской культуре[1].
Такой «заслуги» понтифик удостоился за то, что «всего лишь за 8 месяцев превратил вопрос об улучшении отношений с иудейским миром в ключевой вопрос». Он также не упустил ни одной возможности, чтобы осудить антисемитизм и запланировал на следующий год визит в Израиль.
Действительно, отношению с иудеями Х.М.Бергольо уделял всегда особое внимание. Совместно с известным израильским раввином Авраамом Скорка он написал книгу-диалог «На небе и на земле», а также стал автором предисловия к книге другого раввина Серхио Бергшама, которого он назвал одним из своих учителей. Бергольо неоднократно посещал синагогу Буэнос-Айреса, отмечал иудейские праздники, возжигал свечу во время Хануки, и не нашлось никого, кто напомнил бы папе правила Святых Апостолов (правило 70: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще кто из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то, опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен»; правило 71: «Аще который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу иудейскую, в их праздники или возжет свечу: да будет отлучен от общения церковного»).
Бергольо в течение многих лет активно сотрудничал с Еврейским латиноамериканским конгрессом (ЕЛК), организуя собрания еврейской молодёжи, участвовавшей в его программе «Новые Поколения». Так что неудивительно, что глава ЕЛК Клаудио Эпельман крайне положительно отозвался о новом папе, заявив: «У нас нет никакого сомнения, что он будет отлично работать, руководя католической церковью». С большой радостью приветствовало избрание Бергольо и руководство Бнай Брит. В свою очередь понтифик в день своего избрания выкроил время, чтобы написать письмо иудейскому сообществу, в котором, в частности, указал: «Я горячо надеюсь, что смогу способствовать прогрессу, которым отмечены иудейско-католические отношения со времён Второго Ватиканского собора, в духе обновлённого сотрудничества».
2 сентября, накануне еврейского нового года папа впервые принял в Ватикане делегацию Всемирного еврейского конгресса (ВЕК), которую призвал к усилению диалога между религиозными сообществами, который он назвал «ключом для построения общего будущего». Напомнив сказанные им ещё в июне месяце на встрече с Международным еврейским комитетом за межрелигиозные организации слова, что «христианин не может быть антисемитом», он добавил: «чтобы быть хорошим христианином, необходимо понимать иудейскую историю и традиции», так как «у иудеев и христиан одни и те же корни». И опять не нашлось никого, кто, понимая иудейскую историю и зная о корнях иудаизма, напомнил бы папе Франциску слова Господа Иисуса Христа, сказанные иудеям: «...если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего! Ваш отец дьявол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 42-44).
Вместо этих слов на встрече прозвучали другие слова, сказанные президентом ВЕК Рональдом С. Лаудером, заявившим, что «никогда, начиная с 2000 г., отношения между Католической церковью и еврейским народом не были такими хорошими. Деятельность сменявших друг друга пап в течение 5 последних десятилетий способствовала преодолению многих предрассудков. Это помогает нам теперь работать вместе в защиту религиозной свободы повсюду, где она находится под угрозой и о каком бы сообществе ни шла речь».
Укреплению иудейско-католических связей приобретает особое значение в свете активизации образовательной деятельности иудеев и католиков в России. Тем более, что Лаудер, чьё общее состояние оценивается в 2,5 млрд. долл., ещё в прошлом году вошёл в бюро президиума Российского еврейского конгресса (РЕК) и принял решение аккумулировать в структурах РЕК все средства, которые он расходует на благотворительные и образовательные цели в России (спонсированием еврейского образования в Восточной Европе и бывшем СССР он занимается с 1997 г.). Суммарное состояние первых лиц РЕК (Михаил Фридман, Герман Захарьяев, Михаил Мирилашвили и др.) составляет более ста миллиардов долларов.
Тогда же, в сентябре, итальянская газета La Repubblica опубликовала письмо папы, в котором он подтвердил близость иудеев и католиков, подчеркнув, что «иудеи до сих пор остаются для нас священным корнем, из которого вырос Иисус» и что «Бог никогда не изменял Своей верности завету с Израилем». В своём недавнем обращении к иудеям, он, как это принято со времён Иоанна ХХIII назвал их «старшим братом».
В декабре 2006 г. «старший брат» понтифика, в лице высшего законодательного органа консервативного иудаизма, центрального течения во всемирном иудаизме, проголосовал за то, чтобы разрешить гомосексуалистам посвящение в сан раввина и заключение однополых союзов. В другой (реформистской) ветви иудаизма, распространённой в Соединённых Штатах, решение о легализации однополых браков и о посвящении представителей секс-меньшинств в раввины было принято ещё в марте 2000 г. на Центральной конференции американских раввинов. Однополые пары гомосексуалистов в Государстве Израиль имеют право усыновлять детей, включая детей, не являющихся биологическими родственниками ни одного из гомосексуалистов. В августе 2010 г. образовательная комиссия тель-авивского муниципалитета единогласно утвердила предложение о включении в школьную программу обучения всех городских школ обязательного курса по ознакомлению с «гей-общиной», которое вступило в силу в 2011 г. Наконец, в Израиле проводятся самые массовые и пышные гей-парады, на которых присутствует и посол США в Израиле. Тель-Авив в туристических путеводителях вышел на первое место в списке дружелюбных к «геям» городов, обогнав Амстердам и Сан-Франциско.
«Старший брат» подаёт пример, и вот уже в июле 2013 г. папа римский заявляет, что гомосексуальная ориентация не является греховной и выступает против осуждения и дискриминации «геев», подчеркнув, что им нужно помочь интегрироваться в общество. А в октябре Ватикан направил по всему миру социологический опросник, содержащий 39 пунктов, касающихся вопросов о семье, повторных браках и абортах, однополых браках, возможности усыновлении детей однополыми парами, воспитании детей в нетрадиционных семьях. Представленные в вопросах ситуации никак не укладываются в рамки католической доктрины, что вызвало разговоры в СМИ о том, что результаты опроса могут привести к изменениям в церковных правилах, что подтвердил и представитель Ватикана, заявив, что если изменения и начнутся, то будут происходить медленно (это, напомним, крайне характерно для тактики иезуитов, которые никогда не совершают резких действий). Результаты опроса буду рассмотрены на Синоде, но что с ними делать предстоит решить лично папе Франциску, который о своей позиции уже заявил: «Если человек - гей и обладает доброй волей и стремится к Богу, кто я такой, чтобы судить его?». Эту фразу в СМИ назвали «одними из самых прочувственных и революционных слов, когда-либо произнесённых римским понтификом в отношении геев». Таким же революционным является и обращение папы римского, впервые в истории католической церкви, к общественному мнению для внесения изменений в церковные правила. При этом совершенно очевидно, что и само применение такой демократической процедуры, и содержание вопросов сами по себе уже оказывают перестроечное воздействие на сознание католиков: если сам папа спрашивает о недопустимом, насколько оно допустимо, то, значит, оно допустимо.
В этой связи всё острее встаёт вопрос: о каком единении с Ватиканом в борьбе за сохранение христианских ценностей может идти речь, если понтифик, идя по пути «старшего брата», пытается примирить католиков с содомской антицерковью?
[1] http://vaticaninsider.lastampa.it/es/en … ios-29683/
http://ruskline.ru/analitika/2013/11/25 … reev_goda/