Поистине, единая печать, которая есть Духа Святого просвещение", так лаконично говорит преп. Симеон Новый Богослов. И тот, кто печать Христову имеет и хранит, тем самым он исповедует, что Иисус Христос есть Сын Божий, Который пришел в мир во плоти и стал человеком ради нашего спасения. И не существует такого вида печати, которая налагается насилием и тиранией, которая лишала бы силы печать Христову.
Таким же образом и печать антихриста, о которой повествует Апокалипсис, - это не некий внешний символ, который можно наложить насильно, вопреки желанию и против воли личности, но это добровольное отсечение (η εκουσια αποκοπη) от благодатной жизни Духа Святого с добровольным отречением от веры (η εκουσια αρνηση τησ πιστεως ), в то, что Иисус Христос есть Сын Божий и Спаситель мира".
Прежде всего необходимо дать разъяснение по поводу того, что в вышеприведенном тексте идет речь о двух печатях-символах, которые совершенно противоположны друг другу по виду. Первая печать, которая согласно преп. Симеону Новому Богослову является "Просвещением от Духа", представляет собой по мысль святого Григория Паламы уникальный естественный (единоприродный) символ. Естественный (единоприродный) символ всегда сопутствует природе, от которой происходит его бытие как природного. Так как природа этого символа символизирующего предмет в данном случае является нетварной, то нетварным является и его символ, т.е. он открывается "свете славы Божией" (или Просвещении Духа). Вторая печать, в данном случае имеется в виду печать антихриста, представляет собой тварную сущность, которая служит знаком единой целой иной реальности отличной от всякой печати. Эта печать образует аллегорический символ (αλληγορικο συμβολο). (См. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. М.1995, 3, 1, 14, с. 279).
Первое замечание, которое я хотел бы сделать, это то, что и два вида символов (природный - Христа и аллегорический - антихриста) сообщаются человеку в одном внешнем и тварно-осязаемом виде. Печать Христа, т.е. благодать Святого Духа, если и нетварна, то преподается посредством средства тварно-мистического характера - помазания. Печать антихриста, начертание, образует тварный внешний символ, который однако несет в себе для человека духовные последствия в вечности.
То, что я хотел бы уточнить относительно печати антихриста непосредственно следующее:
а) Святой Апокалипсис с достаточной ясностью нам говорит о том, что печать, начертание будет полагаться на правой руке и на челе, а также будет являться "ключом" в системе всех торогово-промышленных отношений (Апок. 13, 16-17).
Согласно тем последствиям, когда печать будет полагаться непосредственно на наше тело, чему мы уже находим подтверждение, прежде всего в торгово-финансовых и экономических отношениях того времени, печать никак не может быть только мысленной, духовной или же иметь внутренний характер, но она будет и внешним символом.
б) Эта печать несет в себе для принявших ее и свои духовные последствия в вечной жизни. Таким образом, начертание антихриста равнозначно для запечатленных ей отречению от веры во Христа и, вследствие добровольного отсечения от благодатной жизни Святого Духа, оно несет вечное отлучение от Бога.
"И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем ни ночью, кто поклонится зверю и образу его, или принимающие начертание имени его". Таковы последствия для тех, кто имеет печать антихриста и в дни второго пришествия. (Преп. Ефрем Сирин. Слово на пришествие Господне[1].)
"И сделает нечестивец каждому печать, не как попало, не на все части тела, но наложит на правую руку человека, также и на чело нечестивое изображение (δυσσεβη χαρακτηρα) дабы человек совсем не имел силы правой рукой осенять себя знамением Христа Крестом нашим, ни лоб, т.к. он этот нечестивец боится и святого имени Господа, и славного страшного Креста Спасителя". (Свят. Ипполит Римский*)
Несомненно, что само принятие начертания или непринятие ее равноценно либо отречению от веры, либо к сохранению веры, что в принципе становится вполне ясным исходя из последующего библейского текста, который мы далее приводим: "Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса". (Апок. 14,12)
Второе мое замечание касается того, в чем заключается отличительный смысл насильственного наложения печати. В Энциклике замечено: "... нет такого вида печати, налагаемой насильно и тиранически, которая лишала бы силы печать Христову". Конечно, нетварная благодать Святого Духа как печать Христова не может быть изглажена никаким видом печати проставляемым насильно.
Тем не менее, осмысливая вышеприведенный библейский текст (Апок.14,12) необходимо признать, что печать Христова теряет действенность со своими спасительными качествами тогда, когда человек добровольно принимает начертание антихриста. Несомненно то, что начертание имеет особое значение, т.к. в библейском тексте оно ставится в одной смысловой- семантической плоскости с числом (666) имени антихриста. (См. Апокалипсис 13, 17 "имеющий начертание, имя зверя или число имени его".)
http://apologet.spb.ru/ru/389.html
.....................................
Святой Апокалипсис с достаточной ясностью нам говорит о том, что печать, начертание будет полагаться на правой руке и на челе, а также будет являться "ключом" в системе всех торогово-промышленных отношений (Апок. 13, 16-17).
номер при получении УЭК - ключ ко всем операциям
Самый острый вопрос - технически как будут наносить на руку и чело