БЕСЕДА С ПУСТЫННИКОМ КАВКАЗА МОНАХОМ КОНСТАНТИНОМ
О молитве за мир
- Можно ли нам, простым грешным людям, не имеющим каких-либо особых духовных дарований, молиться за весь мир?
- Все мы, христиане, присутствуем в храме за богослужениями. А там ежедневно совершается молитва "о мире всего мира". И какие бы мы ни были: окаянные, прокаженные, уродливые (в Духовном смысле), но мы, если присутствуем в храме, должны живо участвовать в этой молитве. А это уже и есть паше возношение о всем мире, потому что мы прилагаем свою душу в словах молитвы: "Господи, помилуй!"
- Ну, это в храме. А келейно?
- Келейно - это уже каждый должен поступать по требованию своей совести и в совете с духовником. Если совесть понуждает: "Что же ты молишься только о своих близких? Господь-то промышляет о всем мире", - молиться можно. Но, конечно, смиренно, познавая свое ничтожество и недостоинство.
А если, скажем, человек пытается подвизаться, и у него уже появились какие-то чувства (плач о своих грехах, более внимательная молитва), но при этом он не сумел пребыть в смиренномудрии исамоосуждении, а незаметно уклонился в самомнение и самоцен, то враг непременно уловит его гордыми мыслями о себе. Тогда вполне могут прийти помыслы: "О, мне уже надо молиться о всем мире!"
Внушение это надо тщательно исследовать, ибо очень большое значение имеет побудительная причина - первый помысел, когда он засеялся. Если это побуждение пришло хотя бы с малейшим тщеславием или духом превозношения, что "я уже чего-то достиг, потому я теперь уже могу молиться о всем мире", - нужно знать: диавол на этом запнет, будет бить, будет "мутить", и, в конце концов, втолкнет в какую-нибудь яму. Потеряет такой человек и молитву, и слезы, и все прочее. Поэтому на сугубую келейную молитву за мир необходимо испрашивать благословения духовника, т.к. бывали случаи, когда брались молиться о мире, а потом падали.
Помню, лет 25 назад среди нашего братства произошел такой случай. Был праздник Успения Божией Матери (по праздникам мы обычно сходились на совместную молитву в небольшой часовенке). И вдруг после службы один брат начал прямо вслух, сильно, с вдохновением, молиться о всем мире: "Господи, помилуй мир! Господи, помилуй мир! Мир в таком состоянии! Помилуй мир!"
Я послушал его, и что-то меня насторожило. Такая молитва - она мне показалась странной: как бы не внушалась она страстью миролюбства. Потом этот брат еще два-три раза высказывался в подобном духе, выявлял свою "молитву о мире". Она меня насторожила еще больше. А через некоторое время он все бросил и ушел в мир (правда, он не был монахом - только послушником) Вскоре он женился раз, потом второй, потом третий.
Вот такие бывали случаи. Поэтому нужно тщательно исследовать побудительные причины молитвы за мир.
Говоря на эту тему, можно еще заметить следующее. Наблюдается, что если кто берется молиться за мир (или делать какие-либо "глобальные" дела) самопроизвольно, то за этим обычно последуют падения. Потому что когда человек начинает выступать в роли "спасителя вселенной" - "спасителя человечества", "благотворителя" для всего человечества - в этом проявляется величайшая гордость. Как рассказывали про одну известную женщину. Она выступала в роли "избранницы Божией" - считала себя "спасительницей мира". А фактически, это ее мнение о себе развилось в величайшую прелесть и величайшее пагубное состояние.
Так что нам нужно быть крайне внимательными и ни на минуту не забывать о том, что враг наш диавол "ходит, как рыкающий лев, ища, кого [бы] поглотить" (1Пет.5:8).
- А как можно молиться за всех людей, чтобы это была краткая, но действенная молитва?
- Если кто имеет желание вознести молитву за всех, кто в этом нуждается, то по этому поводу могу привести один поучительный пример из жизни моего духовного брата Д.
Д. говорил, что когда он был еще в миру и только-только начинал молиться Господу, то думал: как можно молиться за ближних? За своих близких - это понятно. А как можно молиться за весь мир? В какой форме? Как это угодно Богу? "Я, - говорит, - начал просить Господа: "Господи, вразуми, помоги". И вот однажды пришел в храм, стою, молюсь. Служба еще не началась. В это время заходит старушка - такая благоговейная - и прикладывается к иконам. Делает поклон у иконы и говорит: "Помяни, Господи, всех, милости Твоея чающих и Тя призывающих!" Я послушал-послушал и думаю: какие глубокие слова!"
И действительно - насколько мудро и всеохватывающе это малое прошение: "Помяни, Господи, всех, милости Твоея чающих и Тя призывающих"! Ведь от Господа чают милости все - ну, может быть, кроме тех, кто уже имеет богопротивление и мунисты по воспитанию, и прочие заблудшие души - они все-таки внутри себя чают какой-то милости от Бога и временами колеблются при мысли: "Если Бог все-таки есть, то как бы Он помиловал и меня - и здесь, и в вечности, если она все-таки будет". И именно таким прошением - "помяни, Господи, всех тех, кто находится в заблуждении, но все-таки внутри, в своей душе, чает какой-то милости от Тебя" - охватываются миллионы и даже миллиарды людей. А, получая Божию милость, они уже начинают приближаться к Богу.
Второй фразой - "и Тя призывающих" - охватываются люди, которые уже познали, что Бог есть, и Его как-то призывают: в большей или в меньшей степени, чаще или реже, в Церкви или даже вне Церкви.
- Как это "вне Церкви"?
- Хотя такие люди еще и не воцерковились, но все-таки они уже обращаются к Богу. И потому есть надежда, что если они будут искренне к Нему стремиться, то Господь не оставит их ходить во тьме неведения, вне спасительной ограды Церкви, но ране или поздно вразумит и выведет на путь спасения.19
Таким образом, сим кратким молитвенным прошением охватывается почти весь мир.
Можно ли (и как) молиться за всех, о ком просят?
- Существуют большие разногласия по поводу: молиться или не молиться о людях, которые просят молитвенной помощи за себя и за своих близких? Некоторые отговаривают друг друга от такой молитвы на том основании, что якобы "мы слишком немощны, "нападения слишком сильны", и рассказывают, какие искушения им после этого были. Ведь обычно просят молиться за кого? Один отступил от Церкви, другой - наркоман, третий - алкоголик, у всех такая скорбь. Люди рассказывают, и скорбишь вместе с ними, а вот помолиться. Иногда начнешь, но боишься, потом что у тебя свои какие-то страсти, свои немощи, свое несовершенство. И не знаешь, как правильно поступить...
- Вся беда в том, что мы забыли, что во всех случаях жизни мы должны руководиться Христовыми заповедями, должны уподобляться Христу. Потому и возникают у нас такие недоумения, смущения, запинания.
Господь сказал: "Просящему у тебе - дай" (Мф.5:42). Поэтому если даже мы и сознаем себя крайне ничтожными, крайне падшими, крайне немощными, но если уж, действительно, нас кто-то просит: "Помолись за меня!" - нужно сказать: "Господь Бог да помилует нас обоих". Это значит, что мы не ставим себя выше его (что мы вроде бы лучше его). А "помяни, Господи..." можно и вслух, можно и молча (про себя) сказать. Можно помолиться так: "Господи, помоги рабу Твоему... (или рабе Твоей...) и святыми его молитвами и меня окаянного помилуй!" Вот и все - в этом нет ничего из ряда вон выходящего. Хотя бы дажетак сказать - мысленно или вслух, но нельзя вовсе отринуть этого прошения, потому что мы не знаем скорби и веры просящего.
В данном случае мы должны поступить по заповеди: "Просящему у тебя - дай" (Мф.5:42). Ведь, по слову Священного Писания, какой мерой будем мерить мы сами, такой возмерят и нам.20 Если мы не ответим сердечным состраданием на скорбь нашего ближнего, не возопием ко Господу хотя бы краткой молитвой, то когда у нас случится скорбь, и мы будем кого-то о чем-то просить, нас тоже не послушают.
Так что это нужно запомнить раз и навсегда. А уже браться кого-то "тянуть", вымаливать - это совсем другое дело. Чтобы начать вымаливать конкретного человека с конкретной страстью (например, со страстью неверия или пьянства) - для этого нужно взять благословение у духовника, который нас знает и может дать совет, как нам подобает поступить в данном случае и как мы должны молиться. Тогда уже будет покрывать благодать благословения на это дело.
Нужно еще сказать, что большая проблема в этом отношении возникает у нас от неправильного образа мыслей. Обычно мы думаем, что мы кого-то вымаливаем. А ведь не мы вымаливаем этого человека, но Господь его спасает, как и нас. Распявшись за всех, Господь взял на Себя грехи всего мира - начиная от Адама и кончая последним человеком, который будет жить на земле. Грехи всего мира ужеискуплены Кровию Христовой. И потому не мы вымаливаем, не мы вытаскиваем, не мы этому человеку помогаем, а Христос помогает, извлекает его изо рва страстей и спасает. Мы же только - как соучастники Христовы в деле извлечения этой души. И если мы испытываем какое-то бесовское наваждение, то это по причине, что Господь дает нам немножко ощутить это соучастие. И в этом - проявление нашей любви ко Христу и к человеку.
Мы же этого не понимаем и не хотим ничего такого понести, и потому как бы отделяемся от Тела Христова (ибо Церковь есть мистическое Тело Христово: Христос - глава, а мы все - члены). Христос ради любви к роду человеческому взял на Себя грехи всего мира, понес всю их тяжесть, а мы не хотим понести даже и малого. Хотя это - лишь ничтожное обозначение той тяжести… Очень редко Господь попускает нам это. А если и попускает чуть-чуть, то для того, чтобы мы поняли, что и мы должны принять участие в Христовых трудах по избавлению этой души от ада преисподнего. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих", - сказал Господь (Ин.15:13). Потому не должно нам ужасаться искушений от бесов или людей - но смиряться, терпеть и молиться, ибо именно в такой молитве проявляется любовь к Богу и к ближним.
Однако, говоря об этом, нужно отметить, что часто такие искушения отнюдь не бывают связаны с молитвой за кого-то. Зачастую мы сами себя искушаем: сами впадаем в какие-то страсти, а думаем, что это произошло потому, что мы за кого-то помолились - вот в чем дело. И это может быть 95% от всех таких случаев.
Но иногда, действительно, такое бывает. Особенно, когда идет однообразная жизнь в обычном порядке, и вдруг видишь, чувствуешь, что появилась какая-то брань особого рода. Тогда уже идешь, исповедуешься и спрашиваешь: "Как мне быть? Продолжать ли мне молиться за этого человека или оставить на время?" Но это не значит, что оставить совсем. Просто Господь показывает в данном случае: по твоей немощи, для твоего смирения, тебе надо знать, что ты еще сам подобострастен этому человеку. Хотя ты и молишься за него для избавления его от какой-то страсти, но, тем не менее, ты сам немощен и должен понять, что и его, и тебя спасает и несет на Своих плечах только Христос. А не то, что "я сам твердо стою, потому могу вытащить и другого". Нет, никто из нас не устоит, если не будет с нами благодати Святого Духа, если не поможет нам Подвигоположник Христос, Который победил диавола и все его козни.
Вот именно с этими чувствами - смирением, любовью и состраданием - мы должны относиться к нашим ближним.
По чувству сострадания мы должны молиться за людей даже тогда, когда нас об этом никто и не просит. Скажем, увидели мы в церкви (в монастыре, на улице): кто-то сказал пли сделал что-то нехорошее, неподобающее - мы должны помолиться об этом человеке Христу. Я не говорю, что нужно сразу начинать читать за него Псалтирь. Но хотя бы одну фразу сказать, хотя бы один вздох сердечный вознести: "Господи, помоги ему! Избави его от сетей вражиих, имиже веси судьбами устрой его спасение, и святыми его молитвами и меня окаянного помилуй!" И это уже будет молитва.
Ведь мы должны понять, что мы - сотелесники Христовы: как и Апостол говорит, что все мы - тело Христово (ср.: Рим.12:5). Потому нам нельзя оставаться безучастными к страданиям ближних, а нужно как-то им помогать - хотя бы молитвой (если нельзя помочь чем-то другим). Это - наш христианский долг.
Но только чтобы не было самонадеянности - чувства, что "я лучше других: я уже чего-то достиг, а этого совсем "понесло". - Потому что именно за это чаще всего мы и страдаем (Господь попускает, чтобы мы осознали, что мы не лучше других). Только мы этого не осознаем, а думаем, что искушение пришло за сострадательную молитву о ближнем. Но если будем благоразумны, то даже и в случае какого-то искушения мы просто смиримся, попросим у Господа помощи и избавления - и все. Претерпим это, окажем любовь к ближним, помолимся о них и сами приобретем смирение. И если случится, что сами мы когда-нибудь попадем в какую-то яму, то и за нас кто-то помолится.
А если мы приобретем иное свойство - навыкнем не сострадать нашим ближним, то с нами может получиться так, как было показано в одном видении.
Ангел вытаскивал одну такую самолюбивую душу из ада, поскольку за нее были сильные ходатаи-молитвенники. И когда oн ее поднимал, за нее начали хвататься другие души. Видя такое дело, самолюбивая душа пришла в негодование, начала кричать и стряхивать с себя тех, кто пытался за нее ухватиться: "А ну отцепитесь! Это меня только вытаскивают, а не вас!" И когда она так отряхивала других, то и сама оборвалась и полетела обратно в адскую пропасть.
Этот пример наглядно показывает нам, что если мы не приобретем сострадания, то мы просто-напросто не сможем попасть в рай. "Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф.7:2). Если мы не будем сострадать ближним, то, следовательно, и сами мы лишимся сострадания - и от людей, и от Бога.
Вот какой это существенный момент в деле нашего спасения. Поэтому каждый человек за время своей земной жизни обязательно должен научиться сострадать подобострастным ему людям. Сострадать с сердечной болью, без уничижения, без осуждения, а именно с той мыслью, с тем внутренним настроем своей души, что "Христос пришел на землю грешников спасти ОТ НИХЖЕ ПЕРВЫЙ ЕСМЬ A3".
С чего начинается живая молитва?
- С чего начинается живая молитва?
- Молиться от сердца, т.е. искренне и внимательно, мы начинаем тогда, когда находимся в стесненных обстоятельствах, и наших естественных сил не хватает, чтобы выйти из них. Вот тогда-то мы "смиряемся до зела" и начинаем вопиять к Богу. С этого начинается наша живая молитва.
В трудных обстоятельствах мы просим, почти даже "требуем": "Господи, помоги! Ты же видишь, в каком я бедственном положении нахожусь!" И тогда Господь бывает уже как бы "вынужден" прийти к нам на помощь и вытащить нас из этой ямы - не по нашему достоинству и духовному уровню, но потому, что Он - Человеколюбец.
Образно говоря, когда родители покупают ребенку обновку - он в ней бегает чистенький, аккуратненький, с чувством: "Вот какой я!" А после того, как он вдруг шлепнется в грязь и измарается в ней - здесь самочувствие у него уже совсем другое: кричит, плачет, бежит к маме. Мать, конечно же, начинает его мыть, переодевать и только потом погладит по головке и утешит.
Вот так получается и у нас: пока мы не осознаем своего смрада, своего непотребства пред Богом, до тех пор не можем очиститься от самодовольства и превозношения. А когда осознаем, тогда начинаем плакать и смиряться. И Господь подает нам Свою милость - слезный покаянный плач, очищение и исправление.
Таким образом, мы уже сподобляемся (если будем благоразумно действовать) какого-то утешения. Не за то, что мы сделали что-то достойное утешения, а за то, что мы, попав в беду, скорбим о нашем бедственном состоянии, скорбим о том, что мы такие нехорошие. И это действительно так. Как сказал священномученик Петр Дамаскин: "Что такое человек? Человек - это есть не что иное, как малое скороисчезающее зловоние". (А другой говорит, что "человек - это звучит гордо",21 - вот какое разное бывает у людей "само-чувствие"). Или как сказал Пимен Великий: "Я подобен человеку, который погряз в болоте с камнем на шее, и вопиет: "Помилуй мя!""
Вот из ЭТОГО состояния мы должны молиться.
Мы не видим своих грехов, не чувствуем их тяжести только потому, что мы бесчувственны. Как человек, находящийся без сознания, не чувствует, в каком положении он находится, так и мы, находясь в окамененном сердечном нечувствии, не видим и не ощущаем своего бедственного душевного состояния. А когда увидим, тогда начинаем молиться, плакать и смиряться по-настоящему. Потому что только ослепление держит нас в таком состоянии.
А чтобы отверзлись наши сердечные очи, Святая Церковь и научает нас молиться словами преподобного Ефрема Сирина: "Господи, даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего!"
Что такое покаяние?
Что делать, если покаянные молитвы не рождают покаяния?
Что такое "сухая молитва" и как избавиться от нечувствия сердца?
- Что такое покаяние?
- Преподобный Иоанн Лествичник определяет покаяние следующим образом:
"Покаяние есть возобновление крещения.
Покаяние есть завет [т.е. договор] с Богом об исправлении жизни.
Покаяние есть купля смирения.
Покаяние есть всегдашнее отвержение телесного утешения.
Покаяние есть помысл самоосуждения и попечения о себе, свободное от внешних попечений.
Покаяние есть дщерь надежды и отвержение отчаяния.
Кающийся есть непосрамленный осужденник.
Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение благих дел, противных прежним грехам.
Покаяние есть очищение совести.
Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного.
Кающийся есть изобретатель наказаний для себя самого.
Покаяние есть крепкое утеснение чрева, уязвление души в глубоком чувстве".
("Лествица", Слово 5, 1).
- Ну, а что делать, если мы не имеем ни покаяния, ни правильного (т.е. духовного) образа мыслей?
- Тогда об этом нужно молиться: "Научи меня, Господи, каяться! Научи исправляться! Научи творить Твою святую волю, а не мою!"
Однако первое, с чем мы столкнемся при таком образе действий - это то, что молитва наша негодная: рассеянная, бесчувственная. Читаем, например, 50-й псалом, а получается, что только название у него "покаянный", а покаяния-то в душе нет. Молитва, данная нам Самим Господом нашим Иисусом Христом - "Отче наш" - тоже читается "кое-как", без полного осознания. Также и "Богородице, Дево, радуйся", и другие важнейшие молитвы, не говоря уж обо всем остальном. Что же тогда делать?
Как говорит преподобный Исаак Сирин: "Если хочешь насладиться псалмопением, тогда совершенно отставь в сторону количество, а говори слова псалмов как от себя. Молись из своего состояния, в котором ты находишься в данный момент". "Положи пред собою твоего мертвеца и вопий ко Господу, оплакивая его", - сказал некто из Отцов.
Конечно, сразу же встает вопрос: а как это сделать, если к тому нет никакого навыка?
Здесь можно сказать вот что. Для того, чтобы наша молитва была приятна Господу и нам спасительна, прежде молитвы должно приготовиться к молитве. Каждый это делает по-своему.
- Почему?
- Потому что у каждого человека есть свои особенности.
Один, к примеру, скоро приходит в умиление, а другому, чтобы привести себя в подобающее состояние, требуется приложить много усилий. Как в свое время говорил некий человек: - Я только зайду в келью и стану пред святым углом - у меня сразу же льются слезы, и я благодарю Господа за то, что у меня есть теперь возможность отрешиться от суеты". Другой же, наоборот, говорит: "Я становлюсь на молитву и никак не могу собраться: мысленные образы - что видел, что слышал в течение дня - захлестывают меня, и я никак не могу прочитать свое правило более-менее внимательно". У третьего могут быть еще какие-то особенности. Поэтому я и говорю, что каждый готовится к молитве по-своему.
А тому человеку, который этому еще не научился, будет полезно представить себе, что он находится в опасных жизненных обстоятельствах (к примеру, ему сейчас предстоит опасный вылет с аэродрома в районе военных действий или в бушующую непогоду). И вот сейчас он заходит в телефонную кабинку для, может быть, последней беседы с самым дорогим человеком, и хочет о чем-то его попросить - о самом важном для себя.
С таким настроем, на минутку отбросив и забыв все суетное, в уши Божии он говорит:
Отче наш - подразумевая то, что Господь, как самый любвеобильный Отец, заботится и промышляет обо всех нас.
Иже еси на небесех - понимая Его надмирность, что Он - Вездесущий и Всемогущий, Всепремудрый и Всеблагий. И если мы имеем такого Отца, то нам нечего бояться и смущаться, а только усерднее нужно призывать Его на помощь.
Да святится имя Твое - дополняя мысленно это изречение словами "…в сердце моем, дабы я с верой, страхом и любовию произносил его", - с осознанием того, что если Бог в нас, то кого убоимся?
Да приидет Царствие Твое - дополняя мысленно "…в душу мою", - с осознанием, что это нам необходимо для того, чтобы преобразоваться в новую тварь (т.е. творение Божие), обновиться Духом Святым и научиться жить чисто и богоугодно.
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли - дополняя мысленно "…во всем существе моем (дабы я сопротивлялся страстям моим и исполнял заповеди Твои), а также во всех внешних обстоятельствах моих", - с осознанием своей всецелой преданности в благую волю Божию, как слышим в храме на ектениях: "…сами себе и друг друга и весь живот наш [жизнь временную и вечную] Христу Богу предадим". То есть всю нашу жизнь, со всеми ее обстоятельствами, со всеми радостями и скорбями, мы предаем в святую волю Божию. Да будет во всем так, как Он хочет.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь - дополняя мысленно "…и оживи душу мою, ибо только Духом Святым всяка душа живится", - с осознанием того, что если мы, по заповеди, прежде всего будем искать Царствия Небесного внутри нас, то все остальное, потребное нам для тела, приложится Промыслом Божиим.
И остави нам долги наша - дополняя мысленно "…все ведомые и неведомые", - с осознанием, что мы просим простить нам все грехи от раннего детства до настоящего часа. И не только грехи, но и долги, т.е. потерю различных даров Божиих (телесных и духовных).
Якоже и мы оставляем должником нашим - дополняя мысленно "…всем все без исключения", - с осознанием того, что мы прощаем всем нашим обидчикам все самое оскорбительное, чтобы и нам Бог простил самые неудобопростительные грехи. Также радуемся тому, что у нас имеются случаи кому-то что-то простить и таким, самым легким образом, получить (исходатайствовать себе) прощение своих собственных грехов.
И не введи нас во искушение - дополняя мысленно "…от борющих нас бесов и страстей", - с осознанием того, что вся наша жизнь - это непрерывная цепь искушений (т.е. испытаний) и борений, ибо мы постоянно стоим перед выбором между добром и злом; между тем, что угодно Богу, и тем, что угодно бесам и нашим страстям.
Но избави нас от лукаваго - дополняя мысленно "…и всех ведомых и неведомых обольщений и ловлений его", - с осознанием того, что мы постоянно прельщаемся лукавыми уловками демонов, впадая в различные грехи.
Яко Твое есть Царствие, и сила, и слава во веки. Аминь. - Некоторые духовники благословляют так заканчивать молитву "Отче наш". Эта концовка не приравнивается к священническому возгласу (и потому не восхищает священнического достоинства). Однако, ради того, что она несет в себе важный духовный смысл, желающие могут ее читать.
Это - славословие надмирного Царствия Божия, которое, несмотря на его надмирность, мы устрояем и прославляем сегодня, сейчас, на этой Земле в своих душах.
Читая таким образом молитву, нужно постараться как можно глубже проникнуть в смысл и значение каждого произносимого прошения.
В кратком варианте "расширенное восприятие" слов молитвы "Отче наш" выглядит так:22
"ОТЧЕ НАШ…"
Отче НАШ, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое (в сердце моем),
да приидет Царствие Твое (в душу мою),
да Будет воля Твоя, яко на небеси и на земли (во всем существе моем и во всех внешних обстоятельствах моих).
Хлев наш насущный даждь нам днесь (и оживи душу мою, ибо только Духом Святым всяка душа живится);
и остави нам долги наша (все ведомые и неведомые),
якоже и мы оставляем должником нашим (всем все без исключения);
и не введи нас во искушение (от борющих нас бесов и страстей), но избави нас от лукаваго (и всех ведомых и неведомых обольщений и ловлений его).
Яко Твое есть Царствие, и сила, и слава во веки. Аминь
Таким же образом можно читать и другие молитвы, например, "Богородице, Дево, радуйся".
"БОГОРОДИЦА, ДЕВО, РАДУЙСЯ..."
Богородице, Дево, радуйся (наисовершеннейшею радостию),
Благодатная Марие, (яко) Господь с Тобою (мне же даруй плач о грехах моих, яко удалихся от Христа);
Благословенна Ты в женах (от всех родов земных),
и Благословен Плод чрева Твоего (во вся веки),
яко Спаса родила еси душ наших (Тем же [т.е. Сыном Твоим и Спасом нашим] спаси души наша)
А вот один из образцов расширенного восприятия кающимся грешником слов покаянного 50-го псалма.
50-й псалом был написан царем и пророком Давидом после того, как он совершил два смертных греха (блуд и убийство), но потом осознал их и начал в них каяться (См. 2 кн. Царств, гл. 11-12).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский советует чаще со вниманием читать 50-й псалом, как покаянную молитву. И для того, чтобы этот псалом действительно был таковым (т. е. покаянным), молящемуся нужно осмыслить каждую его фразу.
ПСАЛОМ 50
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей (а не по делам моим),
и по множеству щедрот Твоих очисти Беззаконие мое (.....23).
Наипаче омый мя от Беззакония моего (.....24)
и от греха моего (тайного и мысленного) очисти мя:
яко Беззаконие мое аз знаю (и то токмо отчасти), и грех мой предо мною есть выну (постоянно прилагая грех ко греху).
Тебе единому согреших (.....25, самой негодной молитвой Твое величие оскорбих),
и лукавое пред Тобою сотворих (и всех ближних соблазних):
яко да оправдишися во словесех Твоих, и поведиши, внегда судити Ти.
Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя; (аз же безумно надмеваюсь самодовольством и уничижаю ближних моих).
Сe бо истину возлюбил еси (аз же ложь семь пред Тобою),
Безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси (но Твоих повелений я в жизни не исполнил).
Окропишн мя иссопом (слез моих), и очнщуся (от грехолюбия).
омыеши мя (Кровию Агнчей26), и паче снега убелюся.
Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя (егда очистиши мя от грехов моих).
Отврати лице Твое от грех моих (на Суде Твоем),
и вся Беззакония моя очисти (прежде смерти).
Сердце чисто созиждн во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (дабы я не прилагал грех ко греху).
Не отвержи мене от лица Твоего (на Суде Твоем),
и Духа Твоего Святаго не отыми от мене (в житии сем николиже).
Воздаждь ми радость спасения Твоего (прежде смерти моей)
и Духом Владычним утверди мя (на пути спасения).
Научу беззаконныя (чувства мои) путем Твоим,
и нечестивии (пожелания мои от временных пристрастий) к Тебе обратятся.
Избави мя от кровей (убийства и убийственных соблазнов27), Боже, Боже спасения моего:
возрадуется язык мой правде Твоей (егда научиши мя ей).
Господи, устне мои (сердечные) отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою (в непрестанной молитве и покаянии).
Яко аще вы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения неблаговолиши. Жертва Богу дух сокрушен (аз же и сего не имам, темже благодатию Твоею сокруши и смири гордую душу мою),
сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (по любви и снисхождению Его к нам):
Ублажи, Господи, (благодатию Твоею душу мою) благоволением Твоим Сиона28
и да созиждутся (вокруг души моей) стены Иерусалимския.
Тогда (в священном мире29) благоволиши жертву правды (приять), возношение (во хвале Твоей) и всесожегаемая (в горячих покаянных чувствах):
тогда возложат на алтарь Твой тельцы (благоприятных Тебе жертв покаяния и исправления).
* * *
Как мы уже сказали прежде, расширенное восприятие "прорабатывается" человеком заранее: тогда, когда он уготовляет себя к молитве. В дальнейшем заостряющие внимание вставки будут только напоминать о прежде усвоенном понимании читаемых слов.
Нужно правильно понять: "расширенное восприятие" не является толкованием, оно лишь - как вспомогательное средство для осмысленного чтения псалмов и молитв (ради нашей немощи). Смысл этого обучительного способа - не в самих изречениях. Он заключается в том, чтобы сознательно, действенно, с живым чувством, привязать нашу мысль к произносимым словам.
Вставки читаются мысленно и вначале их можно употреблять не все, а только несколько по расположению души.
- Возникает недоумение. Чем отличается "расширенное восприятие" от католического метода молитвы? К примеру, у одного католического писателя есть такое руководство к духовной жизни:
"Рекомендуется представить себе, как три Божественные Ипостаси взирали на мир, переполненный людьми, и как, видя, что все идут в ад, постановили в Своей вечности, чтобы Второе Лицо вочеловечилось для спасения человеческого рода. Рекомендуется вообразить все огромное пространство Земли". Далее: "Рекомендуется обозреть путь от Назарета до Вифлеема, представляя себе его долину..." и т.д., "...видеть участвующие лица: Святую Деву, Иосифа, служанку, Младенца Иисуса. После чего я подумаю обо всех этих словах, чтобы извлечь из них для себя некий плод". При этом нужно "вкушать и обонять бесконечную благость и сладость Божества, дотрагиваться мысленным прикосновением, например, обнимать и целовать те места, на которых эти Лица пребывали, всегда стараясь получить от этого какой-нибудь духовный плод", - и так далее. И в чем же здесь разница?
- Заблуждение исповедающих католицизм состоит в том, что их учение, во-первых, предоставляет полный произвол человеческой фантазии вымышлять картины, события, людей, действия, слова и т.д. А во-вторых, - что наиболее страшно и глубоко прельстительно, - рекомендует "вкушать и обонять бесконечную благость и сладость Божества". Вот в чем глубина заблуждения, вот в чем прельщение и пагуба: они,НЕ обоняя, НЕ вкушая и НЕ общаясь с Богом, представляют себе, что они вкушают и обоняют бесконечную благость и сладость Божества. Они "дотрагиваются мысленным прикосновением" до мест, "на которых Эти Лица пребывали" и т.д. Что это значит? Это значит, что они предают себя в полную власть иллюзий, фантазий, обмана, лжи. И потому диавольские духи приобретают над такими людьми полную власть.
А подумать о том, что мы произносим в молитве, мы должны, как сказано в Писании: "Прежде, нежели начнешь молиться, приготовь себя, и не будь как человек, искушающий Господа" (Сир.18:23). Об этом говорят и Святые Отцы: в частности, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник. У святителя Феофана Затворника имеется целый ряд поучений на эту тему. К примеру, он говорит так: "Возьми 103-й псалом и внимательно разбери каждое его изречение. Даже если у тебя уйдет на разборку этого псалма все время, предназначенное тебе для совершения вечерни, скажем, час, ты со спокойной совестью закрой книгу, потому что час ты уже промолился. А на следующий день продолжай дальше. Разбирай осмысленно каждую фразу, которую ты произносишь, совершая последование вечерни. Таким же образом нужно осмыслить и прочие молитвы".30
Мы, люди, существа умные. И, как учат нас Святые Отцы, умом мы или приближаемся к Богу и бываем в единении с Ним, или удаляемся от Бога и бываем пленяемы сатаной. Так что мы обязательно должны думать о том, что мы произносим (но не мечтать и не воображать, подобно католикам).
Слова-вставки "расширенного восприятия" - это личное приспособление слов молитвы для живого осознания произносимого, ибо слова молитвы воспринимаются нами живо тогда, когда мы приносим Богусвою, а не чью-то чужую молитву.
- А сравнение с условиями "аэродрома"? Это не воображение?
- Нет, это не воображение, это просто как ассоциация для напоминания серьезности дела и ответственности данного момента
- своего рода "пособие" для правильной "настройки" души. Собственно к молитве оно не имеет никакого отношения.
Воображение опасно тогда, когда человек в молитве представляет Христа, Божию Матерь, Святых или начинает фантазировать, что беседует с Ними: якобы он Им что-то говорит, а Они ему что-то отвечают. Такому воображению последует прелесть. Но это не относится к случаю, когда человек настраивает себя на то, что "сегодняшний день может оказаться последним днем в моей жизни". Так что здесь большая разница.
- Мысль о смертельной опасности изменяет внутренний настрой души человека?
- Конечно. А потому, когда человек с таким настроем общается с тем, кто близок и дорог его сердцу, он говорит ему самые серьезные слова. Ну, скажем, военный улетает на боевое задание - может быть, он уже не вернется с этого задания. Поэтому он говорит с любимым человеком очень внимательно, вкладывая предельно глубокий смысл в каждое слово, которое произносит.
Таким же образом и нам должно держать себя на молитве с Богом.
Об Иисусовой молитве
- Читаю молитву Иисусову, но она какая-то "сухая" и мало действует на мое бесчувственное сердце. Получается, что только "перебираю четки". Что делать?
- В таком случае некоторые советуют читать молитву по десяткам. Прочитал десять молитв и спрашиваешь себя: "Ну. как прочитал? Внимательно или невнимательно? Благоговейно или неблагоговейно? С покаянием или без покаяния?" И тут же каешься: "Прости меня, Господи, бесчувственного, беспокаянного, рассеянного!"
Читаешь следующий десяток. Вспомнил о своей лености, чревоугодии или ропоте на кого-то или что-то - опять каешься.
И хотя эта молитва не совсем чистая, но зато она - живая, приводящая к покаянию и исправлению.
Если в таком делании человек будет усердно упражняться, то постепенно он будет избавляться от мысленного помрачения, от стужающих страстей и обольщений диавольских, т.е. от всего, что разоряет и уничтожает нашу молитву.
Что такое "трезвение" и доступно ли оно для нашего времени?
- В святоотеческой литературе о молитве много говорится о добродетели трезвения. К примеру, преподобный Исихий Иерусалимский сказал о трезвенны, что оно - творец всех заповедей Ветхого и Нового Заветов. Почему он так сказал? Возможно ли в наше время жить трезвенно? Это недоумение основано на следующих двух моментах:
- в той же цитате о трезвенна преподобный Исихий говорит, что еще в его время монахи почти утратили трезвение (о мирянах уж и говорить не приходится};
- доводилось от некоторых современных подвижников слышать такое мнение, что, дескать, сейчас дай Бог только бы сохранить веру православную да соблюстись от смертных грехов, а высокие духовные делания - не для нашего времени.
Создается впечатление, что даже желание трезвения - уже дерзость. Так это или не так?
- Итак, по порядку. Преподобный Исихий сказал о трезвении, что оно - творец всех заповедей. Почему он так сказал? Потому что так оно и есть. Человек не сможет исполнить никакую заповедь, если он не будет трезвенно размышлять: что он должен сделать, какую заповедь он должен исполнить в каждом конкретном случае. Следовательно, без этого рассуждения не исполняется никакая заповедь.
Допустим, или простить оскорбление, или помочь брату, который просит что-то ему сделать, или дать милостыню, или понудить себя на что-то доброе, памятуя, что "от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф.11:12), - и т.д. Вот это и есть трезвение, которое понуждает нас исполнять в каждом случае какую-либо заповедь, отсекая какую-либо свою страсть.
Также в каждом грехе, который мы совершаем вольно или невольно, мы должны каяться. А это все делается на основании трезвения.
Нужно понять, что трезвение, как само делание, имеет различные степени. И вершины его, может быть, монахи начали утрачивать еще во времена преподобного Исихия. Но христианин не может быть христианином, если он не имеет начального трезвения, т.е. если он не исполняет заповеди евангельские, не внимает голосу своей совести, и не кается, в чем он согрешил. Это - начало трезвения. Даже христиане, которые проводят нерадивую жизнь, все равно проявляют начатки трезвения тогда, когда они готовятся к исповеди. Они думают: "Чем мы согрешили в том, другом, третьем случае?"
Так что каждый имеет трезвение в своей степени, только мы не употребляем слово "трезвение" и потому нам кажется, что это делание - что-то непонятное и как будто совсем неприемлемое - слишком высокое. Тем не менее, каждый человек в какой-то степени к нему приобщается и в нем упражняется.
Насчет того, что приходилось слышать от некоторых подвижников, что, дескать, "сейчас такое время и мы не можем иметь трезвения - лишь бы сохранить православную веру да соблюстись от смертных грехов".
Мне кажется, если это говорил настоящий подвижник, то он мог сказать так по своему смиренномудрию. Подвижник обычно упражняется в самоукорении, если правильно подвизается И потому он, находясь в этом делании, не видит его сам в себе и не вменяет его себе в добродетель. И когда его кто-то спрашивает, то он говорит вот такую фразу, для того чтобы смирить свою душу, и не показать перед ближними, что он имеет какое-то делание.
Но может быть, конечно, и другой вариант... может и "вывих" какой-то быть - нужно смотреть, кто это говорит.
"Создается впечатление, что даже желание трезвения - уже дерзость". Ну, это мнение, можно сказать, - "смех сквозь слезы". Какая дерзость? Это жизнь! Трезвение - это христианская жизнь. Я еще раз говорю, что в трезвении есть разные степени: одно дело, когда человек воспринимает приближающийся помысел "по запаху". Помысел еще не изобразился в уме и сердце, а душа уже чувствует его приближение и распознает, какой "заряд" он в себе несет. Или это злопамятность, или сладострастие, или многостяжание, или что иное…
Тому, кто упражняется в более-менее высоких степенях трезвения, даже не нужно принимать помысла: он чувствует его "по запаху", определяет и отталкивает. Другой же, с низшим деланием, видит зверей приближающихся и влезает на дерево (т.е. "убегает" внутрь своего сердца, как сказано у Святых Отцов), спасаясь, таким образом, от пленения страстными помыслами. А мы, простые христиане, хотя бы должны исполнять то, что требует от нас наша совесть. Вот наше трезвение. В этом трезвении - вся христианская жизнь. И ставить такой вопрос, что "это дерзость" просто глупо.
Архив