Вверх страницы
Вниз страницы

ЗНАКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОРОЧЕСТВ

Объявление

ПРАВИЛА ФОРУМА размещены в ТЕХНИЧЕСКОМ РАЗДЕЛЕ: https://znaki.0pk.ru/viewtopic.php?id=541

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗНАКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОРОЧЕСТВ » История и сущность Православия » Старцы и старчество. Наставления и советы.


Старцы и старчество. Наставления и советы.

Сообщений 581 страница 600 из 915

581

"Кресты - это лестницы на Небо".

Императрица Александра Федоровна Романова.

"Все хотят быть со Христом прославленным и превознесенным. Но мало кто хочет нести со Христом Крест, поругание, уничижение, посмеяние и терпеть скорбь. Но Он говорит: "И кто не берет Креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня" (Мф. 10, 38). Ибо хотящему быть со Христом во царствии и славе Его надо и в этом мире быть с Ним, смирением и терпением Ему последовать и так нести свой Крест".

Святитель Тихон Задонский.

Брат безмолвствовал в келлии своей. Демоны, приняв вид Ангелов, хотели обольстить его: они приходили к нему, будили его, показывали ему свет и приглашали к Божественной службе. Брат пошел к некоторому старцу и сказал ему: «Авва! Ангелы приходят ко мне и приглашают к Божественной службе».

Старец сказал: «Не слушай их, сын: это — демоны, и когда они придут будить тебя, скажи им: "Я, когда мне захочется, встану". Получив такое наставление, брат возвратился в келлию. На следующую ночь демоны, по принятому ими обычаю, опять пришли будить его. Но он отвечал так, как было заповедано ему, говоря: "Я, когда захочу, встану, а вас не слушаю". Они возразили: «Этот злой старик, лицемер, сбил тебя с толку! К нему приходил брат, прося денег взаймы; деньги у старца были, но он обманул брата, говоря, что у него нет денег, и не дал брату: из этого пойми, что он лицемер».

Брат встал рано утром, пошел к старцу и пересказал ему слышанное от бесов. Старец сказал на это: «Что у меня были деньги — правда, а что я не дал брату, просившему в заем, то поступил так, зная, что причиню вред душе его, если дам. Я признал за лучшее нарушить одну заповедь, чтоб исполнением ее не впасть в нарушение десяти; из этого нарушения могло бы произойти значительное смущение, причиною которого были бы деньги, если бы я дал их. А ты не слушай демонов, которые хотят обольстить тебя». Утвержденный словами старца, брат ушел в свою келлию.

Комментарии Святителя Игнатия Брянчанинова:

Никак не должно увлекаться добродетелями, которые предлагаются демонами, как бы эти добродетели ни были возвышенны и блестящи. Все, предлагаемое демонами, должно отвергать, без всяких исключений. Произвольное повиновение демонам, хотя бы оно совершилось по их приглашению и настоянию, подчиняет человека демонам, лишает человека духовной свободы, соделывает его орудием их. Великое бедствие — поработиться демонам и сделаться орудием их! Бедствие, объемлющее мир и не понимаемое миром.

0

582

В 20-х годах Нина Д. прямо спросила старца Нектария: «Все говорят, что признаки второго пришествия исполнились».— «Нет, не все,— ответил Батюшка,— но, конечно, даже простому взору видно, что многое исполняется, а духовному открыто: раньше церковь была обширным кругом во весь горизонт, а теперь, видишь ли, как колечко, а в последние дни перед пришествием Христовым она вся сохранится в таком виде: один православный иерей и один православный мирянин. Я тебе не говорю, что церквей совсем не будет, может быть, они и будут, да, но Православие-то сохранится только в таком виде. Ты обрати внимание на эти слова. Ты пойми. Ведь это во всем мире.

http://s5.uploads.ru/t/vfXZk.jpg

Скорби и радости тесно соединены друг с другом

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил радоваться скорбям:
«В скорбях сокровенна есть милость Божия! Если объимут тя скорби – радуйся, ибо ты тогда идешь истинным путем. А кто не отбегает от скорбей и несет оные по силе, тот и получит Царство вечное.

(Если) будет, пожалуй, мало скорбей – тогда будет мало и приобретения, мало обучения. А уж это плохой купец, который радуется, что на торгу мало народа и его мало тревожат требователи и продавцы!»

Преподобный Варсонофий говорил:

«Много горечи в жизни: неудачи, болезни, бедность и так далее. Но если человек верует в Бога, то Господь и горькую жизнь может усладить».

Старец наставлял:

«Скорби и радости тесно соединены друг с другом, так что радость несет скорбь и скорбь – радость. День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода – вёдро; так и скорбь и радость сменяют одна другую».

Удерживаться от ропота

Если мы не в силах радоваться в скорбях, то постараемся, следуя наставлению преподобного Варсонофия, не скорбеть паче меры и удерживаться от ропота:

«Если же еще по немощи нашей не можем при поношении радоваться, то, по крайней мере, да не скорбим паче меры. Если же от слабости нерв не можем побороть и одолеть скорбных и оскорбляющих мыслей, то всячески да соблюдаем себя от ропота».

Преподобный Макарий учил, что малодушие и ропот только умножают и отягчают скорби:

«Будь уверена, что Бог не посылает нам искушения выше меры, но разве (только) за гордость, за самомнение и за ропот, коим мы сами себе скорби отягчаем. Берегись роптать и малодушествовать. Великодушие и терпение облегчают скорби, а малодушие и ропот умножают и отягощают оные».

Если же и от ропота не можем удержаться, то, по совету преподобного Амвросия, познаем свою немощь и смиримся:

«Когда же и до сего доходило дело, то да познаем немощь нашу и да смирим себя пред Богом и людьми и покаемся. Познание своей немощи и смирение тверже всякой иной добродетели».

Прощение обид

Преподобный Никон напоминал, что скорбь облегчается прощением обид:

«Помни, что по закону духовному прощение обид (действительное прощение) дает человеку разум истины и великие блага. Смириться надо и терпеть. А Господь тебя не оставит милостию Своею».

Не навлекать на себя скорби самому

Как предотвратить скорби, не навлечь их на себя самому? Не взять на себя напрошенного самовольного креста? Старец Амвросий советовал:

«Не будь скора в словах, а прежде внимательно обдумывай то, что нужно говорить людям, восстающим против нас, или людям великим».

Преподобный Никон советовал:

«Моли Бога, чтобы отклонил от тебя всякую напасть, всякое искушение. Не должно дерзостно бросаться в пучину скорбей – в этом самонадеянность гордая. Но когда скорби придут сами собою, не убойся их, не подумай, что они пришли случайно, по стечению обстоятельств. Нет, они попущены непостижимым Промыслом Божиим».

Молитва в скорбях

В скорбях, притеснениях, обидах, клевете старцы учили молиться. Преподобный Амвросий советовал прибегать к заступничеству Божией Матери и святых:

«Ложь останется ложью и никогда правдою быть не может, а оклеветанные рано или поздно всячески оправданы будут. Прибегай почаще в молитвах к Царице Небесной и угоднику Божию святителю Николаю – они тебя не оставят в скорбях и обстояниях».

«Молись поусердней Царице Небесной, святителю Николаю, Иоанну Воину и священномученику Фоке. Молитвы их сильны защитить тебя от чрезмерных нападений».

Старец также советовал для утешения в скорбях чаще читать Евангелие и Псалтирь:

«Выписываю тебе псалмы, которыми молился святый Давид, когда был в гонении от врагов: 3, 53, 58, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь, прочитывай 101-й псалом».

«Заучай псалмы сии и читай их почаще: “Живый в помощи Вышняго”, “Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою”, “Боже, в помощь мою вонми”… Читай их, научайся предаваться Промыслу Божию и обучайся терпению встречающегося».

Преподобный Антоний советовал в любом огорчении и неприятности прибегать к святому имени Иисуса Христа:

«Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: стерплю это я для Иисуса Христа! Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно; при нем все неприятности утихают, беси исчезают – утихнет и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его».

Преподобный Иосиф вспоминал святого Василия Великого:

«Святой Василий Великий пишет об одном языческом философе, который говорил: “Прежде я хотел, чтобы всё делалось по-моему, но, видя, что ничего не делается так, как я хочу, я стал желать, чтобы делалось всё так, как делается, и чрез это стало выходить то, что всё стало делаться так, как я хочу».

Преподобный Никон писал:

«В скорби и искушении Господь помогает нам, но не отнимает их от нас, а подает силу переносить их и даже их не замечать».

Старец учил в скорбях читать молитву, которая уврачует душевные раны:

«Слава тебе, Боже мой, за посланную скорбь! Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя во Царствии Твоем. Да будет во всем святая воля Твоя! Эту молитву советуется произносить одну за другою не спеша, заключая ум в слова молитвы. Лучше всего уединиться и, стоя или сидя, произносить эту молитву. Это – прекрасное врачевство для скорбящей души, оно помогает даже в минуты усиленных душевных и телесных страданий. Сначала, если невозможно сразу проникнуться чувствами благодарности Богу, покорности Ему, смирения перед Ним, произносить молитву всё-таки нужно хотя бы и одними устами. Постепенно придут означенные чувства, и вместе с ними мир низойдет в сердце человека».

Терпение в скорбях
Иногда нужно просто с терпением подождать, и скорбь отойдет сама собой. Об этом старец Амвросий напоминал забавную поговорку:

«Не раз придется вспомнить поговорку: “Спросил бы зимою у гуся, не зябнут ли у него ноги”. А гусь, хотя нередко ноги, поджимая, переменяет, а всё-таки так или сяк зимы переживает. Зато уж, когда придет весна, с самодовольством по озеру плавает».

А когда духовное чадо попросила у старца: «Батюшка! Научите меня терпению», – преподобный Амвросий ответил: – «Учись! И начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей».

Все Оптинские старцы говорили о необходимости терпения в скорбях. Преподобный Лев наставлял:

«Помните, что без скорбей спастись невозможно, – терпением и смирением всё побеждается».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал духовному чаду:

«Потерпишь – и будет мир. А станешь воздавать злом за зло – то и мир отступит, и Бог оставит самосудку. Где мир – там Бог».

Преподобный Иосиф советовал:

«Всё терпи, за всё благодари Бога и будешь всегда духом покойна».

«Не завидуй тем, кто живет спокойно. Терпеть скорби гораздо лучше, нежели жить спокойно».

«Как после сухой погоды непременно жди дождя или бури, так и в сердце человека то же бывает после душевной скорби, и наоборот. Как закваска нужна для теста, чтобы были хлебы вкусны, то же самое и терпение для спасения».

«Без терпения никакая добродетель не исправляется».

Преподобный Варсонофий учил:

«Скорбями испытывается наше терпение и смирение. Молись Богу о помощи и терпи. Чего Господь не попустит, того быть не может».

«Надо терпеть, а за терпение Господь утешит».

Терпение с разумом

Старец Анатолий (Зерцалов) писал, что терпение должно быть не безотрадное, а с разумом:

«Но только и терпение твое не должно быть нерассудное, то есть безотрадное, а терпение с разумом – что Господь зрит во все дела твои, в самую душу твою, как мы зрим в лицо любимого человека, то есть ясно, внимательно. Зрит и испытует: каковою ты окажешься в скорбях? Если потерпишь, то будешь Его возлюбленною. А если и не стерпишь и поропщешь, но покаешься, все-таки будешь Его возлюбленною».

А преподобный Никон объяснял, что же такое разумное терпение:

«Терпение есть непрерывающееся благодушие».

0

583

Боль за ближнего помогает семье (прп. Паисий
Святогорец).

Чем больше [материальных] благ приобретают сегодня люди, тем больше они приобретают проблем. Ни Бога они не благодарят за Его благодеяния, ни несчастья своих ближних не видят. А не видя несчастья ближних, они не оказывают им милостыню. Люди тратят деньги без цели и не думают о своём ближнем, которому нечего есть. Как после этого к ним придёт Благодать Божия? Даже если у человека есть семья, все равно он должен на чем-то экономить и откладывать деньги, чтобы оказывать милостыню другим. Ему надо объяснить своей жене и детям, что где-то живёт брошенный всеми больной человек или очень нуждающаяся бедная семья. И если у них нет денег, чтобы помочь несчастным, то он должен сказать своим близким: "Давайте подарим этим несчастным хотя бы какую-нибудь христианскую книгу, ведь у нас их много". Подавая милостыню тем, кто испытывает нужду, человек помогает и самому себе, и своей семье.

Знаете, как нуждаются несчастные верующие в России! Как-то я подарил одному русскому священнику коробочку ладана и сказал: "Прими этот скромный подарок". — "Да разве это скромный подарок? — ответил он. — Ведь у нас в России такого хорошего ладана не найти". А знаете, как мучаются беженцы из России и других стран здесь, в Греции? На Халкидике я познакомился с человеком, приехавшим из России. Он укладывал каменные плиты, получал триста драхм за квадратный метр [1] и говорил: "Слава Тебе, Боже, что у нас есть хлеб". Поэтому, когда один подрядчик пожаловался мне, что во время работы он "перегружает" себя грехами, я ему ответил: "Если ты загрузишь работой этих беженцев и поможешь им то разгрузишь себя от грехов. Ведь этим несчастным негде жить. По сравнению с ними ты Онассис" [2].

Желая, чтобы мы возделывали добродетель, Бог попускает болезни, нищету и тому подобное. Ведь Бог мог бы исцелить больных и обогатить нищих, Он мог бы устроить всех, но тогда мы имели бы ложное чувство, что мы добродетельны. Мы называли бы себя, к примеру, милостивыми, не являясь таковыми на самом деле, тогда как сейчас наши добродетели видны из наших дел. Слава Богу, есть люди, которые приносят себя в жертву ради ближнего. Я был знаком с человеком, который, демобилизовавшись из армии, сразу же был несправедливо осуждён на большой срок тюремного заключения. Он сознательно пошёл на это для того, чтобы спасти одну семью. Этот человек не подумал ни о том, что он себя скомпрометирует, ни о своей будущей карьере.

Я вижу, что Бог устраивает так, чтобы в каждой семье по крайней мере один человек имел веру и благоговение, для того чтобы остальные члены этой семьи тоже получали помощь! В Конице я был знаком с семьёй, все члены которой были равнодушны к Церкви, кроме одной из дочерей. Эта девушка, едва заслышав звон колокола, снимала фартук, оставляла незавершенными все свои дела и спешила в церковь. Даже когда в село пришли немцы и пономарь стал звонить в колокол, извещая об этом народ, эта девушка побежала в церковь на вечерню! И хотя её родители были людьми весьма прижимистыми, сама она была очень сердобольной. Отец этой девушки от скупости питался не нормальной пищей, а сухим хлебом, который размачивал в воде. Её мать тоже была очень прижимистой! Несмотря на то что её дети занимали ответственные должности и были богатыми, она, чтобы не потратить ни спички, рылась в золе в поисках ещё не потухшего уголька и куском сена разжигала от него огонь. Чтобы не покупать кофейник, они варили кофе в консервной банке! Но меня её мать любила. Я в то время жил в монастыре Стомион. И вот если эта девушка хотела взять что-то из дома своих прижимистых родителей, чтобы дать в милостыню какому-нибудь бедняку и не могла взять эту вещь тайком, то она говорила матери: "Мама, эта вещь нужна монаху". — "Отдай ему, отдай", — отвечала ей та. Эта скупая женщина была согласна что-то дать только монахам. И раньше, при оккупации, её дочь тайком помогала беднякам. Она незаметно брала из амбаров пшеницу, на своих плечах несла её на мельницу, молола и раздавала бедным семьям муку. Однажды мать застала её "на месте преступления". Как же девушке досталось! Тогда она дала Богу обет. "Боже мой, — сказала она, — помоги мне найти какую-нибудь работу, и всю свою зарплату я буду отдавать в милостыню". И на следующий день её пригласили на работу в одно благотворительное учреждение. Ох, как же она обрадовалась! Она сдержала обещание: для себя не купила на заработанные деньги даже пары чулок: все отдавала в милостыню. Знаете, сколько людей ей сейчас говорят: "Спаси тебя Господи. Да будет благословен прах твоих родителей!". Вот так за её милостыни Бог помиловал потом и её мать.

0

584

http://s9.uploads.ru/t/zyvLV.jpg

Регулярно принимайте причастие, искренне молитесь, будьте терпеливы, и вы увидите сильную руку Господа, держащую вас.

Блаженный старец Амфилохий.

Как сделать счастливым мужа? Чтобы ответить на вопрос, как сделать счастливым мужа, нужно подумать, что делает мужей несчастными в браке со стороны их жен, то есть, чего не надо делать. Следует точно определить и держаться своего места в семье: не быть ни рабой, ни госпожой мужа, а его помощницей и другом.

Мужчина ждет уважения к себе, тогда он готов простить многое. Уважение должно проявляться, прежде всего, в словах; не следует допускать, чтобы необдуманные, насмешливые, грубые слова оставляли трещины в ваших отношениях...

Старайтесь не упрекать мужа в его ошибках, а незаметно и мягко исправляйте их, не оскорбляя его самолюбие. Чтобы быть самой счастливой, надо уметь делать счастливым человека, который рядом с вами.

Архимандрит Рафаил Карелин.

В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы Господа!» (Архимандрит Агапит, настоятель Нило-Столбенской пустыни).

0

585

"Сегодня совершенно напрасно и искусственно принижается роль жены-домохозяйки. Неудивительно, что мы часто слышим от милых дам: «Ах, семья? Что вы, это не для меня!» И это понятно. Потому что создать нормальную семью с атмосферой любви и взаимоуважения – дело трудное, требующее мудрости, тонкости ума и полной самоотдачи. Чтобы стать хорошей женой - нужен определенный талант. Не потому ли сегодня так много разводов, что женщины не хотят трудиться над созданием собственной семьи?"
Протоиерей Александр Ильяшенко.


Благое говорить - серебро рассыпать,
а благоразумное молчание - золото.

Преподобный Амвросий Оптинский

В христианском созидании брака супруг именно вымаливается, а не отыскивается в местах досуга, по интернету или во время случайных встреч. Только важно учесть: такая молитва - не просто произнесение слов "Подай мне, Господи, такого-то мужа", а это то, что у святых отцов называется молитвенным трудом, когда вы, полностью прочувствовав и осознав значение для вас определённого жизненного шага, долго и усердно молитесь из самых глубин души. Известный старец архимандрит Кирилл (Павлов) всегда советовал в таких ситуациях читать акафисты...

Из книги "Чудо венчания"

"...Любите все создания Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь её познавать все далее и более, на всяк день. И полюбишь, наконец, весь мир уже всецелою, всемирною любовью. Животных любите: им Бог дал начало мысли и радость безмятежную. Не возмущайте же её, не мучьте их, не отнимайте у них радости, не противьтесь мысли Божией. Человек, не возносись над животными: они безгрешны, а ты со своим величием гноишь землю своим появлением на ней и след свой гнойный оставляешь после себя - увы почти всяк из нас!... Юноша брат мой: у птичек прощения проси: оно как-бы и бессмысленно, а ведь правда, ибо все как океан, все течёт и соприкасается, в одном месте тронешь, в другом конце мира отдается. Пусть безумие у птичек прощения просить, но ведь и птичкам было бы легче, и ребенку, и всякому животному около тебя... Все как океан, говорю вам...

Нет, не одно у тебя должно быть доброе дело, а вся жизнь твоя должна быть непрерывною цепью добрых дел.

Святитель Феофан Затворник.

0

586

Матери любят своих детей больше, чем самих себя. Мать может остаться голодной, для того чтобы накормить своего ребёнка, при этом она будет радоваться больше, чем он. Малыш насыщается физически, мать — духовно, он чувствует вкус пищи, а она ощущает духовную радость.

Старец Паисий Святогорец.

http://s9.uploads.ru/t/LNfKg.jpg

Когда выбираешь себе жену, ты должен быть ей не только мужем, но и отцом, матерью и братом. Потому что она уходит из семьи, ради того, чтобы быть с тобой и следовать по твоему пути. Так дай же ей право видеть в тебе милость отца, нежность матери и дружбу брата.

Из дневников императрицы Александры Феодоровны Романовой.

http://sh.uploads.ru/t/nlz30.jpg

Не должно у других искать истины, которую легко взять у Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни.

Св. Ириней Лионский.


Неприлично женщинам показывать в себе мужеский нрав, всякое другое правило, кроме стыдливости, чуждо благонравной женщине.

Схиигумен Савва (Остапенко).

У природы нет плохой погоды. Кто ропщет на погоду, тот ропщет на Бога.
По Типикону православный ропщущий на погоду обязан класть по 10 земных поклонов. Всем управляет Бог и погодой в том числе. Мы должны не просто с абсолютным безстрастием, а с радостью принимать любые условия погоды - ливень, мороз, жару. Главное мы живы, а значит Господь еще дает нам время для покаяния, через различные, в том числе и погодные испытания. Слава Богу!
Святые ходили практически голыми в одной худой одежонке и в зной, и лютую стужу, и в проливной дождь. Господь укреплял их и давал силы для подвига по их молитвам. Они нам в пример борьбы с телесными слабостями и духовными немощами!

0

587

Не стыдитесь признать себя верующим человеком, укрепляйтесь в вере. Раньше в катакомбах молились христиане и не отрекались от Христа, а мы теперь открыто молимся… Бог не любит трусливых!

Схиигумен Савва.

Бог не хочет от нас ничего иного, кроме покаяния и спасения.

Старец Паисий Святогорец.

Нам прискорбно видеть и слышать о невинно страждущих, но Бог знает больше нас, что кому нужно и сколько надобно огня искушений скудельному сосуду. Будьте спокойными.

Преподобный Лев Оптинский.

http://s9.uploads.ru/t/BWxft.jpg

Если ты страдаешь или телесно, или душевно – то обрати внимание: все в разной степени страдают или душевно, или телесно – без страданий не прожить.
Больше того, если ты обратишь внимание, будешь внимательным, увидишь, что больше страдают лучшие люди.
Значит, вот, ты и попал в число тех, кому позволено страдать, дабы духовно совершенствоваться.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).


Любовь к Богу должна стоять для нас выше любой любви к какому-либо человеку.

(прп. Никодим Святогорец).

От всей души нужно любить всякого человека, но надежду возлагать на одного Бога, и Ему одному служить… Ибо пока Он хранит нас, и друзья (ангелы) нам помогают, и враги (демоны) бессильны причинить нам зло. А когда Он нас оставит, то и все друзья от нас отвращаются и враги берут над нами силу

(прп. Максим Исповедник. Главы о любви, 4.95).

http://s2.uploads.ru/t/gFqxT.jpg

Человеческий долг состоит не в том, чтобы покориться духу времени, а в том, чтобы время покорить Духу Божию.

Святитель Николай Сербский.

Если делаешь добро, то должно его делать только лишь для Бога, почему на неблагодарность людей не должно обращать никакого внимания.

Прп. Амвросий Оптинский.

В Церкви я - с Богом, со святыми, а в мире - с миром в суете, с грехом.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский.

http://s5.uploads.ru/t/LfrhK.jpg


http://sg.uploads.ru/t/fS0os.jpg

Много друзей, но во время благоденствия, во время же искушений едва найдешь и одного.

Преподобный Максим Исповедник.

http://s5.uploads.ru/t/1Dm8K.jpg

Мы пребываем в Боге настолько, насколько не согрешаем.

Другой брат спросил авву Макария: «как спастись?» — старец отвечал ему: «будь как мертвый: подобно мертвым не думай ни об обидах от людей, ни о славе, — и спасешься»

(Древний патерик, 10.45).



(св. Беда Достопочтенный, Комментарии на 1 Ин. 3, 6).

0

588

http://s1.uploads.ru/t/1xL5i.jpg

0

589

"Гордость старшая сестра глупости и мать греха." свт. Иоанн Златоуст.

http://sg.uploads.ru/t/tC3bk.jpg

http://s1.uploads.ru/t/nXfbV.jpg

http://s5.uploads.ru/t/xhQfS.jpg

http://s1.uploads.ru/t/AwU1f.jpg

http://s9.uploads.ru/t/D9HIN.jpg

http://s9.uploads.ru/t/7UPGO.jpg

0

590

http://s9.uploads.ru/t/fXb5Y.jpg

http://s5.uploads.ru/t/ezHQ9.jpg

http://s1.uploads.ru/t/T2YyF.jpg

ПАТРИАРХ СЕРБСКИЙ ПАВЕЛ (ГОЙКО) † ( 11 сентября 1914, деревня Кучанцы, Славония, Австро-Венгрия — 15 ноября 2009, Белград, Сербия )

Строгий аскет, истинный подвижник, постоянно шутил.
Однажды Патриарх летел на самолете. Когда пролетали над морем, самолет стало трясти. Молодой архиерей, сидевший рядом с Патриархом, спросил Владыку о том, что будет, если самолет сейчас упадет.
Патриарх Павел спокойно ответил: «В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыбок, что неудивительно, если теперь они съедят меня».


Старец Николай Гурьянов †

Мы сейчас в гостях, а пойдем домой.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Но там, дома, двоякое направление жизни - там вечная радость для праведников и страшный геенский огонь для грешников.
И это не какие-то выдумки, нет, это - ИСТИНА.

http://s9.uploads.ru/t/UCb5Q.jpg

http://sh.uploads.ru/t/qvrFs.jpg

http://s1.uploads.ru/t/XPvte.jpg

http://s5.uploads.ru/t/Y0jQI.jpg

http://sh.uploads.ru/t/dj4Ye.jpg

http://s5.uploads.ru/t/AhnD2.jpg

http://s5.uploads.ru/t/jkewY.jpg

http://s1.uploads.ru/t/zFykv.jpg

http://sh.uploads.ru/t/H0eyB.jpg

http://s5.uploads.ru/t/IYzJ9.jpg

http://s5.uploads.ru/t/mRbIu.jpg

http://s1.uploads.ru/t/l5H0j.jpg

http://s9.uploads.ru/t/MboNd.jpg

http://s9.uploads.ru/t/x7GrW.jpg

http://s0.uploads.ru/t/BKQCX.jpg

Лучше испачкаться, спасая кого-то из грязи, чем испачкать свою душу безразличием..
http://s9.uploads.ru/t/Peo9N.jpg

http://s9.uploads.ru/t/mj7Zz.jpg

Пришла как-то к старцу некая семейная пара.
— Отче, — говорит супруга, — я ожидаю ребенка, а у нас уж и так четверо детей; коли пятый родится — не проживём. Благословите сделать аборт.
— Вижу, живётся вам не просто, — отвечает старец, — что ж, благословляю вас убить своего ребёнка. Только убивайте старшую дочь, ей ведь уже пятнадцать лет: чай, пожила уже на свете, кое-что повидала, а тот кроха и лучика солнечного ещё не видел, несправедливым будет лишать его этой возможности.
В ужасе женщина закрыла лицо руками и зарыдала.

+1

591

0

592

О том, что необходимо попечение о совести. Святой Паисий Афонский.

Будем испытывать свою совесть.

Благий Бог даровал первозданным людям совесть — первый божественный закон. Бог глубоко начертал совесть в человеческих сердцах, и с тех пор каждый наследует совесть от родителей. Если человек в чем-то поступает неправильно, то совесть, работая у него внутри, обличает и ведет его к покаянию. Однако должно заниматься правильным духовным деланием и испытывать свою совесть, чтобы всегда быть способным слышать ее глас. Не испытывая свою совесть, человек не получит пользы ни от чтения духовных книг, ни от советов святых Старцев. И даже заповедей Божиих он, не испытывая своей совести, сохранить не сможет.

— Геронда, а можно ли совсем не видеть своего реального духовного состояния и не замечать того, что ты сбился с пути?

— Если человек не следит за своей совестью и не очищает ее, то постепенно его совесть покрывается слоем накипи, и он становится бесчувственным. Он грешит, и при этом у него словно не происходит ничего особенного.

— Геронда, расскажите нам, пожалуйста, о том, как необходимо заботиться, печься о совести.

— Чтобы быть уверенным в том, действительно ли мы поступаем по голосу своей совести, должно следить за собой и открывать себя своему духовнику. Ведь можно, попирая свою совесть, считать, что у тебя все в порядке. Или же, исказив свою совесть, человек может считать совершенное им преступление благодеянием. Возможно и такое: человеку вредит то, что он сделал свою совесть чрезмерно чувствительной.

— Геронда, я внутренне осуждаю других и не контролирую себя в этом. Может быть, все происходит от того, что я стала бесчувственной?

— Необходимо многое внимание. Ведь, совершая грех в первый раз, человек чувствует некое [внутреннее] обличение, переживает. Сделав тот же грех повторно, он испытывает меньшее обличение, и если он невнимателен и продолжает грешить, то его совесть очерствевает. К примеру, если некоторым делаешь замечание за какой-то проступок, то, чтобы не испытывать угрызений совести и не расстраиваться, они меняют тему разговора.

Все равно что индусы, которые погружаются в нирвану [1]! Один юноша в Гималаях убил пятерых итальянских альпинистов и, закопав трупы в землю, начал упражнение по концентрации сознания. Сев на землю, он два часа напролет повторял: "Дерево-дерево-дерево..." — чтобы "выйти в духовный вакуум", забыть происшедшее и не иметь беспокойств от помысла. Вот, предположим, я ругаю кого-то из наших сестер за какой-то своевольный проступок.

Если эта сестра не совершает правильного духовного делания и не старается исправиться, то в ответ на все мои распекания она может сказать: "А сегодня к вечерне будут звонить раньше..." — для того чтобы сменить тему разговора. А потом диавол заморочит ей голову и внушит: "Не беспокойся! Ты ведь сказала это для того, чтобы не расстраивался Старец!" Диавол тоже находит ей оправдание, и, вместо того чтобы признаться: "Я сделала это, чтобы попрать свою совесть", она оправдывает себя: "Я сделала это ради того, чтобы не расстраивался Старец!" Видите, что творит тангалашка? Тонкая работа! Он поворачивает ручку настройки на другую частоту, чтобы мы не увидели своего проступка.

— Геронда, а может ли человек замечать за собой малозначащие проступки и при этом не видеть грубых грехов?

— Да как же не может! Мой знакомый духовник рассказывал такой случай. Одна женщина, придя к нему на исповедь, безутешно рыдала и повторяла одну и ту же фразу: "Я не хотела ее убивать!" — "Послушай, — стал успокаивать ее духовник, — если у тебя есть покаяние, то у Бога есть прощение греха. Ведь Он же простил покаявшегося Давида" [2]. — "Да, да, но я этого не хотела!" — повторяла она. "Как же ты ее убила?" — осторожно спросил духовник. "А вот как: я вытирала пыль, нечаянно махнула тряпкой и убила ее! Но я не хотела убивать эту муху!" А помимо всего прочего, эта особа изменяла мужу, бросила детей, развалила семью и жила неизвестно где, но обо всем этом рассказывала как о ничего не значащих пустяках. "За все это полагается епитимья", — сказал духовник, когда услышал о ее "подвигах". "И почему же это она за "все это" полагается?" — возразила она ему. Ну скажите, чем можно помочь такому человеку?



1. Старец имеет в виду технику йоги и медитации, которую последователи восточных религий используют для того, чтобы достичь состояния так называемой нирваны, понимаемой ими как освобождение.



2.См II Цар 12, 13






Заглушенная совесть

— Геронда, бывает, что мне говорят: "Это похотение сидит у тебя в подсознании, но ты его не осознаешь". Как мне его осознать?

— Приглядевшись к себе, ты поймешь, что, даже говоря, что у тебя все в порядке, ты все равно чувствуешь себя плохо. Поэтому тебе требуется [духовно] обследоваться. Если человек плохо себя чувствует [телесно], испытывает упадок телесных сил и тому подобное, то его анализы исследуют в микробиологической лаборатории, ему делают томографию, чтобы найти причину недомогания.

Если ты видишь, что не имеешь мира и расстраиваешься, то знай, что у тебя внутри что-то неладно и тебе надо найти этот непорядок, чтобы его исправить. Предположим, совершив какой-то [греховный] проступок, ты переживаешь, но на исповеди о нем умалчиваешь. Проходит время, и с тобой случается радостное событие. Ты чувствуешь радость, эта радость покрывает переживание за грех, и ты постепенно его забываешь. Ты уже не видишь своего греха, потому что радость, как крышка, покрыла его сверху.

Радости покрывают грех, загоняют его вглубь, но он продолжает работать изнутри. Таким образом, человек попирает свою совесть и поэтому начинает очерствевать, а его сердце потихоньку засаливается. А потом тангалашка во всем находит ему оправдание: "Это дело пустяшное, а это вещь естественная..." Однако такой человек не имеет покоя, поскольку загнанное вглубь расстройство не умолкает. Он чувствует в себе беспокойство, не имеет внутреннего мира и тишины. Он живет с непрекращающимся терзанием, мучается и не может понять, в чем причина всего этого, потому что его грехи покрыты сверху, загнаны вглубь. Такой человек не понимает, что страдает от того, что совершил грех.

— Геронда, а если такому человеку [открыть глаза] сказать, в чем причина его страданий, это ему поможет?

— Требуется внимание, потому что, если ты откроешь ему глаза, у него проснется совесть. Совесть начнет его обличать. И если такой человек не смирится, то он может дойти до отчаяния, поскольку истина будет ему не по силам. Однако если он смирится, то [знание истинной причины его страданий] ему поможет.

— Геронда, а бывают ли люди, которые рождаются с очерствевшей совестью?

— Нет, людей, родившихся с очерствевшей совестью, не бывает. Бог очерствевшей совести не создавал. Однако, если человек заваливает свои грехи, загоняет их вглубь, его совесть постепенно покрывается слоем накипи и перестает его обличать.

— Геронда, такой человек становится "самоуправляемым", он создает [себе] свои собственные законы.

— Да... Страшное дело!..

— Это что — прелесть?

— Ну а что же? Конечно, прелесть.






Искаженная совесть

— Геронда, Вы часто говорите, что человек должен быть внимателен, чтобы не испортить, не исказить свою совесть. Каким образом совесть становится искаженной?

— Успокаивая свой помысл, человек попирает свою совесть. Успокаивая свой помысл длительное время, человек устраивает себе другую — свою собственную совесть, совесть, сшитую на свой аршин, то есть совесть искаженную. Однако в этом случае человек лишается внутреннего покоя, поскольку искаженная, испорченная совесть внутреннего покоя принести не может. Ведь человек, допустивший какую-то погрешность, не находит себе покоя, даже если кто-то делает вид, что не заметил его погрешности или успокаивает его: "Ты не виноват, не волнуйся".

Некоторые из тех, кто становится последователями разных гуру и занимается подобными вещами, поняв, что с ними происходит что-то неладное, приходят ко мне за советом. Но, когда, желая им помочь, я начинаю что-то объяснять, они упираются и стоят на своем: "Нет, в нашей вере все правильно". — "Слушай-ка, — отвечаю я, — но раз у вас "все правильно" и раз это "правильное" приносит тебе покой, то зачем ты приходишь ко мне со своими вопросами?" Вот так эти люди, не находя внутреннего покоя во лжи, все равно настаивают на своем и стараются где только можно "урвать" хоть сколько-нибудь ложного покоя. Однако истинного покоя они не находят.
онда, а может ли человек всю жизнь прожить с искаженной совестью?

— Если верит своему помыслу, то может.

— А как он может исправить свою искаженную со весть?

— Он может ее исправить, если мыслит смиренно, не доверяет своему помыслу и обсуждает его с духовником.

— А может ли, Геронда, человек исказить свою совесть, оттого что он [чрезмерно] чувствителен?

— Раз он исказил свою совесть, то это значит, что, скорее всего, его чувствительность никуда не годится. Ведь испорченное повлечет за собой испорченное. Некоторые говорят: "Я человек чуткий", но с людьми при этом обращаются варварски и без причины на них набрасываются.

— Геронда, у людей, которые занимаются самооправданием, совесть покрылась "накипью"?

— Тот, кто занимается самооправданием, все же не лишен и внутреннего обличения [голоса совести], не бесчувственен. А раз человек не бесчувственен, то ему становится больно за свой греховный проступок, и потом к нему приходит божественное утешение. Но тот, кто исказил свою совесть, доходит до бесчувствия. Такой человек хвалится преступлением, которое совершил. Мне приходилось видеть людей, которые рассказывали о совершенных ими преступлениях так, словно хвалились подвигами. Ведь если кто-то изощрит свою искаженную совесть, то это уже не просто очерствение, это кое-что похлеще.

Однажды, когда я жил в монастыре Стомион в Конице [1], туда пришел один мужчина и сказал: "Я хочу поисповедоваться". — "Я не священник", — стал отказываться я, но он продолжал настаивать: "Нет, хочу рассказать об этом тебе". Рядом с нами оказалось несколько женщин, пришедших в обитель поклониться святыне. "Вам лучше уйти", — сказал им я. "Ничего, пусть посидят, послушают", — разрешил мужчина и начал рассказывать о своих молодых годах: "В молодости меня отдали учиться сапожному ремеслу, но, сидя днем в мастерской, я все время дремал, клевал носом. Спросишь, почему?

Да потому, что ночами вместе с такими же отчаянными парнями я ходил воровать. У нас в уезде становой пристав был малый не промах. Он нам так говорил: "Ну, молодцы: ночь темней — вору прибыльней. Мне нужны два барана. Остальное ваше — сколько унесете". Ну, раз такое дело, то шли мы, как говорится, по христианским домам. Снимал я свою бурочку, первым делом псам — хлыстом по морде с плеча, а хлыст у меня был хороший, кизиловый, потом заходили мы в загон, отбирали двух баранов и овец, сколько было по силам.

Барашки — господину становому, овец в нашу овчарню прятали, а потом без промедления становой — что бы ты думал? — сажал нас в кутузку! Но ты послушай дальше! Хозяева, которые видали ночью, как мы у них воровали, спозаранку спешили в участок к становому и говорили: "Такой-то и такой-то нас обокрали!" — "Как так: "такой-то и такой-то"? Они оба сидят в каталажке! Клевету на людей пришли наводить?" И давай их лупцевать — охаживать!..

Но вот какой я тебе расскажу случай: пришли мы однажды к отаре и видим: сторож, молодой еще влашенок [2], но здоровый как бык, и с ним его отец. "Как подойти к отаре? — говорят мне товарищи. — Ведь они нас разбросают, как спички!". Спички, говоришь? А ну-ка… Снимаю я с плеча обрез, ловлю влашеночка в прицел, и — пук! — готово дело, завалился родимый... Папашу его я веревками примотал к одной груше... Ну, я тебе скажу, мы там и набрали добра!". И обо всем этом он рассказывал как о подвигах, со смехом! Видишь, до чего доводит человека искаженная совесть?

А один мой знакомый полицейский, служивший в Конвойном Управлении, не переставая, плакал, потому что преступник, которого ему пришлось конвоировать из одной тюрьмы в другую, за множество преступлений был приговорен военным трибуналом к высшей мере наказания и расстрелян. Полицейский начал разыскивать родственников расстрелянного, кое-кого отыскал и попросил у них прощения. Но один из родственников преступника, живший в Америке, прислал ему такой ответ: "Да его давным-давно надо было расстрелять, ведь столько людей осталось бы в живых!"

Видите, какая [огромная] разница между состоянием полицейского и того человека, о котором я рассказал вам раньше? Первый по долгу службы просто отконвоировал в тюрьму злодея и считал себя виновным [в его смерти]. А второй рассказывал о совершенных им преступлениях, словно о подвигах, и хвалился ими!



1. Коница — городок в Западной Греции, где прошли детские и юношеские годы Старца Паисия. — Прим. пер.
2. Влахи — балканская народность, проживающая в горных районах Греции и разговаривающая на романском диалекте. — Прим. пер.



Ложное не приносит человеку покоя

— Геронда, может ли помочь человеку молитва других, если, веря своему помыслу, он создал свой собственный мир?

— Раз он создал свой собственный мир, то что ему за нужда в помощи... Человек создал целый собственный мир! Думаешь, это пустяк? Гляди: если кто-то своим помыслом создает свой собственный мир, то, думаешь, он имеет покой, чувствует радость? Это ложь. А ложь оставляет человека без извещения. Предположим, кто-то вынужден сказать ложь, чтобы спасти своего ближнего. Он может спасти его даже от смерти, однако ложь при этом не перестает быть половиной греха.

Иногда человек с добрым помыслом идет на ложь для того, чтобы помочь в каком-то деле и избежать соблазна. К примеру, в монастырь тайно, чтобы никто не знал, приезжает паломник, для того чтобы поделиться своей семейной проблемой, выговориться. А потом в монастырь приезжает, предположим, его брат и спрашивает: "Не было ли у вас такого-то?" Если сказать ему правду, то получится целая история, потому что его брат будет скомпрометирован.

Таким образом, ты вынужден ответить: "Не знаю". Ведь если ты скажешь ему, что тот приезжал, то дело может дойти даже до рукоприкладства. Хотя сейчас мы ведем речь не о таких случаях, все равно необходимо быть внимательным, потому что если три-четыре раза произойдет что-то подобное, то потихоньку человек может зайти и дальше. Привыкнув использовать ложь без необходимости, он исказит свою совесть. Он дойдет до того, что будет сочинять целые сказки, и при этом его совесть совсем не будет его обличать. Потом такое "сочинительство" становится настоящей наукой.

Как же умеют некоторые люди "подгонять" одно вранье к другому, отработав это искусство! О! Для того чтобы убедить тебя в чем-то, они могут сочинить целую небылицу! Как-то раз ко мне в каливу пришел один мой знакомый и одновременно с ним несколько земляков паренька, которому я помогал. У этого несчастного паренька была и голова на плечах, и добрая душа, однако он был лодырем, не хотел работать.

Привык слоняться без дела. Четыре года кряду я бился над тем, чтобы пристроить его к какому-нибудь делу, и в этот раз стал тоже просить его земляков: "Постарайтесь пристроить паренька на какую-нибудь работу. Я и раньше старался ему помочь. Я даже посылал его к моим знакомым в город Касторию [1], чтобы он выучился ремеслу скорняка, но он убежал оттуда. Ведь он еще молодой, жалко, если испортится. У него только одна мать, а отец умер".

Слыша все это, мой знакомый, пришедший одновременно с людьми, к которым я обращался, начал говорить им: "Да, мы с отцом Паисием постарались пристроить парня в учение и сделать из него скорняка. А знаете, сколько денег я угрохал на телеграммы, которые посылал в Касторию тем людям, у которых он учился, чтобы успокоить их после того, как он от них убежал! Ну что там — дело прошлое, о таких вещах лучше помалкивать.

Я тогда так и сказал отцу Паисию: "Горбатого могила исправит". — "Что же он такое несет!", — подумал я, но выражать своего удивления вслух не стал, чтобы не скомпрометировать этого человека. Подумать только! Впервые в жизни услышав об этом пареньке, он сочинил целую небылицу о том, как мы вместе с ним заботились о юноше, как, желая ему помочь, "пристроили его в скорняки" и тому подобное! Он говорил это таким тоном, что даже я стал сомневаться [может быть, это правда]!

— Он говорил Вам это в глаза?

— В глаза. Да еще и при других.

— А что он чувствовал?

— Что он там чувствовал! Произнося всю эту ложь, он чувствовал в себе некое эгоистическое удовлетворение, однако потом испытывал терзание. Думаешь, он имел в себе мир?

— А когда человек, рассказывая о каком-то событии, его немного преувеличивает...

— Да, немножко поливает его соусом!..

— Он делает это от тщеславия?

— Ну от чего же еще? Человек говорит о чем-то с преувеличением от тщеславия, от эгоизма.

— А что поможет такому человеку исправиться?

— Он должен прекратить врать. Он должен знать, что ложь, даже имея смягчающие вину обстоятельства, не прекращает быть половиной греха.

— Геронда, а может ли происходить следующее: нам дают что-то, протягивая руку помощи, а мы считаем, что нам дали это, потому что мы были этого достойны?

— Смотри, если я скажу тебе: "Ты, сестра, можешь достичь меры своей святой!", то, услышав эти слова, ты можешь ненадолго расплыться в глупой улыбке, однако внутреннего покоя иметь не будешь. Ложное не приносит человеку покоя. Как не имеет в себе покоя и тот несправедливый человек, который, обижая других, говорит: "Это мое". Посмотри, турки взяли Константинополь уже столько лет назад, однако, глядя на приезжающих в Константинополь греков, турки чувствуют, что захватили чужое, и смотрят так, словно вернулся хозяин! А ведь они турки, и прошло уже столько лет!



1. Кастория — город в Западной Греции, крупный центр переработки пушнины. — Прим. пер.



Неиспорченная совесть дает неложное извещение

Для человека нет ничего важнее, чем спокойная совесть. Если твоя совесть не обличает тебя в том, что ты мог сделать что-то еще и не сделал, то это великое дело. В этом случае человек имеет постоянную внутреннюю радость и вся его жизнь — торжество, праздник. Эта внутренняя радость дает человеку духовную силу.

— Геронда, а как понять, что наши действия благоугодны Богу?

— У человека есть внутреннее извещение.

— Собственного внутреннего извещения достаточно или необходимы также свидетельства других?

— Я веду речь о человеке, совесть которого не испорчена, а не о том, кто свою совесть исказил. Неиспорченная совесть дает неложное извещение. В этом случае человек чувствует уверенность, надежду и со смирением говорит: "Я не гожусь для Рая, я заслужил вечную муку, однако верую в то, что любовь и милость Божия меня не оставят". Он чувствует это, потому что подвизается, он не сидит сложа руки, успокаивая при этом свой помысл словами: "Бог меня спасет".

Совесть — это страшное дело! Нет более жгучего пламени, нет большей адской муки, чем жжение совести. Угрызения совести — это самый страшный и самый мучительный для человека червь. Те, кто находится в аду, будут вечно мучиться, потому что их будет терзать мысль о том, что они потеряли райские блага за те недолгие годы, которые прожили на земле, хотя и эти земные годы были полны угрызениями совести и внутренним удушьем. Кроме этого, страсти людей, находящихся в адской муке, не будут находить себе удовлетворения, и это будет для них еще одним мучением.

— Геронда, а каким образом монах может на практике переживать "мученичество" совести?

— "Мученичество" совести предназначено не только для монахов, оно — для всех людей, а монахи, кроме того, мучаются и сладкой мукой подвижничества. Однако, в сущности, для человека, который подвизается правильно, "мученичества" совести не существует. Ведь чем большую духовную боль испытывает человек, то есть чем ему больнее — либо за свою скверну, либо оттого что он соучаствует в Страданиях Господа, — тем большим Божественным утешением ему воздается. Если совесть человека спокойна, то, даже имея скорби, расстройства и тому подобное, человек чувствует в себе божественное утешение.

0

593

Пока человек жив, у него много работы, дабы сделать свою душу лучше. Пока он жив, у него есть право на сдачу духовных экзаменов. Если же человек умрет и получит двойку, то из списка экзаменуемых он отчисляется. Пересдачи уже не бывает.

Старец Паисий Святогорец .

http://sh.uploads.ru/t/ispGz.jpg

0

594

http://s9.uploads.ru/t/BvxUk.jpg

Если между мужчиной и женщиной не стоит Бог (в венчанном браке) то между ними встанет диавол, свято место пусто не бывает...

Иоаким (Парр)

http://sg.uploads.ru/t/V0cFe.jpg

0

595

Святые отцы предупреждали нас, что в последние времена мало кто найдет уединение. Это наблюдается сейчас: через телевизор к нам в дом входят все – и колдуны, и плясуны, и все, кого мы в живом виде и на порог бы не пустили.

Протоиерей Валентин Мордасов.

Будем относиться к другим с простотой и спокойно принимать их претензии и замечания. Если человек прост и имеет добрые помыслы, он радуется, когда его злословят.

Преподобный Паисий Святогорец.

Современная молодежь еще потому боится брака, что видит очень мало примеров настоящих крепких семей, где люди не скандалят, не ссорятся, а живут мирно и в согласии, строят домашний очаг, любят друг друга. Таких семей осталось, к сожалению, очень немного. И, соответственно, люди стали бояться семьи...

Одна из основных причин ужасного положения семьи в России — повальная сексуальная распущенность и полная свобода в интимных отношениях до брака. Это мое глубокое убеждение. Виноваты в этом как мужчины, так и женщины. Если бы наши девушки не были бы столь уступчивы — ситуация с браком в целом была бы иной.

Священник Павел Гумеров.

0

596

http://s9.uploads.ru/t/6rQtA.jpg

Как аукнется, так и откликнется. Если ты орешь на своих детей, будь спокоен: придет время, и дети будут орать тебе в ответ. Если ты бьешь своих детей, ну, подожди немножечко, детки окрепнут, и вернут тебе это с прибылью. Если у тебя нет времени на своих детей, то с чего дети найдут время для тебя, когда ты изнеможешь от старости и болезни. Что посеешь, то и пожнешь. И здесь спрашивать: за что мне это все? — совершенно бессмысленно. Это закономерность: что вложили, то и получили. Это касается не только детей. Это касается и отношения с близкими, и отношения с родными, отношения с коллегами по работе. Во всем, как бы вы хотели, чтобы относились к вам, так и вы относитесь к своему ближнему.

Протоиерей Евгений Попиченко.

Нет ни одного человека, который бы не нес свой Крест. Богатые и бедные, красивые и невзрачные, высокие и низкие, и женщины, и мужчины, и дети, и те люди, беспечной жизни которых ты завидуешь – у всех есть свой Крест. Может быть, они радуются своему здоровью, которого ты, допустим, не имеешь, но при этом испытывают душевную боль или находятся в тяжелых обстоятельствах.

Нет ни одного человека, который бы не имел Креста, просто не у всех он такой же, как твой. Это что-то великое – иметь Крест. Это великая тайна. Это один из тех моментов, когда я чувствую, что мне нечего сказать, – не знаю, не знаю ответа.

Помнишь, как преподобный Антоний Великий задал Богу этот же вопрос:

– Господи, почему же так происходит, что богатые люди хорошо живут, доживают до глубокой старости и умирают, не болея, не страдают, ни о чём не беспокоятся, и всё у них хорошо? А бедный, скромный, честный, праведный человек так сильно страдает… Почему же так происходит? Почему один умирает молодым, не успев порадоваться жизни, а другой живет в роскоши, удовольствии, разврате и доживает до 95-100 лет, словно забывая уйти в другой мир, и умирает в глубокой старости? Разве это справедливо? Эти кресты, которые даешь – как их понести? Как на них смотреть?

Этими вопросами задавался святой Антоний, задаются ими и другие, не только ты, – очень многие думают об этом, находясь в тяжелых испытаниях. Но он превратил свои вопросы в молитву, – ни в богохульство, негодование и гнев, а именно в молитву, и сказал:

– Господи, скажи мне, поведай эту тайну!

И Господь ответил ему:

– Антоний, следи за своими делами, а не за Моими! Это Мои тайны, которые не могут вместиться в твоем уме. Ты мучаешься этими вопросами, потому что они превыше твоих сил, они тебя не касаются, твои плечи не смогут их понести.

Архимандрит Андрей (Конанос)

0

597

http://s0.uploads.ru/t/gdLo9.jpg

Мертвые невидимы, но они не отсутствуют.

Блаженный Августин.

Ты знал, что я Творец, но Мне не покорился.
Ты знал, что я есть Свет, но ты Меня не зрел.
Ты знал, что я есть Путь, но ты с дороги сбился.
Ты знал, что я есть Жизнь, но Мною ты не жил.
Ты знал, что Мудрость Я, не чтил Моих законов.
Ты знал, что Я всеблаг, но не любил Меня.
Ты знал, что Я богат, но не просил с поклоном.
Ты знал, что вечен Я, но не искал ни дня.
Я милостив, ты знал, но Мне судьбу не вверил.
Ты знал, что Я велик, но Мне ты не служил.
Что Я могу, всё дать, определить, измерить,
Что всемогущ, ты знал, но ты Меня не чтил.
Так, знай же человек, пылинка во Вселенной,
Пустые дни прожив, не веря, не любя.
Придя к концу земной, короткой жизни тленной,
В погибели своей не обвиняй Меня.

0

598

"Не знаю, что будет, но твердо знаю одно: без веры погибну, с верой же вынесу все".

Иеромонах Василий (Росляков).

0

599

Священник несет великую ответственность. Преподобный Паисий Святогорец.
Священник никогда не может закрыть перед другими дверь своего дома. Священник несет великую ответственность. Кто-то дошел до отчаяния, кто-то болен и нуждается в помощи, кто-то лежит при последнем издыхании...

Одних священник должен принять, других посетить сам. Священник не может отказаться. Души людей находятся в опасности, и он должен им помочь. Если он не поможет этим душам и Бог заберет их неподготовленными, то кто понесет за это ответственность? Разве не священник?

Будучи монахом, я могу закрыть свою дверь и уйти. Я могу исчезнуть с человеческих глаз и незаметно помогать миру молитвой. Потому что распутывать клубки людских проблем - это не мое дело. Мое дело - творить молитву за мир. Я не стал ни священником, ни духовником именно для того, чтобы помогать людям иначе, по-монашески.

Если бы я был священником в миру, то никогда не мог бы закрыть дверей своего дома. Мне всегда, не делая различий между людьми, нужно было бы дать каждому то, что ему требовалось. Прежде я заботился бы о своих прихожанах, а избыток [времени, сил, возможностей] отдавал бы другим - тем, кто просил бы меня о помощи.

Я беспокоился бы не только о верующих, но и о неверующих, и о безбожниках, даже о врагах Церкви. Или, если бы я был духовником и один человек жаловался бы мне на другого, то я звал бы к себе и того - другого, чтобы разобраться в их отношениях. Я звонил бы людям по телефону, чтобы узнать, что с человеком, который ранее пережил какое-то искушение, как живет тот, кто столкнулся с какой-то трудностью. Разве мог бы я при всем этом вести тихую безмолвную жизнь?

Священник должен идти впереди других, чтобы верующие шли за ним. Вон как в стаде: впереди идет вожак, а следом за ним - остальные овцы. Вожак поворачивает рогами вправо, и все овцы поворачивают вправо. Все овцы следуют за главой стада - своим вожаком. Поэтому овцы и не отбиваются от стада - одна овечка тянется за другой. Вожак задает направление, овцы следуют за ним.

- Геронда, а если пастырь любит какого-то одного - доброго - пасомого больше, чем другого, отличающегося чрезмерными претензиями, то это оправдано?

- Вот смотри: ты, к примеру, пастух. У тебя в стаде много ягнят. Одни мирно щиплют травку и радостно блеют, а другие - заморыши или больные - жмутся в сторонке. О каких ты станешь заботиться больше? Разве не о заморышах? А если на каких-то ягнят нападет шакал и они станут жалобно блеять, то к кому ты поспешишь на помощь?

К тем, которые радостно и спокойно пасутся и блеют, или же к тем, которые душераздирающе кричат, прося защитить их от хищника? Пастуху больнее за ягненка израненного, и он заботится о нем особо, пока и тот не станет здоров. И те, кто творит чудеса, и те, кто изранен врагом - диаволом, должны занимать в нашем сердце одинаковое место. Мы не должны внутренне презирать вторых.

К тем, кто прежде вел греховную жизнь, а сейчас подвизается, стремясь отсечь свои страсти, я испытываю больше любви, больше боли, чем к тем, кто не мучим страстями. О первых я помню постоянно. Если в человеке есть внутренняя любовь, то о ней извещается и его ближний, потому что эта любовь услаждает и всего внешнего человека - она делает его краше посредством Божественной Благодати, которую невозможно скрыть, потому что она сияет.

Пастырям, будь они священники или архиереи, было бы хорошо помнить и о Моисее, о том, как он мучился с двумя миллионами строптивого народа. О том, сколько он с любовью молился о своем народе, о том, сколько горя хлебнул он вместе с народом за долгие годы странствия по пустыне, пока не привел их в Землю Обетованную. Приводя все это себе на память, христианские пастыри будут получать неисчерпаемую силу и никогда не возропщут из-за своих страданий - ничтожных по сравнению с теми страданиями, которые пережил Моисей.

0

600

"... Мир находится в состоянии дремоты, греховного сна, спит. Будит его Бог войнами, моровыми поветриями, пожарами, бурями сокрушительными, землетрясениями, наводнениями, неурожаями... Увы! Не слышит он гласа Божия!

Люди почивают на одре лени, самообольщения, а о спасении и думать забыли. Некогда: надо то пороптать, то поспать, то посудить других, а других-то много, ну и некогда подумать о душе своей и о вечности!... "

Схиигумен Савва (Остапенко).

0


Вы здесь » ЗНАКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОРОЧЕСТВ » История и сущность Православия » Старцы и старчество. Наставления и советы.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно