Все призываются к целомудренной жизни. Архимандрит Кирилл (Павлов)
Все призываются к целомудренной жизни
Проповедь о чистоте.
Надо сказать, что душевная и телесная чистота, именуемые целомудрием, вложены в нашу природу при сотворении человека Самим Богом, почему первые люди и были непорочны, ангельски чисты, не имея даже понятия о греховных вожделениях и о различии пола. Поэтому стремление к чистоте душевной и телесной присуще нашей природе, греховные же вожделения вошли в нее лишь после грехопадения человека. И только чистота душевная и телесная приближает нас к Богу, уподобляет чистейшим Ангелам и привлекает к нам Божию благодать.
Целомудрие в Новом Завете стоит в числе первых христианских добродетелей, а девство почитается в Христианской Церкви великим подвигом, воздаянием за который служит Царство Небесное. Все святые подвижники благочестия в первую очередь старались быть целомудренными, ибо они твердо знали, что ничто нечистое и скверное в Царство Божие не внидет.
Святителю Григорию Богослову однажды во сне явились две девы необыкновенной красоты, которые выражали к нему свою самую чистую и горячую любовь. «Кто вы такие»? - спросил их Святитель. - «Одна из нас Чистота, другая - Целомудрие, - отвечали они. - Мы предстоим пред лицем Небесного Царя и наслаждаемся красотою небесных девственников». Видите, как близки к Богу в той, вечной жизни целомудренные!
Святые это знали и оттого так ревностно заботились о душевной и телесной чистоте. Они решались скорее умереть, чем осквернить себя и потерять чистоту. Так к одному известному подвижнику, преподобному Мартиниану, в пустыню однажды под видом заблудившейся бедной странницы пришла блудница. После, переодетая в красивые одежды, она стала соблазнять пустынника на грех, чем воспламенила в нем сильную плотскую брань. Преподобный муж приходил уже в сильное смущение и колебание, но здравый рассудок превозмог искушение: он зажег собранный в кучу хворост и - разутый - стал на него и стоял до тех пор, пока вещественный огонь не погасил огня плотского вожделения.
Другой подвижник, преподобный Иоаникий Великий, одно время был столь сильно обуреваем плотской страстью, что раз, проходя мимо расселины в скале, где гнездился огромный змей, решился скорее принять от него смерть, чем поддаться наконец похоти и осквернить себя. Но только соприкоснулся он со змеем, как тот немедленно подох, а страсть плотская оставила его.
Святая мученица Потамиена решилась лучше быть брошенной в котел с кипящей смолой, чем отдаться в руки своего господина-язычника на поругание. Другая мученица, замужняя женщина, красотою которой прельстился мучитель христиан, чтобы сохранить свое целомудрие, прибегла к такому приему. Она попросила воинов дать ей время, чтобы переодеться в лучшие одежды, а сама в это время вошла в свою спальню и мечом пронзила свое чрево. Так святые заботились о чистоте...
Необходимо также удаляться от развращенных сообществ и людей, не слушать соблазнительных речей; особенно же надо остерегаться девственникам и девственницам общения с лицами другого пола и бесед с ними.
Далее, необходимо соблюдать умеренность в пище и питии, более же всего бояться винопития, от которого особенно разжигается плотская страсть. Невозможно вместе с тем достигнуть чистоты душевной и телесной, не очистив прежде свою душу от прочих страстей: гнева, тщеславия, гордости, уныния, сребролюбия, вражды и иных, подобных им. Необходимо сохранять смирение, иметь сокрушенное сердце и молиться Богу, Который один только и может подать силы к преодолению этой страсти.
Воистину блаженно то тело, которое сохранит себя в непорочности и будет достойно прославления, имеющего последовать во время Всеобщего Воскресения из мертвых. И, напротив, достойно осуждения и оплакивания то тело, которое самоохотно предало себя этой нечистоте и, следовательно, погибели. Радуйтесь и веселитесь вы все, дорогие подвижники благочестия, ради сохранения чистоты подчас и испытывающие скорби, но борющиеся с нападением плотских вожделений, укрощающие их по любви к Господу, ибо великая награда уготована вам за это воздержание!
Таким образом, все призываются к целомудренной жизни, люди всякого состояния. Чистота девственников должна заключаться в совершенном удалении себя от чувственных удовольствий, чистота вдовых - в воздержании от плотских наслаждений после кончины супруга или супруги до самой смерти своей, чистота лиц, находящихся в браке, - в сохранении супружеской верности и умеренном пользовании своими супружескими правами. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мiрские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит.2:11-13), Которому от нас со Отцем и Святым Духом да будет честь и похвала ныне и во веки веков. Аминь
Архимандрит Кирилл (Павлов), проповедь в Неделю о блудном сыне, 1963 г.
(в сокращении)