Мы уже рассматривали символику Шартрского собора, теперь обратим внимание на НОТР ДАМ ДЕ ПАРИ
Величественный собор Нотр-Дам-де-Пари (собор Парижской Богоматери) украшает остров Сите, колыбель города. Собор был построен на месте развалин римского храма по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли. (на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.)
Ещё во время римского владычества тут располагался алтарь Юпитера. У этого алтаря в 360 г. легионеры провозгласили императором Рима военачальника Юлиана, позднее прозванного Отступником за его попытку вернуть Империю в язычество.
И какой знак!!! Второй раз императором на том же месте, но уже в соборе Парижской Богоматери, был провозглашен Наполеон Бонапарт, спустя полторы тысячи лет.
Первый камень в его основание заложил папа Александр III в 1163 г. 170 лет архитекторы и каменотесы трудились над его постройкой и лишь к 1330 г. завершили работу. Несмотря на огромные размеры - длинный неф (130 м), широкий трансепт, глубокие хоры, башни высотой 69 м - собор выглядит очень легким. В XIX в. Виолле-ле-Дюк провел его полную реставрацию. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ)
гаргульи (иногда встречается написание горгульи) — это вовсе не то же самое, что химеры. Хотя их часто путают. Собственно, gargouille переводится с французского как «желоб, водосточная труба». Отсюда и их функциональное, а не только декоративное назначение: эти чудовища (драконовидные змеи) издавна служат для отвода потоков дождевой воды от крыш и стен зданий. Впечатляющие ливневые массы могут извергаться из их пастей далеко за пределы собора, так что гаргульи, по сути, защищают стены храма от повреждений, а фундамент здания — от разрушения.
и химер (это отдельные статуи фантастических существ), установленных у основания башен собора Парижской Богоматери, то это фантастические, гротескные, обычно уродливые существа с телом обезьяны и крыльями летучих мышей, козлиными рогами, змеиными головами и другими звериными атрибутами. Химеры олицетворяют человеческие грехи и силы зла. Их функция, в отличие от гаргулий, — чисто декоративная.На химер Нотр-Дама можно полюбоваться, если подняться на галерею химер (Galerie des chimères). Вся эта балюстрада занята фигурами демонов, монстров и фантастических птиц. В средние века этих скульптурных элементов на соборе не существовало: их, как говорилось выше, решил ввести Виолле-ле-Дюк, чтобы воссоздать фантастическую и загадочную атмосферу средневековья. Виолле-ле-Дюк сам нарисовал химер, а выполнили их пятнадцать замечательных скульпторов XIX века под руководством Жоффруа Дешома (Adolphe-Victor Geoffroy-Dechaume). Виолле-ле-Дюк и его команда не побоялись нового и доказали, что собор Парижской Богоматери — это не музей и не застывший памятник прошлого, а живой храм, который развивается и дополняется новым декором.
Наиболее известная химера Нотр-Дама — это Стрикс (la Stryge) (от греч. strigx, то есть «ночная птица»), крылатый ночной демон, полуженщина-полуптица, испускавшая пронзительные критики и по преданию питавшаяся кровью новорожденных младенцев или похищавшая их в своих когтистых лапах. Плиний Старший в своей «Естественной истории» описывает народное поверье, будто стриксы отравляют детей своим ядовитым молоком. Уже римляне опасались этих зловредных ночных духов, напоминающих вампиров. Химера-стрикс прославилась благодаря офортам французского гравёра Шарля Мериона (Charles Meryon) (1821-1868) с видами Парижа. Вот эта знаменитая гравюра 1853 года:
Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю ( лицо его – скульптурный портрет самого Виоле ле Дюка.).
Строительство собора Парижской Богоматери длилось 170 лет с 1163 по 1285 г, Высота здания : 35 м, длинна 130 м, ширина 48 м. Высота колоколен 69 м. Вес колокола Эммануэль, который находится в восточной башне : 13 тонн, его язык : 500 кг.
Храм может вместить до трех тысяч молящихся.
Именно от Нотр-Дама берут начало все дороги во Франции: на дорожных табличках указано расстояние от собора до любой точки страны.
Приверженцы эзотерических учений утверждают, что архитектура и символика собора Нотр Дам это своего рода зашифрованный свод оккультных учений - именно в этом смысле Виктор Гюго говорил о Нотр Даме как о "наиболее удовлетворительном кратком справочнике оккультизма".
Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены. В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах».
Собор был объявлен Храмом Разума.
Впоследствии, почти до середины XIX века, он подвергался неумелым и варварским переделкам, а революция вообще изгнала из Нотр-Дам де Пари христианский культ, провозгласив собор в ноябре 1793 года храмом Разума. В нем зажгли светильники Истины, и балерина Майер, восседая на престоле и олицетворяя богиню Разума, принимала соответствующие почести. Ее окружала свита дев, которые без всякого стеснения отдавались поклонникам Разума в тех 37 часовнях, которые окружали внутренние стены собора. Наполеон Бонапарт в 1802 году прекратил эти оргии и возвратил храм христианскому культу, а потом под готическими сводами Нотр-Дам де Пари был провозглашен императором.
В июле 1793 года Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», и Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви».
Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.
Начиная с 17 века различные исследователи - Гобино де Монлюизан и Камбриэль - и уже в нашем веке - Фульканелли и Амбелен с большей или меньшей убедительностью раскрывали тайный смысл символики Нотр Дама.
Фульканелли, написавший знаменитую книгу "Загадки соборов" - уже стал авторитетом в этой области - (в нескольких фильмах ужасов, действие которых проходит в оскверненных соборах - где появляется нечистая сила - имеются обязательные ссылки на Фульканелли).
Алхимик Нотр Дама
Прежде всего, говорят, что средневековые алхимики закодировали в геометрии Нотр Дама секрет философского камня. Фульканелли видел немало алхимических символов в архитектурной отделке собора. В частности он писал: "Если, подталкиваемые любопытством, или просто ради праздной прогулки погожим летним днем вы поднимитесь по витой лестнице, ведущей к верхним этажам собора - пройдитесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса. Дойдя до угла образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он - Алхимик Нотор Дама" - пишет Фульканелли.
Известно, например, что алхимики позднего средневековья назначали друг другу встречи у правого входа (двери св. Анны), причём один из них всегда был во фригийском колпаке и указывал путь к статуе Алхимика, запрятанной среди химер на галерее второго яруса…
Виктор Гюго писал по поводу Собора Парижской Богоматери, что это "наиболее полное хранилище герметического знания, чьим символом является церковь Сен-Жак-ля-Бушери".
Алхимики XIV века еженедельно собирались там в день Сатурна, иногда у главного входа, иногда у портала Святого Марселя или у маленькой Красной двери, декорированной саламандрами. Дионисий Захарий пишет, что этот обычай сохранялся до 1539 года "по праздникам и воскресеньям", а Ноэль дю Фэль* пишет, что "встреча происходила в самом соборе".
Там, в сиянии позолоченного свода,** среди разноцветных скульптур, каждый докладывал о результатах работ, намечал круг дальнейших поисков. Они обсуждали возможности; и прямо на месте изучали и толковали древнюю символику.
Дьявол-кузнец
И, наконец, еще одна легенда - о дьяволе-кузнеце. Створки ворот Нотр Дама украшены замечательным узором из кованого железа со столь же удивительными железными замками. Выковать их было поручено некому кузнецу по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, - струхнул не на шутку. Подумав, что ему никогда с этим не справится, он попытался призвать в помощь дьявола. На следующий день, когда канонник Нотр Дама пришел поглядеть на работу - он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его явился настоящий шедевр : фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья - словом, канонник остался доволен. В день, когда отделка ворот была закончена, а замки врезаны - ворота было невозможно открыть! пришлось окроплять их святой водой.
В 1724 году историк Парижа Анри Соваль уже высказывал некоторые мысли относительно загадочности происхождения узоров на воротах Нотр Дама. Никто не знал, как они были сделаны - то ли это было литье, то ли они были выкованы - Бискорне - оставался нем, секрет был утерян с его смертью, и Соваль добавляет: "Бискорне, уязвленный угрызениями совести, погрустнел, стал молчалив и в скором времени умер. Тайну свой он унес с собой, так и не раскрыв его - или из опасений, что секрет будет украден, или же опасаясь, что, в конце концов, выяснится, что никто не видел, как он ковал ворота Нотр Дама"....
Символ Неба
Интересно также толкование символики центрального (западного) круглого витража на фронтоне собора - такие круглые витражи иногда называют "розеткой". Зодиакальные знаки этого витража, а также символы Зодиака высеченные из камня на центральном портике с фигурой Девы Марии обычно толкуют как символ годичного цикла. Однако зодиакальный цикл, изображенный на большом круглом витраже начинается не со знака Тельца, как это принято в западной астрологической традиции, а со знака рыб, соответствующего началу индуистского астрологического цикла.
( Рыбы там – символ связи души индивидуальной с Душой мира, а в поздней греческой эзотерике орфиковрыбы – знак Афродиты-Венеры-Изиды. Её же лунный цикл подхвачен галереей царей иудейских: в истории их было 19, а тут – 28 скульптур)... Согласно греческой традиции знаку рыб соответствует планета Венера. Другой астрологический символ - лунарный цикл воспроизводит так называемая галерея царей, 28 скульптурных фигур изображают, как считается царей Иудейских, но по библии, их было 18 или 19 - тогда как лунный месяц имеет 28 дней - что вы на это скажете?
Наконец – цвета на витражах тоже порой далеки от традиционно христианских. Так в центре Розы Дева Мария изображена в красном плаще и зеленой одежде под ним, тогда как ее традиционный цвет – голубой. Интересно, что по масонской традиции помещение в храме, где посвящают в ранг «Кавалера Востока и Меча» – пятнадцатую степень – разделено на красную и зелёную половины… Это необычное отступление от канона может быть, наверное, объяснено и без масонов, но пока иных объяснений нет.
Впрочем, порой открываются странности и вполне объяснимые. В 1711 году рабочие, пробивавшие стену для устройства захоронения, нашли шесть тесаных камней с барельефами и латинскими текстами. Как оказалось, барельефы, изображающие разных античных богов, взяты были из разобранного алтаря Юпитера. Среди изображений богов есть и портрет императора Тиберия, который правил Римской империей с 14 по 37 г. Судя по надписи «Тиберию, Цезарю Благословенному и Юпитеру – Великая корпорация Паризийских Лодочников», алтарь Юпитера, воплощением коего официально считался Император, был воздвигнут в начале I века лодочниками, перевозившими товары и пассажиров по Сене от Сенона (Мелюн, Melun) до Ротомагуса (Руан). Интересно, что среди римских божеств на барельефах алтаря встречаются и чисто галльские, такие как Тарв, Сернун, Эсс – это вполне в духе политики Тиберия, включавшего в сонм римских богов многие божества завоёванных и присоединенных к Империи стран.
Гвозди Святого Креста
В Нотр Даме хранится гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Крестных гвоздей существует четыре : два хранятся в Италии, и два во Франции - один в Нотр Даме и другой в соборе города Карпантра. Хотя как относительно числа гвоздей (три или четыре) ведутся споры. Ведутся споры и о подлинности реликвий : всего в мире насчитывается 30 подобных гвоздей. Римская церковь Санта Кроче также оспаривает подлинность французских реликвий, и в частности, - из собора Св. Сиффрена (Зигфрида) из Карпантра.
Именно этот гвоздь из собора Карпантра овеян многочисленными легендами. Во-первых, этот гвоздь вовсе не гвоздь, а удила (элемент упряжи). Почему удила : согласно легенде, один из гвоздей (а по другим версиям - три), которыми был распят Иисус Христос, был обнаружен в Иерусалиме матерью византийского императора Константина - Еленой. Из этого гвоздя она приказала сделать удила для лошади Константина, чтобы оберегать его на поле боя.
По прошествии веков эти самые удила оказались в соборе Карпантра. Но называют их все же иногда и гвоздем - Святым гвоздем - потому что гвоздь этот совершил по преданиям множество чудес. Во время эпидемий чумы жители Карпантра использовали его как талисман - прикосновение к гвоздю исцеляло больных и одержимых. Факты чудесных исцелений официально признаны Ватиканом. И самое главное чудо - гвоздь из собора в Карапнтра за почти два тысячелетия существования не заржавел - говорят, что его пытались позолотить, но позолота отставала.
Так выглядят удила из Карпантра. Это рисунок : реликвия хранится в непрзрачном коффре и недоступна для глаз публики.
Существует мнение, что эти удила на самом деле не имеют отношения к крестным мукам Христа - и что на самом деле они были изготовлены здесь же, на месте, древними галлами. Но так этот или нет - неизвестно. В любом случае - металл, из которого изготовлены удила из собора Карпантра не окисляется самым чудесным образом - тогда как с гвоздем из Нотр Дама никаких чудесных историй или легенд о чудесных исцелениях не связано - более того нотр-дамский гвоздь - ржавый.
Терновый венец Иисуса Христа
До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243-1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.
Общий вид собора.
3 портала фасада главного (западного) собора
Подробное описание архитектуры собора
Именно эту статую XIV в., привезенную из часовни Сент-Эньян, называют Парижской Богоматерью.
Южное окно-роза
(справа, если смотреть со стороны входа, т.е. с запада) (La Rose Sud или Rose du Midi) — огромный витраж на южном фасаде трансепта, его диаметр составляет 13 м. Часть этого витража XIII в. сохранилась в первозданном виде. Южная розетка была установлена приблизительно в 1260 году. Общее число витражных фрагментов розы: 84; розетка состоит из четырех концентрических кругов (12 медальонов, 24 медальона, затем 4-дольные и 3-дольные панели). Некоторые части розетки были заменены во время реставрации сначала в XVIII, а затем и в XIX веке. Сейчас многие витражи розетки находятся не на своих местах, и не всегда возможно определить, какая сцена первоначально занимала тот или иной участок композиции. Интересно, что во время реставрации, проводившейся в XIX веке, Виолле-ле-Дюк повернул розетку на 15 градусов, чтобы укрепить ее на прочной вертикальной оси (считается, что это несколько смазало первоначальное впечатление вращения, сохранившееся у северной розетки). Витраж изображает Христа в окружении апостолы, почитаемых во Франции святых, мучеников, мудрых дев...
В четвертом круге витражей изображены двадцать ангелов со свечами, венками и кадильницами, в а также сцены Нового и Ветхого Завета (в третьем и четвертом круге): бегство в Египет, исцеление паралитика, суд Соломона, Благовещение... В третьем круге последовательно представлено девять прекрасно сохранившихся сцен из жизни святого Матфея. Происхождение их неизвестно, однако эксперты единогласно датируют их последней четвертью XII века. Два нижних угловых витража (écoinçons) изображают, соответственно, Сошествие в ад (причем сверху изображены Моисей и Аарон, а снизу искушение Адама и Евы) (с восточной стороны) и Воскресение Христа (с западной стороны) (сверху изображены святая Магдалина и святой Иоанн, а снизу святые Петр и Павел).
Витраж в центральном медальоне розетки не сохранился, и Виолле-ле-Дюк решил заменить его образом Второго пришествия Христа: меч, исходящий из уст Спасителя, символизирует Слово Божие, которое отделяет истину ото лжи. Вокруг изображены символы четырех евангелистов: ангел, орел, телец и лев, а у ног Христа — Книга Жизни и Агнец.
Розетка покоится на поясе витражных просветов (claire-voie) — шестнадцать высоких стрельчатых витражных окон-«ланцетов», в сумме с которыми высота витража достигает 19 метров. Все эти узкие витражи, изображающие пророков, были созданы в XIX веке (1861) художником Альфредом Жерентом (или, на английский манер, Джерентом) (Alfred Gérente) под руководством Виолле-ле-Дюка. По образцу Шартрского собора, в центре представлены четыре великих библейских пророка (Исаия, Иеремия, Даниил и Иезекииль), которые на своих плечах несут четырех евангелистов (Матфей, Марк, Лук и Иоанн), что символизирует связь Ветхого и Нового Завета.
Собор Парижской Богоматери — действующая церковь, где проводятся богослужения с использованием современных видеоэффектов: на прозрачный экран проецируются текст молитвы на французском и английском языках и изображение библейских сюжетов, а сквозь него просвечиваются собственные витражи Нотр-Дама. Представление сопровождает красивая музыка самого большого органа Франции.
Здесь отслужил благодарственный молебен Карл Седьмой, коронованный в Реймсе, куда привела его Жанна д’Арк, вскоре после того сожженная на базарной площади в Руане в 1431 году.
В 1456 г. в соборе Парижской Богоматери начался судебный процесс над Жанной д’Арк, и здесь же она была канонизирована 16 мая 1920 г.
В соборе Парижской Богоматери до сих пор отмечаются многие важнейшие события национального значения: здесь был коронован Наполеон, 26 августа 1944 г. отслужена торжественная месса по случаю освобождения Парижа, 12 ноября 1970 г. — заупокойная месса по генералу де Голлю.
Очень интересный источник -книга ВАСИЛИЙ БЕТАКИ «В ПОИСКАХ ДЕРЕВЯННОГО СЛОНА» или ОБЛИКИ ПАРИЖА
Отредактировано ЕленаЭсперанса (2011-09-11 23:00:28)