Итак, Храм Христа Спасителя. Очень непростая история выходит, друзья!
Место на котором стоит храм, ныне это улица, называемая Пречистенка
Итак, улица Пречистенка возникла из дороги, по которой царь ездил к русской святыне – чудотворной иконе Пречистой Девы. Но тогда улица называлась по-иному – Черторье, Чертолье, Чертольская, по здешней местности, восприняв ее историческое именование – Чертолье, – и лишь с 1658 года стала официально называться Пречистенкой. Старомосковский топоним Черторье-Чертолье заслуживает того, чтобы мы уделили ему дополнительное внимание, ибо загадка его непроста и представляет собой скорее всего не чисто лингвистический, а историко-культурный феномен. Большинство москвоведов считают, что урочище Чертолье, известное с XIV века, было названо по ручью и глубокому оврагу Черторый или Черторой (о котором в наше с вами время напоминает лишь Чертольский переулок, проходящий между Пречистенкой и Гагаринским переулком, бывшей улицей Рылеева). Ручей вытекал из существовавшего в те времена Козьего болота, тек вдоль нынешнего Бульварного кольца (в частности – Гоголевского бульвара) и затем впадал в Москву-реку. Из-за весенних паводков или обильных дождей ручей Черторый временами бывал многоводным, бурным и промыл, прорыл глубокий овраг. Это было самое настоящее, с крутыми склонами, препятствие. И в Москве, и в других местах такие овражистые формы рельефа раньше называли чертороями, видя в них «происки» нечистой силы; другими словами, Черторой-Черторый может восприниматься как производное от словосочетания черт рыл. Составители справочника «Имена московских улиц», объясняя так – «черт рыл» – наименование местности Чертолье, делают, правда, и одну оговорку: «Не исключено, однако, что название связано с какой-то чертой (границей), проходившей по этому оврагу. В первой четверти XVII века здесь находилась податная Чертольская слобода сотни посадских людей». Профессор-географ Э. М. Мурзаев в разгадке тайны Черторыя попытался увидеть более отчетливую связь названия местности с религиозными воззрениями, точнее – с мифологическими представлениями наших предков. Этот исследователь считал, что первое место по топонимической активности среди мифических персонажей действительно принадлежит «наиболее популярному герою потустороннего мира – черту», поскольку географические названия от слова черт насчитываются десятками, если не сотнями. Впрочем, и профессор Э. М. Мурзаев вынужден оговориться: ссылаясь на работы академика Н. И. Толстого, он напомнил, что слово черт традиционно присутствует в русской народной географической номенклатуре (вместе со словами, скажем, бутырки, кулижки, яма, враг/овраг, котлы и др.), где оно означает просто «болото» и выступает как нарицательное слово.
Однако дальше всех в разгадке тайны имени ручья Черторыя и урочища Чертолье пошел признанный знаток Москвы, археолог и этнограф, доктор исторических наук М. Г. Рабинович. На эту тему он сделал интересное научное сообщение в 1989 году на 1-й Всесоюзной научно-практической конференции «Исторические названия – памятники культуры». М. Г. Рабинович обратил внимание специалистов на необходимость сопоставить данные топонимики, географии, археологии и истории религии. Ученый подчеркнул, что на правом берегу Черторыя в районе современных Обыденских переулков и сейчас еще прослеживается небольшое городище с крутыми склонами и расплывшимся валом. В центре городища стоит каменная церковь Ильи Обыденного (по ней-то и даны имена переулкам), построенная на месте более древней церкви с тем же названием. Историки и этнографы установили, что церкви Ильи Пророка ставились в древности на местах жертвенников Перуна, повелителя грозы и грома в славянской мифологии. Кстати, именно образ христианского святого Ильи частично заменил языческого Перуна. Не забудем и то, что Перун считался также покровителем княжеской дружины; храмы его почти всегда ставились на возвышенности. М. Г. Рабинович, сопоставляя эти и другие факты, предложил новое, неожиданное и даже в чем-то парадоксальное, решение загадки топонима Чертолье, связывая его с местонахождением древнего до-христианского культового сооружения, с древним культом Перуна и пришедшим ему на смену в народной религиозной традиции пророка Илии. Впрочем, Михаил Григорьевич, опытный исследователь, не посчитал свою гипотезу окончательной и сформулировал ее вторую часть в виде вполне логичного вопроса: не относится ли корень черт- в названии к повергнутому Перуну, на месте святилища которого впоследствии была выстроена в один день («обыденная») христианская церковь по какому-то особому случаю, как это было принято в древности? Не будет ли у нас основания тогда считать имя Чертольского переулка тоже связанным с религиозными верованиями, но только относящимся еще к дохристианской эпохе? Действительно, любопытная версия, хотя и нуждающаяся в дополнительных аргументах.
Как бы то ни было, спустя некоторое время после начала посещений Новодевичьего монастыря набожному царю Алексею Михайловичу пришла в голову мысль о том, что не подобает дороге к обители Пречистой Божией Матери носить название, упоминающее сатану. И 16 апреля 1658 года вышел царский указ, который повелевал Чертольские ворота города называть впредь Пречистенскими, а Большую Чертольскую улицу именовать Пречистенской. Довольно скоро это новое имя дороги и улицы оказалось втянутым в ряд старомосковских названий, оканчивающихся на -ка (Варварка, Ильинка, Воздвиженка), и превратилось в топоним Пречистенка.
http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/89749/Gorbanevskiii_-_Moskva:_kol'ca_stoletiii.html
Пречистенка улица
Прежние наименования:
до 1658 года - Большая Чертольская
с 1658 по 1921 годы - Пречистенская, Пречистенка
с 1921 по 1990 годы - Кропоткинская
с 1990 года - Пречистенка
Интересное наблюдение:
С Пречистенки началось знакомство с Москвой молодого Михаила Булгакова - здесь жили его родственники и друзья. Потом тут "поселятся" любимые герои писателя: на самой Пречистенке - профессора Преображенский и Персиков, в ее ближайших переулках - Мастер и Маргарита. Недалеко от Пречистенки - в Нащокинском переулке - была последняя квартира самого Булгакова.
В доме №9 жил друг писателя, художник группы "Бубновый валет" Борис Шапошников.
http://mosday.ru/forum/viewtopic.php?t=2229
О том что конкретно стояло на месте Храма до переноса на именно это место Алексеевского монастыря, точно неизвестно…
Собор Алексеевского монастыря в Чертолье
Обратите внимание на четвертый рисунок сверху: План, наложенный на план храма Христа Спасителя, найденный и опубликованный В.А. Рябовым
http://www.archi.ru/lib/publication.htm … 5&sl=1
В 1472 году монастырь впервые упомянут в летописи как Алексеевский, с тех пор можно отсчитывать его историю, собственно, как Алексеевского.
В 1514 году деревянный монастырь сгорел, и великий князь Василий III приказывает зодчему Алевизу Фрязину на этом месте выстроить каменную церковь с престолами во имя Алексия, человека Божия в честь святителя – митрополита Алексия. Очередной опустошительный пожар, разгоревшийся в 1547 году, стал причиной ногою, что по велению царя Ивана Грозного монастырь перенесли ближе к стенам Кремля, приблизительно (не приблизительно, а точно) в район нынешнего месторасположения храма Христа Спасителя.
На новом места Алексеевский монастырь также не раз подвергался опасности. В период Великой Смуты в 1612 году его разорили поляки. К 1625 году Соборный храм монастыря восстановили, но он вновь сгорел при пожаре и заново его отстроили уже в 1634 году. Именно тогда был сооружен двухшатровый храм Алексеевского монастыря. Храм был построен по типу церкви Рождества Богородицы, расположенной в Путниках – она сохранилась до наших дней. Это была последняя церковь (1648 год), построенная с такими куполами. В последующем вышел указ патриарха Никона о запрете строить на Руси шатровые храмы, и о возвращении к старинному крестово-купольному строительству. Указ этот отменили лишь после смерти Никона.
В Алексеевском монастыре приняла под именем Таисии постриг жена будущего патриарха Никона, после чего он и сам принял пострижение. На монастырском кладбище покоятся многие знатные и известные жители Москвы того времени: князь А.Шаховской, князь Щербатов, братья Панины, сестра боярыни Морозовой Евдокия Урусова.
Алексеевскому монастырю преподносили дары самые высокопоставленные государственные особы. Перед образом святого Алексия висела лампадка, которую подарил храму первый царь династии Романовых – Михаил Федорович. Здесь находились и дары, принесенные патриархом Филаретом, матерью Петра I, царицей Натальей Кирилловной, князем Ромодановским, а также многими неизвестными мирянами. К большим христианским праздниками и к именинам царей Алексея Михайловича, а затем Алексея Петровича для праздничной трапезы монахиням присылали провизию из Кремля. В его стенах хранилась икона Грузинской Божией Матери – ее день ежегодно отмечали 15 октября, в честь избавления Москвы от моровой язвы, которая случилась в 1655 году.
Война 1812 года причинила Алексеевскому монастырю значительный ущерб. Монахини самоотверженно спасали от врага ценное монастырское имущество. Они закопали драгоценности в землю, сверху поставили свои кровати, и лежали, изображая смертельно больных, покрытых ужасными язвами. Французские солдаты не осмелились даже приблизиться к монахиням, опасаясь заразиться.
Несмотря на отважное поведение монахинь, дальнейшая судьба Алексеевского монастыря почти трагична. В связи с тем, что на месте монастыря запланировали строить храм Христа Спасителя в память о подвиге русского народа в войне 1812 года и в честь Христа, император Николай I повелел переселить Алексеевский монастырь в Красное Село к Воздвиженской церкви (сейчас Верхняя Красносельская улица). Были снесены все монастырские постройки, включая и уникальный храм, который сохранился при пожаре 1812 года. В это время разобрали и Всехсвятскую церковь, высившуюся на Алексеевском холме. Восстановили эту церковь на новом месте только в конце 19 века.
С событиями этого периода связана история о проклятии игуменьи Алексеевского монастыря. После того, как 17 октября 1837 года в Алексеевском монастыре закончилось последнее богослужение и монахини были готовы к объезду, настоятельница приказала приковать ее цепями к дубу, который рос во дворе, и отказалась покинуть обитель. Этот поступок был воспринят как бунт и настоятельницу насильно заставили покинуть монастырь, после чего она будто бы прокляла это место, сказав, что никакой храм здесь долго не простоит.
http://www.moscow.org/moscow_encycloped … astery.htm
На месте строительства храма находился древний Алексеевский монастырь и церковь Всех Святых. Монастырь в 1837 был переведен в Красное село близ Сокольников, а строения монастыря — сломаны. Во время рытья котлована под фундамент храма были обнаружены два старых кладбища, одно из которых возникло, видимо, после эпидемии чумы 1771 года.
http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=685093
но скорее все гораздо серьезней:
ТАЙНА ЧЕРТОЛЬСКОГО УРОЧИЩА
Инженер Д. ИВАНОВ.
…В начале тридцатых годов, поступив в Управление строительства Дворца Советов, я получил достаточно ответственное задание — определить кубатуру стен и пилонов храма Христа Спасителя, что было связано с подготовкой взрыва здания. Большая авторитетная комиссия, состоящая из видных архитекторов, в соответствии с “духом времени” приговорила храм к небытию. Решение комиссии, принятое с благословения “высокого начальства”, обрело силу закона.
…мы не спеша обошли территорию бывшего храма и, сориентировавшись на местности, решили, что наш подземный ход ведет к Кремлю. С этими мыслями мы уселись на ступени полуразрушенной широкой лестницы, спускавшейся от бывшего храма к Москве-реке. Для нас было очевидно, что обнаруженный нами подземный ход соединял подворье Малюты Скуратова, находившееся в древнем Чертолье, с палатами Ивана Грозного в Кремле. Спустя столетие после смерти Грозного государев дьяк Василий Макарьев, выполняя тайное поручение правительницы Софьи Алексеевны, наверняка пробирался из Кремля по этому ходу и заметил в одном из отсеков сундуки с книгами.
Ответвление же хода мимо ржавой железной двери, которую нам не удалось открыть, по всей вероятности, ведет к Ваганьковскому холму, где в свое время располагался двор Ивана Грозного, то есть к современному дому Пашкова. Но еще известно, что из Кремлевского подземелья был проложен подземный ход до Большого Харитоньевского переулка, где находился Сокольничий дворец Ивана Грозного, а потом каменные палаты князей Юсуповых. В этом доме находится Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени Ленина (ВАСХНИЛ)
.…
http://mos-nj.narod.ru/1980_/nj8901/B/index.htm
Ю.Воробьевский написал эти слова более 10 лет назад…:
Характерно: в Москву были перенесены названия тех мест, где равноапостольный князь Владимир крестил киевлян. Топонимические совпадения с Киевом строго локализованы в районе нынешнего Храма Христа Спасителя... Так рождается поразительная версия: ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ ПОВТОРИЛ В ЭТОМ РАЙОНЕ МОСКВЫ ДЕЯНИЕ СВОЕГО ПРЕДКА!
Если эти выводы верны, почему же главное деяние князя было столь сокровенно доселе?.. Не для того ли, чтобы именно сейчас на его фоне особенно ясно узреть угрозу обратного повторения сакральной истории? Там, где завершалось крещение Руси, инфернальным агентам очень желательно возбудить процесс сатанизации народа. Да, не войдут ли в его тело — вслед за изгнанным атеистическим бесом— семь злейших?
Знаком такой паганизации стала "война символов", разгоревшаяся на священном пространстве столицы. Речь— о попытках внести в росписи Храма Христа Спасителя антихристианскую символику. Некоторые "специалисты" извлекли из архивов эскизы, отвергнутые еще во времена архитектора К.А.Тона... Вот Богородица восседает на троне, ножки которого изображены в виде копыт, а подлокотники— в виде змей. Вот шести- и пятиконечные звезды вместо нимбов святых. Вот сияет масонская дельта— заключенное в треугольник всевидящее око "великого архитектора Вселенной". Немало откровенно масонской символики предлагалось и для новой, нижней части храма. Священник Леонид Калинин, главный художественный консультант, был вынужден вымарать до двух тысяч подобных эскизов, ходатайствовать об отстранении от работы некоторых "мастеров". Среди них был и один из руководителей проекта, демонстративно носивший на лацкане пиджака маленький значок— золотую перчатку, пальцы которой сложены в ритуальный жест...
Вокруг Храма Христа Спасителя так и вьются неоязычники. Буквально в двух шагах от него, в одном из старинных особняков, расположился офис организации, называемой "Духовное Движение России". Стоит вам появиться в этой комнате с постоянно горящей на столе свечкой, вы слышите: "Здесь святилище. Здесь собираются только боги". Тут же всем присутствующим предлагают определить по дате рождения свое "вечное имя". Естественно, языческое. Кто оказывается Стрибогом, кто Ладой, а кто Костромой. Нет, Движение не зациклено на "русских ведах". "Опираясь на традиции богоискательства русской интеллигенции", сегодня здесь предоставят зал для пропаганды возрождения родовых культов, а завтра для кампаний секты "Сахаджа-йога", члены которой поклоняются индуистской богине зла Кали.
"Путей к богу много" — так считают в Движении. Один из его руководителей — художник Г.Ф.Козлитин, также безуспешно предлагавший свои работы для Храма Христа Спасителя. Теперь он выступает за "достойную" встречу 2000-летия христианства. В содружестве с учеными-лазерщиками и компьютерщиками (весьма внушительный список организаций-соисполнителей имеется) художник хочет устроить для москвичей грандиозное шоу. А именно— голографический фильм на апокалиптическую тему. Действо должно происходить опять-таки рядом с Храмом Христа Спасителя.
Проект, оцененный в гигантскую сумму, предложен мэру Москвы, но ответа пока не получено, сетует г-н Козлитин. Зато есть интерес за рубежом.
— Наверно, в Израиле?— спрашиваю я.
— Да, — несколько удивившись моей догадливости, отвечает собеседник,
Вот она, пародия на Второе Пришествие! Как и многие другие фантастические технологии, надо полагать, это ноу-хау вскоре окажется в сейфе какого-нибудь соросовского учреждения. До времени.
К чему все это ведет, напоминает старинная фреска в построенном Андреем Боголюбским храме Рождества Пресвятой Богородицы: Страшный Суд и грозные ангелы. Они сворачивают звездное небо, как свиток...
Итак, готовятся "ложные чудеса" для явления антихриста. Сказано: лжепророк "...сделает великие знамения, так что и огнь низведет с неба на землю перед людьми, и он обольстит живущих на земле" (Апок. 13: 11-18).
Так что же за действо предлагает г-н Козлитин? Об этом — речь впереди. Ближе к Точке Омега...
Да, тень "зело гордого" боярина вновь бродит над Кучковым полем. Неоязыческая чернь уже поклонилась идолу, которого не знали вятичи — золотому тельцу! А попущенная за грехи наши власть "князей да бояр" готовит унию с безбожным "новым мiровым порядком"!
Все это так, но мистическая судьба Константинополя нам провиденциально заказана.
http://rus-sky.com/history/library/omega/omega1.htm
Фото 1936 года:
http://caves.ru/threads/276---?s=c5245e4e47b359f436429bbda34d6db0
Тайны московских подземелий
http://www.liveinternet.ru/users/appass … 105924772/
Подземный ход в Кремль
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1476/
Посмотрите, что за храм Христа Спасителя хотел соорудить Александр I:
http://www.spasi.ru/xrr/xxs.htm
Просто Очень интересно!:
Забелин И.Е. История города Москвы. М., 1905.
http://www.rusarch.ru/zabelin1.htm