Оксана написал(а):к пророчествам да, но не к толкованиям
Как-то А.И. Осипов сказал, что ему постоянно присылают различные варианты толкования книги Откровения, он их читает, а потом радуется, что у него есть печка.
Пророчества преподобного Серафима Саровского о последних временах
Эсхатологические моменты в пророчествах прп. Серафима Саровского в контексте святоотеческого учения
Вопросы будущего видимого мира, вопросы нашего будущего, как и сотни лет назад, продолжают волновать, наверное, каждого человека. Но благодаря тому сокровищу, какое мы имеем и бережно храним, благодаря Преданию Церкви, каждый человек способен найти ответ на любой вопрос.
Для нас с вами, православных христиан, грозная проповедь о кончине времен – не отвлеченные рассуждения и не теоретические познания из учебников по богословию.
Эсхатология Православной Церкви чрезвычайно развита и богата. С самого начала своего существования христианство свидетельствовало и по сей день не перестает свидетельствовать о неизбежной кончине всего существующего в материальном мире.
Все мы прекрасно осознаем, что Православие – смысл, содержание русской истории. Русское государство на протяжении своего тысячелетнего существования никогда не мыслилось вне православного христианства.
Пожалуй, только Россию можно назвать Святой наравне со Святой Землей Палестины. Она свята своей верностью идеалу Христову; она свята своими подвижниками благочестия. И благодаря этой святости она становилась, крепла, отражала нашествия иноплеменников, развивалась и процветала.
Будущее нашей Родины, будущее России зависит от того, насколько мы будем верны евангельским заповедям, насколько мы будем тверды в отеческом благочестии. Именно для нас, живущих на земле, для укрепления нашей веры, для пробуждения совести, для поддержания духовной бодрости и трезвения святые по внушению Духа Святого произносили пророческие речи о последних временах. Одним из таких святых был преподобный Серафим, светильник земли русской, которого поистине можно назвать пророком, возвестившим нам с вами тайны последних времен.
Преп. Серафим Саровский: «Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия, православная вера будет попрана, люди отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет…».
Это одно из пророческих слов Преподобного находится в полном согласии с высказываниями других подвижников благочестия, живших ранее. Действительно, по всеобщему святоотеческому мнению, одним из признаков «последних времен» является отступление христиан от истинной веры. О падении нравственности в христианах и даже в среде духовенства пророчествовали многие широко известные святые, такие как, например, свт. Кирилл Иерусалимский (IV в.) [3, с. 228-229]; преп. Нил Афонский Мироточивый (XVI в.) [9, с. 14 -15]; свт. Нифонт Цареградский (XV в.) [12, с. 128] и другие.
Множество раз в беседе со своими духовными чадами преподобный Серафим говорил о жесточайших бедствиях и гонениях на христиан в «последние времена»: «…кровопролитие будет ужаснейшее, великие бедствия, православная вера будет попрана… Во дни той великой скорби, о которой сказано, что не спаслась бы никакая плоть, если бы, избранных ради, не сократились оные дни, <…> в те дни… остатку верных предстоит испытать на себе нечто подобное тому, что было испытано некогда Самим Господом, когда Он, на кресте вися… почувствовал Себя Своим Божеством настолько оставленным, что возопил: Боже мой! Для чего Ты Меня оставил! Подобное же оставление человечества Благодатью Божией должны испытать на себе последние христиане». И здесь Серафим Саровский вторил древним отцам и учителям.
Лактанций, учитель Церкви (III-IV в.): «Когда приблизится последний конец для мира, тогда зло возрастет, все виды пороков и злодеяний участятся, справедливость исчезнет, вера, милосердие, мир, скромность и истина перестанут существовать. Насилие и дерзость будут изобиловать. Никто не будет проявлять сыновних чувств к родителям <…>. Будут убийства и кровопролития. Будут войны, войны не только между чужими и пограничными государствами, но и междоусобные. Достоинство власти не будет уважаться, <…> все будет иметь сходство с разбоем, будут расхищения и опустошения <…>. Коротко сказать, такие настанут условия жизни, что живущих будут провожать слезами, а умирающих приветствовать. Города будут уничтожаемы – иногда огнем, иногда мечом, иногда частыми землетрясениями, иногда наводнениями, иногда эпидемией и голодом. Земля ничего не будет рождать, оголенная или крайним холодом, или чрезмерной жарой. Воды не будут ни полезны для употребления в пищу, ни годны для питья <…>. И когда все так случится, то надо будет знать, что крайне близко время, когда Господь придет для того, чтобы изменить мир» [11, с. 345-346].
Преп. Нил Афонский Мироточивый, святой XVI века: «В то будущее время, благодаря силе величайшей преступности и распутства, люди лишатся благодати Святаго Духа, какую они получили во святом крещении, а равно потеряют и угрызения совести…» [2, с. 172-173].
Преп. Антоний Великий в наставлении к инокам говорит: «Придет время, возлюбленные дети мои, когда вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств; смирение заменится гордостию; многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым добрых дел, любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие… Настанет некогда время, и человеки вознегодуют» [4, с. 21].
Как мы можем видеть, все слова Преподобного о «великой скорби» последних времен, об оскудении нравственности, об отступлении людей от истины вполне традиционны для святоотеческой мысли и находятся в полном соответствии с пророчествами подвижников благочестия и учителей Церкви.
Единство эсхатологической мысли обусловлено действием Духа Святаго, не перестающего, по слову Евангелия, устами праведников, стяжавших Его благодать, наставлять верных чад Божиих «на всякую истину» (Ин 16:13) и обличать мир «о грехе и о правде и о суде» (Ин 16:8).
Кроме общих характеристик религиозно-нравственного облика людей, описания катаклизмов и скорбей «последних дней» великий Саровский подвижник говорил и о времени пришествия Христова.