Три главных темы для обсуждения, заявленные в декларации, –отношения между Церквями, проблемы христиан в мире и будущее человечества – насколько обширны, настолько же и естественны для беседы предстоятелей двух Церквей. Обсуждение отношений двух Церквей, разделившихся тысячелетие назад, вовсе не означает начала работы по их воссоединению – канонические и догматические расхождения слишком сильны. При этом, естественно, в декларации выражается сожаление о самом факте раскола и говорится и о том, что объединяет, и о том, что разъединяет.
Является ли этот призыв экуменистическим, как того опасались многие в нашей Церкви? Нет, тут есть сожаление о разделении и надежда на воссоединение – но любой христианин, естественно, сожалеет о разделении Церкви, как бы он при этом ни относился к его причинам и какими бы заблудшими или еретиками ни считал отколовшуюся паству.
Поэтому, когда в декларации говорится о том, что «в решимости прилагать все необходимое для того, чтобы преодолевать исторически унаследованные нами разногласия, мы хотим объединять наши усилия для свидетельства о Евангелии Христовом и общем наследии Церкви первого тысячелетия, совместно отвечая на вызовы современного мира», тут важнее всего именно указание на вызовы наших дней, одинаково угрожающие всем христианам. Никакого размывания основ православия, филокатоличества или экуменизма из таких призывов не вытекает. Кроме того, в декларации Ватикан пошел на фактическое осуждение самой практики «униатства», то есть перевода православных под власть римского понтифика:
«Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства».
Точно так же осуждается и прозелитизм:
«Православные и католики объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова в современном мире. Эта миссия предполагает взаимное уважение членов христианских общин, исключает любые формы прозелитизма.
Мы не соперники, а братья: из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру. Призываем католиков и православных во всех странах учиться жить вместе в мире, любви и единомыслии между собою (Рим. 15, 5). Недопустимо использовать неподобающие средства для принуждения верующих к переходу из одной Церкви в другую, пренебрегая их религиозной свободой и их собственными традициями».
Получается, что тысячелетняя политика Католической церкви по отношению к православной – включая униатство, прозелитизм – признана на уровне папы неправильной. Да, Ватикан в последние десятилетия и так говорил о недопустимости прозелитизма, но теперь это зафиксировано в совместной декларации, а осуждение практики униатства вообще беспрецедентно.
Но саму декларацию не стоит рассматривать как список уступок, компромиссов или подводных камней – все-таки в первую очередь это политический документ о том, что «православные и католики должны научиться нести согласное свидетельство истины в тех областях, в которых это возможно и необходимо», потому что «человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен».
Статья здесь
Там много. Рекомендую.